Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТОВ (УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА) В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Теплова Ольга Анатольевна   
06.10.2025 15:25

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТОВ (УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА) В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТОВ (УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА) В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

О.А. Теплова г. Москва,

Аннотация: В статье говорится о коррекционной работе с детьми с заключениями ЦПМПКа в ДОУ, вариантах образовательных программ, трудностях при получении заключений, проблеме комплектации детей, на-правлениях работы специалистов, перспективах в современных условиях.

Ключевые слова: коррекционная работа, специалисты, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, ЦПМПКа, ТНР, ЗПР, АОП, ИОМ, коррекционные группы, направления коррекционной работы в ДОУ, взаимодействие с родителями.

С каждым годом количество детей, требующих коррекционной работы специалистов в дошкольных образовательных учреждениях, становится всё больше. Причины этого кроются не только в физиологических нарушениях (проблемы во время беременности – перенесенные заболевания, сложности при родах), но и в социальных кризисных процессах в современном обществе, в развитии ИТ-технологий (компьютерные игры, замещающие «живое» общение детей с родителями и сверстниками), в совершенствовании системы медицинской диагностики и помощи детям, нуждающихся в специализированной помощи.

 

Для таких детей коррекционная работа должна начинаться в дошколь-ном образовательном учреждении и для некоторых из них как можно рань-ше.

Специализированная помощь оказывается на основании заключения ЦПМПКа (Цетральная психолого-медико-психологическая комиссия).

В заключении прописывается образовательная программа, по которой специалисты ДОУ работают с ребёнком. Заключение выдается на весь до-школьный период, если не появляется необходимость изменить АОП.

Варианты образовательных программ:

  • адаптированная образовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
  • адаптированная образовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития;
  • — основная образовательная программа.

Надо отметить, что при оформлении заключения ЦПМПКа, родители встречаются с рядом трудностей. Во-первых, это время, которое затрачивается на это (от 1-2 месяцев, в лучшем случае, до 5-6 месяцев), медицинскую справку родители могут оформлять несколько месяцев, характеристика из сада пишется в течении 2 недель и это время в основном уходит на проверку руководством и получение в другом корпусе образовательного комплекса, и самое сложное — это запись на Мос. ру на приём ЦПМПКа (очередь достаточно большая).

Во-вторых, очень часто мнение специалистов из ДОУ расходится с мнением специалистов ЦПМПКа (ребёнок не может раскрыться полностью за несколько минут приёма, часто просто молчит, даже если и умеет неплохо говорить, и всё в основном за ребёнка рассказывают родители; не всегда родители действуют в интересах ребёнка из-за незнания; некоторые просят поставить в заключении ЗПР, чтобы с ребёнком занимался учитель-дефектолог, даже если это не требуется).

Родители приносят в детский сад заключение ЦПМПКа и начинается коррекционная работа специалистов. На каждого ребёнка составляется ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут), в котором отражаются расписание занятий, направления работы, цели и задачи коррекционной работы, динамика обучения. Родители ознакамливаются с ИОМом, подписывают.

Родители имеют право получать помощь педагогов в любом дошкольном отделении корпуса. Многие считают, что в специализированных группах находятся очень сложные дети, с которыми их дети не должны находиться, хоть и имеют такие же заключения ЦПМПКа.

И дети с заключениями – ТНР (Тяжелые Нарушения Речи), ЗПР (За-держка Речевого Развития) остаются в обычных массовых группах. И в большинстве случаев, это неправильно. По моему мнению (я работаю учителем-логопедом в дошкольных учреждениях 17 лет), эти дети должны посещать специальные коррекционные группы.

В коррекционных группах для детей с ТНР (ЗПР):

  • наполняемость детей меньше (от 6 до 16-18), это даёт возмож-ность педагогам уделять внимание каждому ребёнку, такому ребёнку ком-фортнее находится в группе с меньшим количеством детей;
  • на коррекционной группе работают специалисты, которые нахо-дятся с ними в течении рабочего дня (только с этими детьми), это очень важно, потому что ребёнок не всегда готов заниматься в данный момент, а через какое-то время даже захочет сам (в массовом саду, в инклюзивной группе такой возможности нет, потому что специалисты работают на весь сад);
  • режим дня и расписание занятий составлен так, что дети получа-ют коррекционных занятий в разы больше, чем в массовой группе;
  • взаимодействие воспитателей и специалистов намного продук-тивнее, так как специалист всегда рядом.

В массовом саду нагрузка у специалистов увеличилась во много раз.

Если есть заключение у ребёнка, значит специалисты обязаны взять на занятия этого ребёнка. Но количество детей на одного специалиста превы-шает все допустимые нормы. Руководство не заинтересовано брать новых педагогов, легче свалить всё на одного. В результате страдают и дети, и педагоги.

И в массовых группах специалисты не вписаны в расписание занятий, мы должны изловчиться и взять ребёнка, не лишая его рисования, апплика-ции, музыки, физкультуры, конструирования.

Достаточно сложная ситуация сложилась с коррекционной помощью.

Но не всё так плохо. Специалисты с большим опытом проводят свою работы профессионально и пытаются добиться отличных результатов.

Коррекционная работа проводится в разных направлениях — коррекция и развитие всех компонентов речи, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной

регуляции деятельности, познавательных процессов, пространственных представлений, игровой деятельности, помощь в адаптации, формирование и развитие предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, познавательной сферы.

Воспитание и обучение детей в ДОУ происходит в современных усло-виях по стандартам ФГОС. Возможностей преподнести материал для ребёнка как можно интереснее и понятнее сейчас намного больше, чем раньше.

Это нужно использовать в интересах детей с трудностями и особенно-стями, но не забывать про многолетний опыт, накопленный нашими предшественниками — педагогами. Коррекционные группы, классы, школы не в коем случае нельзя закрывать или сокращать. Всё конечно, очень индивидуально. Некоторые дети могут обучаться в массовых группах и классах, а кому-то это будет совсем не на пользу.

Отдельным пунктом в коррекционной работе стоит взаимодействие с родителями детей, нуждающимися в помощи специалистов. Родители очень много информации черпают из различных социальных сетей, интернета, и не всегда это хорошо. Зачастую мамы (не имея специального образования) пытаются давать рекомендации по коррекционной работе, режиму занятий, или наоборот, совсем не интересуются занятиями, результатами и не вклю-чаются в образовательный процесс. Чтобы получить положительный эффект от занятий, работа должна быть комплексная, в тесной взаимосвязи должны действовать все специалисты, педагоги, родители.

Хочется отметить важную роль медицинских работников. Без их вме-шательства в процесс коррекции, а особенно у детей с органическими пора-жениями, только педагогическим воздействием, получить положительную динамику будет просто невозможно. Многие родители бояться идти к вра-чам, лечить детей и это осложняет образовательный процесс.

Я, опираясь на свой опыт, отмечаю, что родителей обязательно нужно консультировать, объяснять все этапы работы, чтобы они стали помощниками в нашей непростой работе.

В заключении хочется отметить, что несмотря на все трудности, высококвалифицированные специалисты, работающие в ДОУ, добиваются очень хороших результатов в работе. Большая часть детей выходит из стен дошкольных отделений с положительной динамикой, либо полностью скорректированными в отношении речевого развития, поведения, подготовленными к учебной деятельности. Многие учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи фанаты своего дела и хотелось бы, чтобы их ценили. Нельзя забывать накопленный ранее педагогический опыт, но и от прогрессивных современных возможностей отказываться не надо. В своей статье я только немного коснулась некоторых вопросов. Но если мы как можно чаще будем обсуждать в профессиональном сообществе трудности, накопившееся вопросы по работе, обмениваться опытом, привлекать к проблемам внимание общества, коррекционная работа будет только эффективнее.

Литература:

  1. Городской Психолого-Педагогический Центр ДОНМ [Электронный ресурс]. http: //gppc. ru/about/info/
  2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный воз-раст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с.
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья».

http: //publication. pravo. govru/document/0001202301270036

Сведения об авторе (Теплова Ольга Анатольевна, учитель-логопед ДО 8,

Г.Москва, РФ, teplova78@mail. ru)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год