«Преемственность в работе учителя – логопеда с родителями». |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
Автор: Крюкова Светлана Александровна | |||
21.09.2025 08:54 | |||
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой и важной. Модернизация системы образования требует квалифицированных специалистов, способных эффективно решать задачи коррекции и профилактики речевых расстройств. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств: рост числа детей с нарушениями речи, повышение требований к качеству образовательных услуг, изменение семейных ценностей и образа жизни, необходимость учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, социальная востребованность профессии логопеда. Преемственность в работе учителя-логопеда с родителями является важным аспектом коррекционной педагогики. Она направлена на обеспечение согласованности действий специалиста и семьи ребенка в процессе коррекции нарушений речи и развития коммуникативных навыков. Рассмотрим основные принципы и формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Принципы преемственности в работе учителя-логопеда с родителями:
Создание условий для эффективного взаимодействия учителя-логопеда и родителей предполагает учет ряда факторов, влияющих на качество образовательного процесса. Факторы, способствующие успешной преемственности
По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические. Словесные формы работы учителя-логопеда с родителями: - беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. - консультации. В процессе консультаций (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать. - родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут, проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры. Словесные формы работы учителя-логопеда с родителями:
К практическим формам работы можно отнести:
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является индивидуальный логопедический дневник. Он служит для педагога “телефоном доверия” — взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребѐнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных — минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично. Для оценки качества взаимодействия используются различные методы, включая анкетирование родителей, наблюдение за поведением ребенка, тестирование речевых функций и самооценку педагогов. Полученные данные позволяют выявить сильные и слабые стороны взаимодействия, определить направления дальнейшего совершенствования работы. Таким образом, преемственность в работе учителя-логопеда с родителями является необходимым условием достижения высоких результатов в коррекции нарушений речи у детей. Организация регулярного сотрудничества, предоставление необходимой информации и обучение родителей специальным приемам способствуют формированию эффективных механизмов помощи ребенку. Важно помнить, что успех коррекционных мероприятий зависит не только от профессионализма педагога, но и от активной вовлеченности родителей в этот процесс. Крюкова Светлана Александровна Учитель – логопед МАДОУ «Детский сад №263» Вахитовского района г.Казани
|