НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современная логопедия находится в постоянном поиске новых, более эффективных путей преодоления речевых нарушений, особенно у детей с сочетанной патологией, такой как дизартрия в структуре ОНР. Несмотря на обширный арсенал традиционных методик, практикующие логопеды часто сталкиваются с феноменом "затухания" достигнутого результата, когда поставленный звук не автоматизируется в спонтанной речи, либо с огромными трудностями в формировании слоговой структуры слова. Это свидетельствует о том, что коррекционное воздействие, направленное лишь на периферические механизмы речи (артикуляционный праксис) и высшие психические функции (фонематический анализ), является недостаточным.
Нейродинамический подход предлагает принципиально иной взгляд на процесс коррекции, перенося фокус внимания с симптома на функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) как на основу для формирования речи. Данный подход базируется на фундаментальных исследованиях в области нейрофизиологии (А. Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, У.Б. Трэвис), которые подчеркивают, что речь является сложнейшей функцией, сформированной на базе и в неразрывной связи с двигательными, сенсорными и ритмическими системами мозга.
Теоретическое обоснование нейродинамического подхода
С точки зрения нейродинамики, многие речевые нарушения являются следствием дезинтеграции в работе различных уровней мозга:
- Дисфункция стволовых и подкорковых структур. Эти отделы отвечают за общий тонус ЦНС, ритмику дыхания, генерализованные эмоциональные реакции. Их незрелость или дисфункция приводит к нестабильности тонуса артикуляционной мускулатуры, нарушению речевого дыхания, быстрой истощаемости.
- Нарушение сенсомоторной интеграции. Процесс объединения сенсорной информации от тела (проприоцептивной, тактильной, вестибулярной) и формирования адекватного моторного ответа является базовым для любого целенаправленного движения, в том числе и артикуляционного. При его нарушении страдает кинестетический праксис, ребенок плохо "чувствует" положение своих органов артикуляции.
- Дефицит межполушарного взаимодействия. Сложная координация между левым (речевым, логическим) и правым (образным, пространственным) полушариями необходима для плавной, координированной речи, а также для процессов чтения и письма. При их разобщенности речь становится скандированной, нарушается слоговая структура.
- Несформированность ритмической организации деятельности. Ритм является организующим началом для любой моторной и когнитивной функции. Нарушение внутреннего ритма делает речь аритмичной, ухудшает процесс автоматизации навыков.
Ключевые принципы подхода
- Принцип опоры на сохранные функции: выявляются сильные стороны нервной системы ребенка/взрослого, и через них компенсируются слабые.
- Принцип системности: речь рассматривается не изолированно, а в связи с двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сферами.
- Принцип онтогенетической последовательности: коррекция выстраивается в той же последовательности, в которой функции развиваются в норме (сначала телесные, потом речевые).
- Принцип активации дефицитарных функций: основное внимание уделяется не тренировке того, что и так получается, а запуску и развитию того, что нарушено.
Чем нейродинамический подход отличается от традиционного подхода?
Традиционный логопедический подход
|
Нейродинамический подход
|
Фокус на симптоме: работает над исправлением конкретного дефекта (неправильный звук, бедный словарь).
|
Фокус на причине: работает с нарушенными базовыми процессами в ЦНС, которые привели к дефекту.
|
Локальность: воздействует преимущественно на артикуляционный аппарат и языковые структуры.
|
Системность: воздействует на весь организм в целом (движение, сенсорика, эмоции, ритм).
|
Тренировка: многократное повторение правильного образца.
|
Активация и нормализация: создание условий, в которых мозг сам "находит" правильный путь развития функции.
|
Таким образом, нейродинамический подход ставит перед собой задачу не "поставить" звук, а создать оптимальные нейродинамические условия (нормализовать тонус, улучшить интеграцию, наладить ритм), при которых мозг ребенка сам сможет справиться с речевой задачей.
|