КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТОВ (УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА) В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
Автор: Теплова Ольга Анатольевна | |||
06.10.2025 15:25 | |||
О.А. Теплова г. Москва, Аннотация: В статье говорится о коррекционной работе с детьми с заключениями ЦПМПКа в ДОУ, вариантах образовательных программ, трудностях при получении заключений, проблеме комплектации детей, на-правлениях работы специалистов, перспективах в современных условиях. Ключевые слова: коррекционная работа, специалисты, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, ЦПМПКа, ТНР, ЗПР, АОП, ИОМ, коррекционные группы, направления коррекционной работы в ДОУ, взаимодействие с родителями. С каждым годом количество детей, требующих коррекционной работы специалистов в дошкольных образовательных учреждениях, становится всё больше. Причины этого кроются не только в физиологических нарушениях (проблемы во время беременности – перенесенные заболевания, сложности при родах), но и в социальных кризисных процессах в современном обществе, в развитии ИТ-технологий (компьютерные игры, замещающие «живое» общение детей с родителями и сверстниками), в совершенствовании системы медицинской диагностики и помощи детям, нуждающихся в специализированной помощи.
Для таких детей коррекционная работа должна начинаться в дошколь-ном образовательном учреждении и для некоторых из них как можно рань-ше. Специализированная помощь оказывается на основании заключения ЦПМПКа (Цетральная психолого-медико-психологическая комиссия). В заключении прописывается образовательная программа, по которой специалисты ДОУ работают с ребёнком. Заключение выдается на весь до-школьный период, если не появляется необходимость изменить АОП. Варианты образовательных программ:
Надо отметить, что при оформлении заключения ЦПМПКа, родители встречаются с рядом трудностей. Во-первых, это время, которое затрачивается на это (от 1-2 месяцев, в лучшем случае, до 5-6 месяцев), медицинскую справку родители могут оформлять несколько месяцев, характеристика из сада пишется в течении 2 недель и это время в основном уходит на проверку руководством и получение в другом корпусе образовательного комплекса, и самое сложное — это запись на Мос. ру на приём ЦПМПКа (очередь достаточно большая). Во-вторых, очень часто мнение специалистов из ДОУ расходится с мнением специалистов ЦПМПКа (ребёнок не может раскрыться полностью за несколько минут приёма, часто просто молчит, даже если и умеет неплохо говорить, и всё в основном за ребёнка рассказывают родители; не всегда родители действуют в интересах ребёнка из-за незнания; некоторые просят поставить в заключении ЗПР, чтобы с ребёнком занимался учитель-дефектолог, даже если это не требуется). Родители приносят в детский сад заключение ЦПМПКа и начинается коррекционная работа специалистов. На каждого ребёнка составляется ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут), в котором отражаются расписание занятий, направления работы, цели и задачи коррекционной работы, динамика обучения. Родители ознакамливаются с ИОМом, подписывают. Родители имеют право получать помощь педагогов в любом дошкольном отделении корпуса. Многие считают, что в специализированных группах находятся очень сложные дети, с которыми их дети не должны находиться, хоть и имеют такие же заключения ЦПМПКа. И дети с заключениями – ТНР (Тяжелые Нарушения Речи), ЗПР (За-держка Речевого Развития) остаются в обычных массовых группах. И в большинстве случаев, это неправильно. По моему мнению (я работаю учителем-логопедом в дошкольных учреждениях 17 лет), эти дети должны посещать специальные коррекционные группы. В коррекционных группах для детей с ТНР (ЗПР):
В массовом саду нагрузка у специалистов увеличилась во много раз. Если есть заключение у ребёнка, значит специалисты обязаны взять на занятия этого ребёнка. Но количество детей на одного специалиста превы-шает все допустимые нормы. Руководство не заинтересовано брать новых педагогов, легче свалить всё на одного. В результате страдают и дети, и педагоги. И в массовых группах специалисты не вписаны в расписание занятий, мы должны изловчиться и взять ребёнка, не лишая его рисования, апплика-ции, музыки, физкультуры, конструирования. Достаточно сложная ситуация сложилась с коррекционной помощью. Но не всё так плохо. Специалисты с большим опытом проводят свою работы профессионально и пытаются добиться отличных результатов. Коррекционная работа проводится в разных направлениях — коррекция и развитие всех компонентов речи, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, познавательных процессов, пространственных представлений, игровой деятельности, помощь в адаптации, формирование и развитие предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, познавательной сферы. Воспитание и обучение детей в ДОУ происходит в современных усло-виях по стандартам ФГОС. Возможностей преподнести материал для ребёнка как можно интереснее и понятнее сейчас намного больше, чем раньше. Это нужно использовать в интересах детей с трудностями и особенно-стями, но не забывать про многолетний опыт, накопленный нашими предшественниками — педагогами. Коррекционные группы, классы, школы не в коем случае нельзя закрывать или сокращать. Всё конечно, очень индивидуально. Некоторые дети могут обучаться в массовых группах и классах, а кому-то это будет совсем не на пользу. Отдельным пунктом в коррекционной работе стоит взаимодействие с родителями детей, нуждающимися в помощи специалистов. Родители очень много информации черпают из различных социальных сетей, интернета, и не всегда это хорошо. Зачастую мамы (не имея специального образования) пытаются давать рекомендации по коррекционной работе, режиму занятий, или наоборот, совсем не интересуются занятиями, результатами и не вклю-чаются в образовательный процесс. Чтобы получить положительный эффект от занятий, работа должна быть комплексная, в тесной взаимосвязи должны действовать все специалисты, педагоги, родители. Хочется отметить важную роль медицинских работников. Без их вме-шательства в процесс коррекции, а особенно у детей с органическими пора-жениями, только педагогическим воздействием, получить положительную динамику будет просто невозможно. Многие родители бояться идти к вра-чам, лечить детей и это осложняет образовательный процесс. Я, опираясь на свой опыт, отмечаю, что родителей обязательно нужно консультировать, объяснять все этапы работы, чтобы они стали помощниками в нашей непростой работе. В заключении хочется отметить, что несмотря на все трудности, высококвалифицированные специалисты, работающие в ДОУ, добиваются очень хороших результатов в работе. Большая часть детей выходит из стен дошкольных отделений с положительной динамикой, либо полностью скорректированными в отношении речевого развития, поведения, подготовленными к учебной деятельности. Многие учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи фанаты своего дела и хотелось бы, чтобы их ценили. Нельзя забывать накопленный ранее педагогический опыт, но и от прогрессивных современных возможностей отказываться не надо. В своей статье я только немного коснулась некоторых вопросов. Но если мы как можно чаще будем обсуждать в профессиональном сообществе трудности, накопившееся вопросы по работе, обмениваться опытом, привлекать к проблемам внимание общества, коррекционная работа будет только эффективнее. Литература:
http: //publication. pravo. govru/document/0001202301270036 Сведения об авторе (Теплова Ольга Анатольевна, учитель-логопед ДО 8, Г.Москва, РФ, teplova78@mail. ru)
|