Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Нейрокоррекция речевой и двигательной сфер деятельности у детей с ТНР» в рамках детско-родительского клуба «Развивай-ка»
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Гукасян Валентина Алексеевна   
12.10.2025 19:07

«Нейрокоррекция речевой и двигательной сфер деятельности у детей с ТНР» в рамках детско-родительского клуба «Развивай-ка»«Нейрокоррекция речевой и двигательной сфер деятельности у детей с ТНР» в рамках детско-родительского клуба «Развивай-ка»

  1. ТИТУЛЬНЫЙ Лист
  2. В современном мире проблема нарушений речи у детей является особо острой. ВЫСОКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ

Тяжелые нарушения речи имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций.

Следовательно, поиск новых современных путей коррекции ТНР у детей дошкольного возраста является одним из основных направлений в логопедической практике.

3. Цель:

Формирование активной сознательной позиции родителей к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями, повышение эффективности взаимодействия учителя-логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста.

Скачать презентацию

Задачи:

Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения нейропсихологического подхода.

Обогатить развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета.

Просветить родителей в вопросах развития высших психических функций у детей.

4. По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи на всех этапах невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения.

5. Речь, как высшая психическая функция, осуществляется при участии трех блоков головного мозга:

Энергетический блок, активация мозга

Блок приема, переработки и хранения информации

Блок программировании, регуляции и контроля.

6. Недостаточное развитие энергетического блока приводит к тому, что дети быстро утомляются, их энергетический ресурс истощается.

Если, то ребенок испытывает проблемы недостаточно развит второй блок мозга с памятью, а также сталкивается с трудностями написания (например, зеркальное отображение букв). Данный блок отвечает за фонематическое восприятие, отвечающее за различение звуков.

При недостаточном развитии блока программирования у ребенка нарушается контроль поведения, нарушается умение действовать по образцу.

7. Чтобы речь развивалась правильно, необходима согласованная работа не только всех трех блоков, но и согласованная работа левого и правого полушарий головного мозга (межполушарное взаимодействие), что возможно осуществить с помощью использования нейропсихологических методик (игр и упражнений) в коррекционной работе с детьми с ТНР.

8. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в логопедической практике доказана. Данный подход может стать отличным дополнением к основной коррекционной программе, целью которого станет активизация речевой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи.

С помощью активизации межполушарного взаимодействия можно более эффективно корректировать у детей с ТНР недостатки речевой, двигательной и интеллектуальной сфер, поведенческие расстройства.

9. Работа в данном направлении проводится также в рамках детско-родительского клуба с детьми и родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

На первом родительском собрании объяснила значимость выполнения нейропсихологических упражнений, а также даю домашним заданием набор базовых упражнений, которые родители впоследствии реализовывают дома с детьми. Регулярное применение нейроупражнений в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ТНР в дополнение к основной коррекционной работе положительно влияет на процесс обучения таких детей, способствует улучшению физического, психического, эмоционального состояния, активизирует познавательные процессы, что в свою очередь способствует лучшей коррекции нарушений речи.

Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на:

  • развитие кинестетического праксиса
  • межполушарного взаимодействия
  • динамического (кинетического) праксиса
  • зрительно-пространственного восприятия
  • зрительной памяти
  • слухового восприятия
  • слухоречевой памяти
  • внимания, мышления, волевой сферы.

Практическая значимость использования нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ в рамках работы «ребенок-родитель-педагог» состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и исправлять недостатки речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников

ВИДЕО

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 38 (400) выйдет
17 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год