НЕСТАНДАРТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ДОМА С РЕБЁНКОМ 5-7 ЛЕТ. |
Логопедия | |||
Автор: Коровкина Светлана Андреасовна | |||
19.01.2025 21:09 | |||
НЕСТАНДАРТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ДОМА С РЕБЁНКОМ 5-7 ЛЕТ. Всем логопедам, работающим с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, приходится сталкиваться с необходимостью предлагать родителям выполнять дома вместе с детьми рекомендации учителя-логопеда. Принимая во внимание, что родители являются полноценными участниками образовательного процесса, педагоги могут надеяться на посильную помощь со стороны родителей. Тем не менее, рано или поздно логопедам приходится сталкиваться со следующей ситуацией: придя в логопедическую группу, первое время родители и, соответственно, дети выполняют все рекомендации, приклеивают, рисуют, повторяют. Но постепенно энтузиазм пропадает, выполнение рекомендаций превращается в рутину. В большинстве своём рекомендации в той или иной степени предполагают «натаскивание», закрепление навыка путём многократного повторения. Безусловно, обойтись без определённой доли «натаскивающих» упражнений нельзя, да и в литературе можно найти очень интересные варианты традиционных заданий. Нетрадиционные задачи требуют, с одной стороны, больше времени, с другой стороны побуждают ребёнка к активной деятельности, как интеллектуальной, так и речевой. Они не содержат правильных, заранее известных результатов, учат ребёнка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения. Предлагая к выполнению необычные задания, логопед решает сразу несколько задач: вызывает заинтересованность не только у детей, но и у взрослых; стимулирует мыслительную, творческую и речевую деятельность, пробуждает воображение и фантазию, рутинная работа приобретает положительную эмоциональную окраску и доставляет удовольствие. Нестандартные рекомендации обязательно предполагают творчество. Это может быть как и художественное, так и иное другое. Также нестандартные рекомендации могут быть дополнением к обычным, стандартным, но они привносят элемент фантазирования, побуждают к познанию нового. Часто такие задания направлены и на выполнение определённых воспитательных задач – учат детей добру, справедливости, уважительному отношению к близким и окружающему миру. При выполнении заданий взрослый помогает ребёнку получить и осмыслить информацию из повседневной действительности, окружающего природного мира, литературных источников, мультфильмов. Сложность такого подхода в том, что приходится учить не только детей, но и родителей, понимание со стороны родителей приходит не сразу. Родители настроены на обучение, похожее на облегчённый курс школьной программы, поэтому важно заинтересовать не только детей, но и родителей, без их участия, особенно на начальном этапе, ничего не получится. На первых этапах задания простые, часто к традиционным заданиям просто добавляется непривычный компонент. Задания и их результаты обсуждаются, дети рассказывают, объясняют, рассматривают, делятся впечатлениями. Важно то, что к выпуску дети могут оценить свою и чужую работу, спокойно воспринимают замечания, признать, что кто- то справился лучше, не боятся ошибиться и высказать своё мнение. Этими принципами мы руководствуемся при разработке домашних рекомендации родителям, режимных моментов. Ниже приводится несколько примеров таких заданий.
Кто герои мультфильма? В какое время года они рыбачат? В какое время суток происходит действие мультфильма? В какое время суток заканчивается история? На какую наживку рыбачили медвежата? Почему медвежата увидели в реке облако? Как менялось настроение медвежат и почему? В каких словах можно услышать звук О? Какое настороение было у тебя во время просмотра мультфильма? - Найди во время просмотра мультфильма как можно больше букв О. В какой момент истории их очень много? - Нарисуй в тетради для нескольких слов дорожку из облаков. Каждая буква «плывёт» на своём облаке. Если буквы читаются слитно (слогом), то облака держатся за руки. 3. Послушай стихотворение «Муха – Чистюха». Жила-была Муха-Чистюха. Всё время купалась Муха. Купалась она в воскресенье В отличном клубничном варенье. В понедельник – в вишнёвой наливке. Во вторник – в томатной подливке. В среду – в лимонном желе В четверг – в киселе и смоле В пятницу – в простокваше, В компоте и манной каше. В субботу, помывшись в чернилах, Сказала: «Я больше не в силах! Ужасно – жужжасно устала, Но, кажется, чище не стала!» - Придумай занятия для Мухи – Чистюхи для каждого дня недели. В словах обязательно должен быть звук Х или Хь. Занятия могут быть связаны с явлениями или объектами природы, одеждой, предметами в доме, продуктами и т.д. Попроси взрослого записать их в тетерадь. Р.: В воскресенье Муха вязала меХовые варежки. Спрячь букву Х в портрете Мухи — Чистюхи (муха красивая, нарядная). 4. Послушай скороговорки: - Дядя Тихон ходит тихо, тихо ходит дядя Тихон. - Не тут, а там топает гиппопотам, топает гиппопотам не тут, а там. - От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. Попробуй повторить каждую из них сначала медленно, а потом быстро. Выбери все слова со звуками Т и ТЬ. Отхлопай каждое из них по слогам. Выбери по одному примеру слова – из одного слога, из двух слогов, из трёх, из четырёх. Попроси взрослого записать их в тетрадь – от самого длинного к самому короткому. - Для любого героя скороговорки выбери подарок. Дядя Тихон – плед, гиппопотам — лужайка, лошадь – попона. Нарисуй выбранного героя с подарком. Подарок укрась буквами Т – разного цвета и размера, заштрихованными, в горошек, клетчатыми и т.д. все буквы должны быть раскрашены по-разному! 5. Посмотри мультфильм «Соломенный бычок, смоляной бочок» - Спрячь букву Л в рисунке к сюжету мультфильма. 6. Представь, что Баба – Яга прилетела на своём помеле к тебе в гости и просит познакомить с предметами современной действительности, в названии которых есть звук Г или ГЬ. — Составь предложение и нарисуй рисунок, например: «Баба – Яга играет на гитаре». - Напечатай (т. е. нарисуй) печатную букву Г. Подумай, в какую букву из имени твоей гостьи можно превратить букву Г. Рядом нарисуй эту букву, букву Г внутри этой новой буквы выдели другим цветом. 7. Нарисуйбукву Ю (можно боком или вверх тормашками). Продолжи рисунок так, чтобы буква Ю стала частью другого рисунка. Букву Ю выдели цветом или жирной линией. 8. Послушай сказку Владимира Сутеева «Это что за птица?». Б — — — — Рассмотри иллюстрации к сказке. Назови «имена» всех героев сказки. Выбери тех, чьи «имена» пишутся с буквы П. С одного или разных звуков начинаются их «имена»? Вспомни, чьи части тела получил Гусь? Назови их правильно (Р.: павлиний хвост). Чем покрыто тело всех птиц? С какого звука начинается это слово? С какой буквы пишется? - Герои сказки выложили на песке букву П из птичиьих пёрышек.. Нарисуй такую букву П. 9. Послушай стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова». Попробуй подобрать другие слова. Например: теплое слово – печь, круглое слово – мяч, пушистое слово – котёнок (первое слово предлагает взрослый, второе слово придумывает ребёнок). Попроси взрослого записать пары в тетрадь. К любой из строчек стихотворения нарисуй рисунок. 10. Посмотри мультфильм «Волк и телёнок». Ответь на вопросы: Кто из героев мультфильма дикие животные, а кто – домашние? Как ты думаешь, почему волк не съел телёнка? Как волк ухаживал за телёнком? Кто настоящие родители телёнка? Понравился ли тебе мультфильм? Почему? - Придумай 1- 2 предложения с коротким словом НА к сюжету мультфильма (взрослый записывает в тетрадь). - Для каждого героя мультфильма подобери сложное слово. Например: у медведя круглая голова – он круглоголовый. 11. Послушай внимательно считалку. Скачет зайка косой под высокой сосной, у корней за сосной скачет зайка второй. Что делает первый заяц? Посчитай по порядку зайцев (до 10 – по числу пальцев). Придумай занятия для других зайцев и попроси взрослого записать их в тетрадь (например: третий заяц шевелит ушами). 12. Подумай! Отгадай загадки – обманки. Определи, какой звук – глухой или звонкий (Ф или В слышен в отгадке). Нарисуй отгадку – контур предмета и заштрихуй аккуратно. Рядом нарисуй колокольчик (если звук звонкий). Если звук глухой, то нарисуй колокольчик и зачеркни его одной линией. Чтоб зимой не мёрзли руки, мама мне связала (брюки?) — нет … Утро холодное, слякоть, туман, спрятал скорее свой нос я в (карман?) — нет, в … (Агеева И.Д.) 13. Послушай предложение. Белкин след ведёт к дуплу, мышкин — к дырочке в полу. (И. Токмакова) Его можно немного изменить, если добавить короткое слово А.Внимательно прослушай новое предложение. Белкин след ведёт к дуплу, а мышкин — к дырочке в полу. Попробуй самостоятельно изменить другие предложения, вставив короткое слово А. Погляди – ка, у зайчонка мёду – полных два бочонка, … морковки нету. (В. Данько) Рыба плавает в море, … кот сидит на заборе. (М. КуКудинов). 14. Послушай стихотворение «Вышел тигр погулять» Раз, два, три, четыре, пять, вышел тигр погулять. Заперёть его забыли, раз, два, три, четыре, пять. Он по улице идёт, ни к кому не пристаёт, Но от тигра почему-то разбегается народ. Кто на дерево забрался, кто укрылся за ларёк, Кто на крыше оказался, кто забился в водосток. А на ёлке, как игрушки, разместились две старушки. Опустел весь город мигом – ведь опасны шутки с тигром. Видит тигр — город пуст: "Дай-ка, — думает, — вернусь. В зоопарке веселей, Там всегда полно людей!" (Эдуард Успенский) Ответь на вопросы: — Почему тигр пошёл гулять? - Почему люди разбегались? - Что значит «опустел мигом?» - Кто ещё, кроме людей, мог убегать от тигра? Придумай, кто именно испугался тигра (это могли быть не только люди, но и животные) и куда они побежали. Составь предложения с коротким словом К.Например: «Полосатый кот побежал к дереву». 15. Послушай стихотворение «Снегопад». Маленькие ёлки и большие ели Что-то приумолкли, что-то присмирели. Снег с утра до ночи, всё засыпать хочет: и в лесу всё тише, и снега всё выше. Ёлочки – подружки говорят друг дружке: - Слишком много снега, тяжело макушке. Подумай: какое настроение у этого стихотворения? Что значит «приумолкли» и «присмирели»? Нарисуй рисунок к этому стихотворению. Дополни рисунок так, чтобы по картинке можно было составить предложение с коротким словом НАД. Например: Белые воздушные снежинки кружатся над ёлочками. 16. Посмотри мультфильм «Трое из Простоквашино». Вспомни рассказ «Корова для кота Матроскина», составленный на занятии в группе. Взрослый начинает предложение, ребёнок заканчивает. Если ребёнок не может вспомнить, взрослый читает рассказ сам. Затем ребёнок пересказывает (можно с помощью взрослого). Третий раз ребёнок пересказывает самостоятельно. Я живу (в деревне Простоквашино). У меня есть большое (стадо). В нём много (коров, быков и телят). Одну корову я (хочу подарить коту Матроскину). Её зовут (Мурка). Она маленькая, меньше (остальных коров), (белого) цвета с (рыжими пятнами). Рога у неё (крутые), уши (торчат в разные стороны), глаза (хитрые), морда (крупная). Ноги у Мурки (короткие), копыта (широкие). Вымя (большое), а хвост (с кисточкой на конце). Эта корова (хитрая) и (сообразительная). Она сама (пасётся летом и ест самую сочную и вкусную траву). На зиму ты, Матроскин, должен (накосить сена и высушить его). У коровы родится (телёнок или тёлочка), вместе им будет (веселее). Жить Мурка должна в (коровнике). За ней нужно (хорошо ухаживать), и тогда у Мурки будет (много молока). А из него можно сделать (сливки, масло, простоквашу, сыр). Нарисуй корову Мурку. Безусловно, творчески работающему педагогу будет интересно и самому увидеть те интересные решения, которые придумают дети вместе с родителями. Ведь именно при выполнении таких заданий дети могоут проявить свою смекалку и фантазию. Коровкина Светлана Андреасовна, учитель-логопед. МКДОУ «Детский сад № 480», г. Новосибирск
|