Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Преемственность в работе учителя – логопеда с родителями».
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Крюкова Светлана Александровна   
21.09.2025 08:54

«Преемственность в работе учителя – логопеда с родителями».«Преемственность в работе учителя – логопеда с родителями».

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой и важной. Модернизация системы образования требует квалифицированных специалистов, способных эффективно решать задачи коррекции и профилактики речевых расстройств. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств: рост числа детей с нарушениями речи, повышение требований к качеству образовательных услуг, изменение семейных ценностей и образа жизни, необходимость учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, социальная востребованность профессии логопеда.

Преемственность в работе учителя-логопеда с родителями является важным аспектом коррекционной педагогики. Она направлена на обеспечение согласованности действий специалиста и семьи ребенка в процессе коррекции нарушений речи и развития коммуникативных навыков. Рассмотрим основные принципы и формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

 

Принципы преемственности в работе учителя-логопеда с родителями:

  1. Индивидуализация подхода — учитель-логопед учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, разрабатывая программы занятий совместно с родителями.
  2. Партнерские отношения — родители воспринимаются как равноправные участники процесса коррекции, активно привлекаются к обсуждению целей и методов работы.
  3. Обучение родителей — педагог проводит консультации, семинары и мастер-классы для повышения уровня осведомленности родителей о методиках коррекции речи.
  4. Регулярность контакта — установление постоянного контакта с семьей позволяет своевременно реагировать на изменения состояния ребенка и вносить необходимые коррективы в программу занятий.
  5. Поддержка мотивации — поддержание интереса и уверенности родителей в возможности успешного преодоления трудностей способствует эффективному взаимодействию.

Создание условий для эффективного взаимодействия учителя-логопеда и родителей предполагает учет ряда факторов, влияющих на качество образовательного процесса.

Факторы, способствующие успешной преемственности

  1. Психологическая готовность родителей. Родителям важно осознавать значимость своей роли в развитии ребенка. Отсутствие поддержки со стороны взрослых может существенно замедлить прогресс. Поэтому учитель-логопед должен проводить разъяснительную работу, направленную на формирование позитивного настроя и готовности сотрудничать.
  2. Информационная поддержка. Предоставление доступной и понятной информации о характере нарушения речи, методах коррекции и ожидаемых результатах помогает родителям принять активное участие в процессе воспитания и обучения ребенка.
  3. Материально-техническое оснащение. Наличие необходимого оборудования и материалов для проведения занятий в домашних условиях улучшает качество исполнения рекомендованных учителем-логопедом упражнений.
  4. Профессиональная квалификация педагога. Высокий уровень профессиональной подготовки учителя-логопеда гарантирует выбор оптимальных методик и подходов, соответствующих индивидуальным потребностям ребенка.
  5. Постоянный мониторинг достижений. Регулярный контроль эффективности проводимых мероприятий позволяет оперативно выявлять проблемы и вовремя вносить корректировки в стратегию вмешательства.

По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические.

Словесные формы работы учителя-логопеда с родителями:

- беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.

- консультации. В процессе консультаций (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать.

- родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут, проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры.

Словесные формы работы учителя-логопеда с родителями:

  • Речевой уголок – он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даѐт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, а рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
  • Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки — представляют собой сменяемый несколько раз в год материал с практическими советами и рекомендациями.
  • Получение полезной информации может осуществляться и через буклеты, в которых даются практические рекомендации по значимым вопросам речевого развития.

К практическим формам работы можно отнести:

  • Открытые занятия.
  • Занятия-практикумы — взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребѐнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приѐмам работы с ребѐнком.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является индивидуальный логопедический дневник. Он служит для педагога “телефоном доверия” — взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребѐнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных — минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично.

Для оценки качества взаимодействия используются различные методы, включая анкетирование родителей, наблюдение за поведением ребенка, тестирование речевых функций и самооценку педагогов. Полученные данные позволяют выявить сильные и слабые стороны взаимодействия, определить направления дальнейшего совершенствования работы.

Таким образом, преемственность в работе учителя-логопеда с родителями является необходимым условием достижения высоких результатов в коррекции нарушений речи у детей. Организация регулярного сотрудничества, предоставление необходимой информации и обучение родителей специальным приемам способствуют формированию эффективных механизмов помощи ребенку. Важно помнить, что успех коррекционных мероприятий зависит не только от профессионализма педагога, но и от активной вовлеченности родителей в этот процесс.

Крюкова Светлана Александровна Учитель – логопед МАДОУ «Детский сад №263» Вахитовского района г.Казани

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год