Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.» |
Логопедия | |||
Автор: Беклемешева Марина Сергеевна | |||
19.12.2024 10:21 | |||
Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.» Выполнила: учитель — логопед Беклемешева Марина Сергевна., МАДОУ№24, г. Томск Цель: Автоматизация и дифференциация звуков [с] и [ш]. Задачи: 1. Коррекционно — образовательные:
2. Коррекционно — развивающие:
3. Коррекционно — воспитательные:
Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе. Играть по правилам. Оборудование для педагога: песочница с сухим песком, щёточка (широкая кисточка), валик, палочка, пластиковые листики, камешки, счётные палочки, картинки слов со звуками [с] и [ш], символы звуков [с] и [ш], схемы правил поведения в песочнице, совок, веник, щётка для разравнивания песка, фигурки Сони и Мишы. Оборудование для детей: широкая кисточка, палочка, листики, камешки, счетные палочки, картинки слов со звуками [с] и [ш]. Предварительная работа: Подбор речевого материала и игрушек, знакомство со схемами правил поведения. Ход занятия. Вводная часть: Организационный момент. Логопед: «Ты любишь путешествовать? (Ответы). Тогда мы с тобой сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она необычная, песочная. А еще нужно знать правила песочной страны, только тогда песочная Фея, которая следит за порядком в Песочной стране, разрешит нам поиграть в песок. (Повторяются правила игры с песком). Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней стороной, затем тыльной стороной ладони. Какой песок на ощупь? (сухой, шершавый, мягкий). Давай с ним поздороваемся: «Здравствуй песок! Послушай... Он с нами здоровается. Ты слышишь?... Плохо слышишь, потому, что ему грустно и одиноко. Он говорит очень тихим голосом. А давай его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. Теперь двумя руками. Вы слышишь, как он смеется? (Звучит фонограмма смеха.) Основная чать. 1. Логопед: «В Песочной стране дует сильный ветер (фонограмма ветра). Попробуйте, дуя в трубочку, создать маленький ветерок. (учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок). Посмотри в песке спрятались картинки с артикуляционной гимнастикой. Давай их найдем. (ребенок сдувает песок и ищет картинки).» 2. Логопед: «Давай теперь пройдем к зеркалу и выполним эти упражнения.» 3. Логопед: «Давай вернемся с тобой в песочную страну.» Логопед даёт задание: «Если ты услышишь звук [ш], спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей». Ребёнок выполняет соответствующие движения, логопед одновременно произносит ряд согласных звуков. Логопед даёт следующее задание и настраивает ребёнка быть внимательным: «Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш». Ребёнок вместе со взрослым или самостоятельно выполняет инструкцию. 4. Логопед предлагает ребёнку построить на песке из листочков дорожку (выложить их в ряд, змейкой или по кругу). Логопед: «Шагай двумя пальчиками по дорожке и повторяй «сва-сво-сву», «сма-смы-смо», «ску-ско-ска» и т.д. А теперь рядом построй дорожку из камешков и ракушек, шагай по ней и повторяй «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо», «што-шту-шта». (Можно повторять слоги с оппозиционными звуками «сма-шма», «шка-ска», «сву-шву». Речевой материал зависит от уровня речевой подготовки ребёнка и стадии автоматизации звука). 5. Физминутка Логопед: «Ты молодец! А теперь повторяй за мной! Раз — подняться, потянуться, Два — согнуться, разогнуться, Три — в ладоши три хлопками, На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, А на шесть — тихонько сесть. 6. Логопед предлагает ребёнку закрыть глаза и быстро закапывает в разных местах песочницы мелкие предметы и игрушки. Ребёнок открывает глаза и слушает задание взрослого: «В песочнице для тебя закопаны игрушки. Возьми кисточку и аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [с] и [ш] произноси правильно». Далее логопед выкладывает на песок в противоположные стороны два символа звуков и даёт инструкцию: «Разложи игрушки к картинкам: со звуком [с] – к «насосу», со звуком [ш] – к «шарику». Назови, с каким звуком игрушек больше». 7. Логопед: «Из палочек, камешков в левом верхнем углу песочницы выложи девочку. Придумай ей имя со звуком [с]». Ребёнок: «Соня, Саша, Света». Логопед: «Соня нарисовала воздушный шар. Возьми палочку и нарисуй на песке справа внизу от Сони свой воздушный шар. Придумай предложение про Соню и воздушный шар, звуки [с] и [ш] произноси правильно». Ребёнок: «Соня купила воздушный шар. Соня надула воздушный шар. Соня нарисовала воздушный шар. Соне купили воздушный шар». 8. Логопед: «Посмотри, на столе стоит что-то еще. Давай откроем платочек и узнаем что там. Посмотри тут Маша и ее друзья. Расскажи где стоит Маша, где стоит мишка и т. д. Поставь Машу между мишкой и волком. Кто стоит справа от мишки, слева?» Заключительная часть Рефлексия. Логопед: «Пришла пора прощаться с нашими песочными друзьями и возвращаться обратно в детский сад. Давайте попрощаемся с Песочной страной и ее жителями, с песочной Феей. Для этого все убираем, разглаживаем песок, прижимаем ладони к песку и прощаемся. Теперь, протяни руки над песочницей и сделайте движение, как будто ты скатываешь шарик. Приложите его к сердцу и повторите за мной: «Я беру с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему я научился!» До следующей встречи в Песочной стране!» Тебе понравилось наше путешествие? Какие звуки мы сегодня закрепляли? Что больше всего запомнилось? С каким настроением ты вернулся из Песочной страны?
|