Веселая артикуляционная гимнастика
- Прокофьева Наталья Михайловна, учитель-логопед
- Толокнова Юлия Васильевна, учитель-логопед
МАДОУ №82 г.Томск
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.
Перед всеми специалистами, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков правильного звукопроизношения. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Цель: Развитие и совершенствование артикуляционной моторики, необходимой для правильного звукопроизношения.
Задачи:
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
- Развитие подвижности и дифференцированности движений языка, губ и щек.
- Формирование необходимых артикуляционных укладов.
- Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
- Автоматизация поставленных звуков (в рамках индивидуальной программы коррекции).
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
Принципы построения комплекса:
- Игровая форма: Каждое упражнение представлено в виде игры или сказочного сюжета, что способствует повышению мотивации детей.
- Наглядность: Использование картинок, игрушек, видеороликов и других наглядных материалов делает занятия более интересными и понятными.
- Постепенность: Упражнения подобраны от простых к сложным, что позволяет постепенно развивать артикуляционную моторику.
- Индивидуальный подход: Комплекс может быть адаптирован к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ребенка. Упражнения выбираются и модифицируются в зависимости от речевого диагноза и этапа коррекционной работы.
- Регулярность: Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику регулярно, 2-3 раза в неделю, по 5-10 минут.
Комплекс "Веселая Артикуляция":
(Выполняется 5-10 повторений каждого упражнения. Амплитуда и темп движений регулируются в зависимости от возможностей ребенка.)
- "Лопаточка": (Для развития широкого языка). Инструкция: "Представь, что твой язычок — это лопатка. Покажи, как лопатка чистит снег с нижней губы. Язык широкий, расслабленный, лежит на нижней губе." Вариация: "Лопатка рисует на нижней губе дорожку."
- "Иголочка": (Для развития узкого языка). Инструкция: "Превратим язычок в острую иголочку. Вытяни язык вперед, он должен быть узким и напряженным." Вариация: "Иголочка колет щечку изнутри" (осторожно!).
- "Часики": (Для развития боковых движений языка). Инструкция: "Язычок — это стрелка часов. Он бегает от одного уголка рта к другому. Сначала медленно, а потом быстрее." Вариация: "Посчитаем, сколько раз язычок успеет добежать до уголка рта за 10 секунд."
- "Качели": (Для развития движений языка вверх-вниз). Инструкция: "Язычок качается на качелях. Касаемся то верхней, то нижней губы. Не двигай челюстью!" Вариация: "Качели качаются сначала медленно, а потом быстрее."
- "Вкусное варенье": (Для развития подъема языка вверх). Инструкция: "Представь, что на верхней губе вкусное варенье. Покажи, как ты его аккуратно слизываешь широким языком. Челюсть не двигается!" Вариация: "Варенье размазалось по всему небу. Постарайся его слизать."
- "Чашечка": (Для развития удержания языка в форме чашечки). Инструкция: "Сделай из язычка чашечку. Подними края языка вверх и удерживай ее." Вариация: "Постарайся удержать на язычке маленькуюконфетку."
- "Лошадка": (Для развития силы и координации языка). Инструкция: "Покажи, как цокает лошадка язычком. Старайся делать это громко и четко." Вариация: "Лошадка цокает сначала медленно, а потом быстрее."
- "Грибок": (Для укрепления мышц языка). Инструкция: "Присоси язык к небу. Почувствуй, как натягивается уздечка языка. Удерживай язык в этом положении." Вариация: "Попробуй удержать язык как можно дольше."
- "Заборчик": (Для развития удержания губ в улыбке). Инструкция: "Покажи красивый заборчик из зубов. Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке." Вариация: "Посчитай до десяти, удерживая улыбку."
- "Трубочка": (Для развития вытягивания губ вперед). Инструкция: "Вытяни губы трубочкой, как будто ты пьешь сок. Удерживай их в этом положении." Вариация: "Подуй на воображаемую свечу."
- "Хомячок": (Для укрепления мышц щек). Инструкция: "Надуй поочередно щеки, как хомячок, набивший щеки едой." Вариация: "Перекатывай воздух из одной щеки в другую."
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка.
|