Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Веселая артикуляционная гимнастика
Логопедия
Автор: Прокофьева Наталья Михайловна Толокнова Юлия Васильевна,   
15.04.2025 08:42

Веселая артикуляционная гимнастикаВеселая артикуляционная гимнастика

  • Прокофьева Наталья Михайловна, учитель-логопед
  • Толокнова Юлия Васильевна, учитель-логопед

МАДОУ №82 г.Томск

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

Перед всеми специалистами, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков правильного звукопроизношения. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

 

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Цель: Развитие и совершенствование артикуляционной моторики, необходимой для правильного звукопроизношения.

Задачи:

  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
  • Развитие подвижности и дифференцированности движений языка, губ и щек.
  • Формирование необходимых артикуляционных укладов.
  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
  • Автоматизация поставленных звуков (в рамках индивидуальной программы коррекции).
  • Развитие фонематического слуха и восприятия.

Принципы построения комплекса:

  • Игровая форма: Каждое упражнение представлено в виде игры или сказочного сюжета, что способствует повышению мотивации детей.
  • Наглядность: Использование картинок, игрушек, видеороликов и других наглядных материалов делает занятия более интересными и понятными.
  • Постепенность: Упражнения подобраны от простых к сложным, что позволяет постепенно развивать артикуляционную моторику.
  • Индивидуальный подход: Комплекс может быть адаптирован к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ребенка. Упражнения выбираются и модифицируются в зависимости от речевого диагноза и этапа коррекционной работы.
  • Регулярность: Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику регулярно, 2-3 раза в неделю, по 5-10 минут.

Комплекс "Веселая Артикуляция":

(Выполняется 5-10 повторений каждого упражнения. Амплитуда и темп движений регулируются в зависимости от возможностей ребенка.)

  1. "Лопаточка": (Для развития широкого языка). Инструкция: "Представь, что твой язычок — это лопатка. Покажи, как лопатка чистит снег с нижней губы. Язык широкий, расслабленный, лежит на нижней губе." Вариация: "Лопатка рисует на нижней губе дорожку."
  2. "Иголочка": (Для развития узкого языка). Инструкция: "Превратим язычок в острую иголочку. Вытяни язык вперед, он должен быть узким и напряженным." Вариация: "Иголочка колет щечку изнутри" (осторожно!).
  3. "Часики": (Для развития боковых движений языка). Инструкция: "Язычок — это стрелка часов. Он бегает от одного уголка рта к другому. Сначала медленно, а потом быстрее." Вариация: "Посчитаем, сколько раз язычок успеет добежать до уголка рта за 10 секунд."
  4. "Качели": (Для развития движений языка вверх-вниз). Инструкция: "Язычок качается на качелях. Касаемся то верхней, то нижней губы. Не двигай челюстью!" Вариация: "Качели качаются сначала медленно, а потом быстрее."
  5. "Вкусное варенье": (Для развития подъема языка вверх). Инструкция: "Представь, что на верхней губе вкусное варенье. Покажи, как ты его аккуратно слизываешь широким языком. Челюсть не двигается!" Вариация: "Варенье размазалось по всему небу. Постарайся его слизать."
  6. "Чашечка": (Для развития удержания языка в форме чашечки). Инструкция: "Сделай из язычка чашечку. Подними края языка вверх и удерживай ее." Вариация: "Постарайся удержать на язычке маленькуюконфетку."
  7. "Лошадка": (Для развития силы и координации языка). Инструкция: "Покажи, как цокает лошадка язычком. Старайся делать это громко и четко." Вариация: "Лошадка цокает сначала медленно, а потом быстрее."
  8. "Грибок": (Для укрепления мышц языка). Инструкция: "Присоси язык к небу. Почувствуй, как натягивается уздечка языка. Удерживай язык в этом положении." Вариация: "Попробуй удержать язык как можно дольше."
  9. "Заборчик": (Для развития удержания губ в улыбке). Инструкция: "Покажи красивый заборчик из зубов. Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке." Вариация: "Посчитай до десяти, удерживая улыбку."
  10. "Трубочка": (Для развития вытягивания губ вперед). Инструкция: "Вытяни губы трубочкой, как будто ты пьешь сок. Удерживай их в этом положении." Вариация: "Подуй на воображаемую свечу."
  11. "Хомячок": (Для укрепления мышц щек). Инструкция: "Надуй поочередно щеки, как хомячок, набивший щеки едой." Вариация: "Перекатывай воздух из одной щеки в другую."

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 15 (377) выйдет
30 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год