Конспект индивидуального занятия «Звук [Л]» |
Логопедия | |||
Автор: Серова Людмила Владимировна | |||
07.06.2025 05:42 | |||
Тема: звук [Л]. Цель: автоматизация звука [Л] в словах с открытым слогом. Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные:
Оборудование: настенное зеркало, игра «Найди пару», дидактическая игра «Бродилка», предметные картинки со звуком[Л] в словах с открытым слогом (лапа, лампа, ласты, ластик, луна, ласточка, лодка, лучик, ладонь, локоть, лук, лак, лыжи, лупа, лопата, ландыш, лавка, лось, лапша, лошадь, лампочка, лужа, лукошко, лыжник, ложка) Речевой материал: слова со звуком [Л]: лапа, лампа, ласты, ластик, луна, ласточка, лодка, лучик, ладонь, локоть, лук, лак, лыжи, лупа, лопата, ландыш, лавка, лось, лапша, лошадь, лампочка, лужа, лукошко, лыжник, ложка. Ход занятия 1. Организационный момент Здравствуй. Садись удобно, спинку держи ровно. Мы начинаем наше занятие! Сегодня к нам на занятие кое-кто пришел, а пока он прячется вот в этой коробке и очень хочет, чтобы ты догадалась: кто это? Ходит мать с надменной мордой. Рядом дочь — походкой гордой. С длинной шерстью дочь и мама, Весь их род зовётся... (лама). (Ответ ребёнка) - Правильно, это Лама. Давай разомнем язычок вместе с ней? Приступаем к тренировке. Основная часть 2. Артикуляционная гимнастика – Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Заборчик», «Лопатка» Выполнение упражнений перед зеркалом. «Качели» (Цель: выработать умение быстро менять положение языка.) Методические рекомендации. Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна. Повторить 5-6 движений. «Маляр» (Цель: отработать движения языка вверх и его подвижность) Методические рекомендации. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна. Повторить 5-6 движений вперёд и назад. «Парус» (Цель: выработать умение удерживать язык в заданном положении за верхними резцами). Методические рекомендации. Широко улыбнуться, открыть рот. Язык поднять за верхние зубы и удерживать в таком положении под счет до 7. Повторить 5-6 раз. «Пароход гудит» (Цель: вызывание звука [Л]). Методические рекомендации. Из положения «лопатка» закусив кончик языка произносить длительный звук [Ы]. «Мышка» (Цель: вызывание звука [Л]). Методические рекомендации. Из положения «лопатка» закусив кончик языка произносить длительный звук [Ы]. Последовательно открывается рот и произносится гласная [А] с широко открытым ртом. Покусывая язык зубами произносим [ЛА]– улыбаемся (зубы видны), приоткрываем рот. 3. Объявление темы занятия, уточнение артикуляционного уклада звука [Л] – Я тебе сейчас покажу картинки (лак, лапа, лампа, лодка, лук, ложка), а ты скажи, с какого звука начинаются эти слова? – Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Л]в словах. Давай вспомним, как же правильно и красиво произносится звук [Л]. Анализ артикуляции звука [Л]:
Звук [Л] твердый, звонкий, согласный. Окрашен в синюю рубашку. Давай покажем Ламе, как мы научились правильно произносить звук [Л]. Поможем пароходу добраться до пристани. (Предлагаем ребенку провести пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л…) 4. Дидактическая игра «Бродилка» (Логопед дает ребенку игровое поле с изображением Ламы и картинок, по которым Лама должна добраться до колодца, бросая кубик) – Хорошо, а сейчас давай с тобой поможем Ламе добраться до колодца. Я дам кубик, а тебе нужно будет бросить его и пройти на столько шагов вперед, сколько выпадет, четко проговаривая слова со звуком [Л]. (Слова: лапа, лампа, ласты, ластик, луна, ласточка, лодка, лучик, ладонь, лук, лак, лыжи, лупа, лопата, ландыш, лавка, лось, лапша, лошадь, лампочка, лужа, лукошко, лыжник, ложка). 5. Пальчиковая гимнастика – Без ошибок выполняй, что такое называй. Ножки, спинка и сиденье – (левая ладонь вертикально вверх) Вот вам стул на удивленье. (к ее нижней части приставляется кулачок) У стола четыре ножки, (левая рука в кулачок) Сверху крышка, как ладошка. (сверху на кулачок опускается ладошка) 6. Развитие фонематического слуха – Теперь я произнесу слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Л]: ладонь, игра, радио, лампа, ваза, диван, лошадка, халат, тыква, клубника, забор, мел, молоко, ракета, пенал, ветер, лапа, укол, дыра. 7. Игра «Найди пару» (Логопед перед ребенком кладет игру «Найди пару», задача ребенка открывать по две фишки по очереди с логопедом и искать пары картинок, четко проговаривая звук [Л]: лупа, лодка, лыжи, лампа, луна, ласты, лапа, лук) Заключительная часть 9. Подведение итогов –Кто был сегодня у нас в гостях на занятии? – Чему мы его учили? –Что тебе понравилось на занятии? –Ты большая молодец!
|