Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Авторское методическое пособие по профилактике искажений структуры предложения «Гусеница».
Логопедия
Автор: Баязитова Анна Андреевна   
21.01.2025 16:03

Авторское методическое пособие по профилактике искажений структуры предложения «Гусеница».Авторское методическое пособие по профилактике искажений структуры предложения «Гусеница».

Одна из важных проблем, с которой сталкиваются педагоги у младших школьников – Это дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. На письме такой тип дисграфии выглядит следующим образом: нарушение деления предложений на слова проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь — “идедошь”; в доме — “ вдоме”); раздельное написание слова (белая береза растет у окна — “белабе заратет ока”); раздельное написание приставки и корня слова (наступила — “на ступила”). С подобными нарушениями в написании предложений можно проводить пропедевтическую работу ещё в дошкольном возрасте в рамках логопедического пункта. Для этого можно использовать авторское методическое пособие «Гусеница». Пособие так называется потому что состоит из дисков, которые выстраиваются друг за другом в цепочку, похожую на гусеницу. С его помощью легко и интересно строить схемы предложения, выделять отдельные слова, «наращивать» предложения, дифференцировать основные части речи, формируя объём представлений о них и опираясь на символы-подсказки. А так же учиться отвечать на вопросы и задавать свои собственные вопросы к каждому отдельному слову в предложении. Все эти навыки, полученные в игре абсолютно точно пригодятся каждому ребёнку на этапе формирования письменной речи и при работе с текстом.

 

Посмотреть видео о пособии

Пособие состоят из деревянных дисков, на которых изображены символы – подсказки. Их можно разделить на 4 вида:

  1. Двухсторонние диски, с одной стороны диск пустой – символизирует слова, отвечающие на вопрос ЧТО? (неживое), с другой изображена бабочка – символизирует слова, отвечающие на вопрос КТО? (живое).
  2. Двухсторонние диски, с одной стороны две прямые линии – символизирует слова, отвечающие на вопрос Что делает? Что сделал и т.д. (слова-действия), с другой изображена волнистая линия – символизирует слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какие? (слова-признаки).
  3. Маленький диск, пустой с обеих сторон. Символизирует союзы, частицы и предлоги (маленькие слова).
  4. Маленький диск, пустой с обеих сторон, отличающийся по цвету от всех слов, символизирует точку (конец предложения).

Начинать работу с пособием необходимо со знакомства ребёнка с каждым видом диска. Игровое знакомство, например, может выглядеть следующим образом:

На этапе автоматизации звука в слове логопед подбирает существительные с заданным звуком и просит ребёнка задать к ним вопрос: кто? или что?, подобрав соответствующий диск. Когда эти символы ребёнок запомнил, можно предложить к существительным подобрать описание (шапка какая? тёплая, пушистая, шерстяная). А к следующему слову подобрать слово-действие (кошка что делает? лежит, играет). Так, чередуя задания ребёнок подбирает нужные диски и запоминает символы.

После этого этапа можно переходить к составлению предложений. Речевой материал подбирается под конкретного ребёнка и его нарушение речи. Сначала мы просто выкладываем предложения, например: Саша бежала за кошкой. К каждому слову логопед задаёт вопрос, ребёнок на вопрос отвечает и выкладывает диск.

После того, как все слова выложены, задаём вопрос? Предложение закончилось? В конце ставим «точку», а первое слово немного сдвигаем вверх, проговаривая, что первое слово пишется с заглавной буквы. Можно обыграть начало и конец предложения как голову и хвост гусеницы. (Выложил гусеницу, пусть поднимет голову). Видеозапись применения пособия «Гусеница» Вы найдёте в приложении.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 2 (364) выйдет
19 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год