ФРАЗОВЫЙ КОНСТРУКТОР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Логопедия | |||
Автор: Мурсалимова Анастасия Владимировна Толокнова Юлия Васильевна | |||
07.12.2024 14:08 | |||
ФРАЗОВЫЙ КОНСТРУКТОР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
МАДОУ 82 г. Томск Важнейшей из задач дошкольного образования является развитие связной речи у детей, так как оно способствует не только развитию речевых способностей, но и непосредственно влияет на их интеллектуальные способности. Двадцать первый век – это время развития компьютерных технологий. Все дети имеют: компьютеры, планшеты, телефоны, телевизоры, но растет количество детей с речевыми нарушениями. Проблема заключается в том, что современная речь ограничивается короткими фразами, предложениями. А речь богатая синонимами, определениями и дополнениями у детей дошкольного возраста является довольно редким явлением. Именно поэтому развитие связной речи является актуальной проблемой в настоящее время.
Причины, по которым необходимо развивать связную речь в настоящее время у детей дошкольного возраста:
Дети охотнее занимаются правильным построением фраз, если перед ними визуальная поддержка. В качестве такой опоры используются фразовые конструкторы. Фразовый конструктор — это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения. Цель — формирование и развитие связной стороны речи детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Задачи, на которые направлено данное пособие:
В состав игр входят персонажи, живые существа, слова-предметы по различным лексическим темам, символы действий (глаголы), слова, выражающие эмоции, и схемы предлогов. Материал подобран по разным темам, что дает возможность обобщать, классифицировать и сравнивать предметы. В игре может принимать участие как один ребе7нок, так и группа детей. В ходе игры ребенок учится составлять предложения разного типа (от простых к сложным) и объединять их в истории. Сначала детей знакомят с изображениями персонажей, а затем с символами глаголов (слов действий). С помощью фразового конструктора дети учатся составлять простые двусоставные предложения по модели: существительное + глагол или глагол + существительное (например, мама идет, собака бежит, Саша рисует). Составление предложений (существительное + глагол + существительное: «Папа увидел собаку»). Составление предложений (прилагательное + существительное + глагол: «Зеленый стол стоит»). Составление предложений с дополнением (прилагательное + существительное + глагол + существительное: «Рыжая кошка пьет молоко»). Составление предложений с добавлением предлога (существительное + глагол + предлог + дополнение: «Лампа стоит на столе»). Составление пятисловных предложений (прилагательное + существительное + глагол + предлог + дополнение: «Красная лампа стоит на столе»). Составление предложений с использованием союзов, «существительное» + «прилагательное» + «А» + «существительное» + «прилагательное» ( «Помидор красный, а огурец зеленый»); «существительное» + «глагол» + «И» + «существительное» + «глагол» ( «Бутерброд съел и чай выпил»); предложения с элементами подчинения. Новизна данного опыта по применению фразового конструктора заключается в том, что визуальная опора формирует у ребенка способность планировать и проговаривать последовательность слов в предложении, видеть его структуру. Дети строят предложения самостоятельно или по примеру воспитателя, а также повторяют фразы, сказанные воспитателем или другими детьми. Главное, что дети с удовольствием занимаются построением предложений. Таким образом, дети дошкольного возраста не заучивают слова и предложения, а формируют языковые навыки. Чтобы повысить интерес детей к данному пособию, в работе используются различные игровые прие7мы, игровые ситуации, элементы соревнования. Практика показала, что данное игровое пособие обогащает словарный запас детей, позволяет запомнить последовательность слов и самостоятельно составить предложение. Данный опыт может быть использован на занятиях в качестве индивидуализации обучения с применением нестандартных решений и творческих заданий.
|