Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект индивидуального занятия «Звук [Л]»
Логопедия
Автор: Серова Людмила Владимировна   
07.06.2025 05:42

Конспект индивидуального занятия «Звук [Л]»Конспект индивидуального занятия «Звук [Л]»

Тема: звук [Л].

Цель: автоматизация звука [Л] в словах с открытым слогом.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закреплять умение удерживать язык в заданном положении за верхними резцами
  • упражнять в определении позиции звука в слове
  • продолжать автоматизировать звук [Л] в словах.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • способствовать развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики
  • развивать фонематический слух и речевое дыхание
  • упражнять в определении наличия звука [Л] в ряду слов
  • развивать память, внимание.

Коррекционно-воспитательные:

  • способствование воспитанию контроля за собственной речью.

Оборудование: настенное зеркало, игра «Найди пару», дидактическая игра «Бродилка», предметные картинки со звуком[Л] в словах с открытым слогом (лапа, лампа, ласты, ластик, луна, ласточка, лодка, лучик, ладонь, локоть, лук, лак, лыжи, лупа, лопата, ландыш, лавка, лось, лапша, лошадь, лампочка, лужа, лукошко, лыжник, ложка)

Речевой материал: слова со звуком [Л]: лапа, лампа, ласты, ластик, луна, ласточка, лодка, лучик, ладонь, локоть, лук, лак, лыжи, лупа, лопата, ландыш, лавка, лось, лапша, лошадь, лампочка, лужа, лукошко, лыжник, ложка.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуй. Садись удобно, спинку держи ровно. Мы начинаем наше занятие!

Сегодня к нам на занятие кое-кто пришел, а пока он прячется вот в этой коробке и очень хочет, чтобы ты догадалась: кто это?

Ходит мать с надменной мордой.

Рядом дочь — походкой гордой.

С длинной шерстью дочь и мама,

Весь их род зовётся... (лама). (Ответ ребёнка)

- Правильно, это Лама. Давай разомнем язычок вместе с ней? Приступаем к тренировке.

Основная часть

2. Артикуляционная гимнастика

– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Заборчик», «Лопатка»

Выполнение упражнений перед зеркалом.

«Качели» (Цель: выработать умение быстро менять положение языка.)

Методические рекомендации. Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна. Повторить 5-6 движений.

«Маляр» (Цель: отработать движения языка вверх и его подвижность)

Методические рекомендации. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна. Повторить 5-6 движений вперёд и назад.

«Парус» (Цель: выработать умение удерживать язык в заданном положении за верхними резцами).

Методические рекомендации. Широко улыбнуться, открыть рот. Язык поднять за верхние зубы и удерживать в таком положении под счет до 7. Повторить 5-6 раз.

«Пароход гудит» (Цель: вызывание звука [Л]).

Методические рекомендации. Из положения «лопатка» закусив кончик языка произносить длительный звук [Ы].

«Мышка» (Цель: вызывание звука [Л]).

Методические рекомендации. Из положения «лопатка» закусив кончик языка произносить длительный звук [Ы]. Последовательно открывается рот и произносится гласная [А] с широко открытым ртом. Покусывая язык зубами произносим [ЛА]– улыбаемся (зубы видны), приоткрываем рот.

3. Объявление темы занятия, уточнение артикуляционного уклада звука [Л]

– Я тебе сейчас покажу картинки (лак, лапа, лампа, лодка, лук, ложка), а ты скажи, с какого звука начинаются эти слова?

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Л]в словах.

Давай вспомним, как же правильно и красиво произносится звук [Л].

Анализ артикуляции звука [Л]:

  • губы в улыбке;
  • зубы сближены;
  • кончик языка упирается в верхние зубы, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята спинка языка выгнута;
  • воздушная струя теплая;
  • голосовые связки работают, горло дрожит.

Звук [Л] твердый, звонкий, согласный. Окрашен в синюю рубашку.

Давай покажем Ламе, как мы научились правильно произносить звук [Л]. Поможем пароходу добраться до пристани.

(Предлагаем ребенку провести пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л…)

4. Дидактическая игра «Бродилка»

(Логопед дает ребенку игровое поле с изображением Ламы и картинок, по которым Лама должна добраться до колодца, бросая кубик)

– Хорошо, а сейчас давай с тобой поможем Ламе добраться до колодца. Я дам кубик, а тебе нужно будет бросить его и пройти на столько шагов вперед, сколько выпадет, четко проговаривая слова со звуком [Л].

(Слова: лапа, лампа, ласты, ластик, луна, ласточка, лодка, лучик, ладонь, лук, лак, лыжи, лупа, лопата, ландыш, лавка, лось, лапша, лошадь, лампочка, лужа, лукошко, лыжник, ложка).

5. Пальчиковая гимнастика

– Без ошибок выполняй, что такое называй.

Ножки, спинка и сиденье – (левая ладонь вертикально вверх)

Вот вам стул на удивленье. (к ее нижней части приставляется кулачок)

У стола четыре ножки, (левая рука в кулачок)

Сверху крышка, как ладошка. (сверху на кулачок опускается ладошка)

6. Развитие фонематического слуха

– Теперь я произнесу слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Л]: ладонь, игра, радио, лампа, ваза, диван, лошадка, халат, тыква, клубника, забор, мел, молоко, ракета, пенал, ветер, лапа, укол, дыра.

7. Игра «Найди пару»

(Логопед перед ребенком кладет игру «Найди пару», задача ребенка открывать по две фишки по очереди с логопедом и искать пары картинок, четко проговаривая звук [Л]: лупа, лодка, лыжи, лампа, луна, ласты, лапа, лук)

Заключительная часть

9. Подведение итогов

–Кто был сегодня у нас в гостях на занятии?

– Чему мы его учили?

–Что тебе понравилось на занятии?

–Ты большая молодец!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 21 (383) выйдет
14 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год