Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование метода экспериментирования в логопедической практике с дошкольниками
Логопедия
Автор: Глотова Зоя Ивановна   
17.01.2025 08:45

Использование метода экспериментирования в логопедической практике с дошкольникамиИспользование метода экспериментирования в логопедической практике с дошкольниками

Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста помогает решить ряд проблем в их речевом развитии. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время, как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря детей.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?»

 

В ходе детского экспериментирования дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается связная речь). На коррекционно-развивающих занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а экспериментировать, самостоятельно добывая знания.

Игры-эксперименты – это игры, обучающие детей знаниям посредством открытия. Особое значение эти игры приобретают в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями,

Экспериментально-исследовательская деятельность не является основной целью в работе учителя – логопеда, а выступает как инструмент, так как большинство детей-логопатов, наряду с речевыми нарушениями, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности. У дошкольников с ОНР наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость, чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Для развития ребенка большое значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой они приобретались.

Наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований. Коррекционно-развивающие занятия дают большой простор для осуществления исследовательской деятельности детей. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и, в то же время, работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его детям так, чтобы побудить их самих к находкам и открытиям.

Задачи, реализуемые играми-экспериментами:

  • расширять и углублять информацию об окружающем мире, формировать на этой основе системы представлений
  • развивать у детей мыслительные операции — анализа, синтеза, сравнения, обобщения
  • развивать речь дошкольников, обучать их вопросительной и доказательной форме речевого взаимодействия
  • формировать потребность в организации познавательного общения со взрослым
  • развивать абстрактное и логическое мышление детей
  • учить воспитанников ставить вопрос, анализировать, находить правильный ответ и делать вывод.

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха:

«Где звенит?» Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

«Шумящие коробочки» Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д.. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.

«Подбери картинку или игрушку»

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

«Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

«Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами. Постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

При этом идет процесс формирования пространственных представлений, усвоение предложно-падежных конструкций, составление предложений с союзом — а -.

Игры- эксперименты при развитии анализа и синтеза:

Своё развитие экспериментальная деятельность в области анализа и синтеза получает на втором году обучения детей с общим недоразвитием речи, поскольку к этому времени у дошкольников возрастает уровень представлений о звуках, словах и предложениях, формируется комплекс буквенных образов-представлений, позволяющих совершать переход от звуков к их графическому изображению. Кроме того, на 7 году жизни у детей формируются такие качества, как целеполагание, стремление довести начатое дело до конца (А что же получится?), желание испытать свои возможности, то есть начинают формироваться волевые установки, определяющие деятельность детей 7 года жизни.

На коррекционно-развивающих занятиях необходимо представлять детям не только готовый материал, но и побудить самих детей к находкам, к открытиям в усвоении родного языка. Необходим тот материал, который может вызвать естественный интерес к экспериментальной деятельности, создаёт базу к развитию языкового чутья (игры: «Составь слово из первых звуков названий картинок, «Подбери слова к звуковой модели»).

Игры-эксперименты в развитии речевого дыхания:

«Поймай воздушную струю» Ребенку предлагается подуть на вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме.

«Греем руки» В этом упражнении учим детей сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

«Футбол» Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры — загони машину в гараж.

«Фокусник» Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.

Применение игр-экспериментов для развития

лексико-грамматического строя речи:

В процессе игр-экспериментов происходит накопление активного и пассивного словаря. Ребенок усваивает качественные прилагательные, обозначающие цвет, температуру (холодный, горячий, теплый), относительные прилагательные, обозначающие тип поверхности (гладкий, шершавый, ребристый, выпуклый), материал (деревянный, стеклянный, металлический, пластмассовый...). В активный словарь вводятся глаголы: шуршит, гремит, шипит, звенит, тонет..., а также однокоренные глаголы с разными приставками, наречия: громко, тихо, холодно, тепло, быстро, медленно.... Ребенок усваивает антонимы: холодный и горячий, толстый и тонкий.

Происходит более быстрое формирование навыков словоизменения, в том числе: согласование прилагательных с существительными в числе, роде и падеже, согласование и управление в сочетаниях числительных с существительными, усвоение форм сравнительной степени прилагательных и наречий, предложно-падежных конструкций, усвоение причастия как одной из глагольных форм, например, шуршащий, плавающий.

Во время игры ребенок учится строить предложения различных типов: простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные с придаточными причины, следствия.

Игры с магнитами позволяют ребенку заключить, что магнит притягивает, например, железный шуруп и железную гайку, но он не притягивает деревянный шарик и фарфоровое блюдце. К магниту прицепились две железные (стальные) шайбочки, два железных винтика и не прицепились пять пластмассовых гаек. О результатах эксперимента ребенок рассказывает, усваивая при этом согласование числительных и прилагательных с существительными и относительные прилагательные.

Эксперименты со светом. Для них нам нужны электрический фонарик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала. С помощью пускаемых нами солнечных зайчиков мы учим ребенка употреблять предложно-падежные конструкции, учим согласованию прилагательных с существительными. Ребенок усваивает приставочные глаголы: солнечный зайчик подбежал к Машиной кукле, от Машиной куклы убежал, между красным мячиком и синим кубиком пробежал … Развивается пространственное восприятие: солнечный зайчик в комнате слева, справа, вверху справа и т.д..

Вывод:

Экспериментальная деятельность с использованием наглядно — практического материала на коррекционно-развивающих занятиях:

  • способствует развитию у детей навыков фонематического слуха, речевого дыхания, языкового анализа и синтеза
  • делает привлекательным овладение навыком чтения
  • развивает познавательный интерес к изучению родного языка
  • воспитывает у детей стремление к поисковой, мыслительной деятельности.

Учитель-логопед З.И. Глотова

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 2 (364) выйдет
19 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год