Использование метода экспериментирования в логопедической практике с дошкольниками |
Логопедия | |||
Автор: Глотова Зоя Ивановна | |||
17.01.2025 08:45 | |||
Использование метода экспериментирования в логопедической практике с дошкольниками Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста помогает решить ряд проблем в их речевом развитии. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время, как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря детей. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?»
В ходе детского экспериментирования дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается связная речь). На коррекционно-развивающих занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а экспериментировать, самостоятельно добывая знания. Игры-эксперименты – это игры, обучающие детей знаниям посредством открытия. Особое значение эти игры приобретают в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, Экспериментально-исследовательская деятельность не является основной целью в работе учителя – логопеда, а выступает как инструмент, так как большинство детей-логопатов, наряду с речевыми нарушениями, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности. У дошкольников с ОНР наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость, чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Для развития ребенка большое значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой они приобретались. Наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований. Коррекционно-развивающие занятия дают большой простор для осуществления исследовательской деятельности детей. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и, в то же время, работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его детям так, чтобы побудить их самих к находкам и открытиям. Задачи, реализуемые играми-экспериментами:
Игровые эксперименты для развития фонематического слуха: «Где звенит?» Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. «Шумящие коробочки» Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д.. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. «Подбери картинку или игрушку» Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку. «Слушай, пробуй, как звучит» Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. «Угадай, что звучало» Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами. Постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10. При этом идет процесс формирования пространственных представлений, усвоение предложно-падежных конструкций, составление предложений с союзом — а -. Игры- эксперименты при развитии анализа и синтеза: Своё развитие экспериментальная деятельность в области анализа и синтеза получает на втором году обучения детей с общим недоразвитием речи, поскольку к этому времени у дошкольников возрастает уровень представлений о звуках, словах и предложениях, формируется комплекс буквенных образов-представлений, позволяющих совершать переход от звуков к их графическому изображению. Кроме того, на 7 году жизни у детей формируются такие качества, как целеполагание, стремление довести начатое дело до конца (А что же получится?), желание испытать свои возможности, то есть начинают формироваться волевые установки, определяющие деятельность детей 7 года жизни. На коррекционно-развивающих занятиях необходимо представлять детям не только готовый материал, но и побудить самих детей к находкам, к открытиям в усвоении родного языка. Необходим тот материал, который может вызвать естественный интерес к экспериментальной деятельности, создаёт базу к развитию языкового чутья (игры: «Составь слово из первых звуков названий картинок, «Подбери слова к звуковой модели»). Игры-эксперименты в развитии речевого дыхания: «Поймай воздушную струю» Ребенку предлагается подуть на вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме. «Греем руки» В этом упражнении учим детей сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются. «Футбол» Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры — загони машину в гараж. «Фокусник» Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным. Применение игр-экспериментов для развития лексико-грамматического строя речи: В процессе игр-экспериментов происходит накопление активного и пассивного словаря. Ребенок усваивает качественные прилагательные, обозначающие цвет, температуру (холодный, горячий, теплый), относительные прилагательные, обозначающие тип поверхности (гладкий, шершавый, ребристый, выпуклый), материал (деревянный, стеклянный, металлический, пластмассовый...). В активный словарь вводятся глаголы: шуршит, гремит, шипит, звенит, тонет..., а также однокоренные глаголы с разными приставками, наречия: громко, тихо, холодно, тепло, быстро, медленно.... Ребенок усваивает антонимы: холодный и горячий, толстый и тонкий. Происходит более быстрое формирование навыков словоизменения, в том числе: согласование прилагательных с существительными в числе, роде и падеже, согласование и управление в сочетаниях числительных с существительными, усвоение форм сравнительной степени прилагательных и наречий, предложно-падежных конструкций, усвоение причастия как одной из глагольных форм, например, шуршащий, плавающий. Во время игры ребенок учится строить предложения различных типов: простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные с придаточными причины, следствия. Игры с магнитами позволяют ребенку заключить, что магнит притягивает, например, железный шуруп и железную гайку, но он не притягивает деревянный шарик и фарфоровое блюдце. К магниту прицепились две железные (стальные) шайбочки, два железных винтика и не прицепились пять пластмассовых гаек. О результатах эксперимента ребенок рассказывает, усваивая при этом согласование числительных и прилагательных с существительными и относительные прилагательные. Эксперименты со светом. Для них нам нужны электрический фонарик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала. С помощью пускаемых нами солнечных зайчиков мы учим ребенка употреблять предложно-падежные конструкции, учим согласованию прилагательных с существительными. Ребенок усваивает приставочные глаголы: солнечный зайчик подбежал к Машиной кукле, от Машиной куклы убежал, между красным мячиком и синим кубиком пробежал … Развивается пространственное восприятие: солнечный зайчик в комнате слева, справа, вверху справа и т.д.. Вывод: Экспериментальная деятельность с использованием наглядно — практического материала на коррекционно-развивающих занятиях:
Учитель-логопед З.И. Глотова
|