Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Пронина Юлия Александровна   
17.10.2025 05:45

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современная логопедия находится в постоянном поиске новых, более эффективных путей преодоления речевых нарушений, особенно у детей с сочетанной патологией, такой как дизартрия в структуре ОНР. Несмотря на обширный арсенал традиционных методик, практикующие логопеды часто сталкиваются с феноменом "затухания" достигнутого результата, когда поставленный звук не автоматизируется в спонтанной речи, либо с огромными трудностями в формировании слоговой структуры слова. Это свидетельствует о том, что коррекционное воздействие, направленное лишь на периферические механизмы речи (артикуляционный праксис) и высшие психические функции (фонематический анализ), является недостаточным.

Нейродинамический подход предлагает принципиально иной взгляд на процесс коррекции, перенося фокус внимания с симптома на функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) как на основу для формирования речи. Данный подход базируется на фундаментальных исследованиях в области нейрофизиологии (А. Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, У.Б. Трэвис), которые подчеркивают, что речь является сложнейшей функцией, сформированной на базе и в неразрывной связи с двигательными, сенсорными и ритмическими системами мозга.

Теоретическое обоснование нейродинамического подхода

 

С точки зрения нейродинамики, многие речевые нарушения являются следствием дезинтеграции в работе различных уровней мозга:

  1. Дисфункция стволовых и подкорковых структур. Эти отделы отвечают за общий тонус ЦНС, ритмику дыхания, генерализованные эмоциональные реакции. Их незрелость или дисфункция приводит к нестабильности тонуса артикуляционной мускулатуры, нарушению речевого дыхания, быстрой истощаемости.
  2. Нарушение сенсомоторной интеграции. Процесс объединения сенсорной информации от тела (проприоцептивной, тактильной, вестибулярной) и формирования адекватного моторного ответа является базовым для любого целенаправленного движения, в том числе и артикуляционного. При его нарушении страдает кинестетический праксис, ребенок плохо "чувствует" положение своих органов артикуляции.
  3. Дефицит межполушарного взаимодействия. Сложная координация между левым (речевым, логическим) и правым (образным, пространственным) полушариями необходима для плавной, координированной речи, а также для процессов чтения и письма. При их разобщенности речь становится скандированной, нарушается слоговая структура.
  4. Несформированность ритмической организации деятельности. Ритм является организующим началом для любой моторной и когнитивной функции. Нарушение внутреннего ритма делает речь аритмичной, ухудшает процесс автоматизации навыков.

Ключевые принципы подхода

  1. Принцип опоры на сохранные функции: выявляются сильные стороны нервной системы ребенка/взрослого, и через них компенсируются слабые.
  2. Принцип системности: речь рассматривается не изолированно, а в связи с двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сферами.
  3. Принцип онтогенетической последовательности: коррекция выстраивается в той же последовательности, в которой функции развиваются в норме (сначала телесные, потом речевые).
  4. Принцип активации дефицитарных функций: основное внимание уделяется не тренировке того, что и так получается, а запуску и развитию того, что нарушено.

Чем нейродинамический подход отличается от традиционного подхода?

Традиционный логопедический подход

Нейродинамический подход

Фокус на симптоме: работает над исправлением конкретного дефекта (неправильный звук, бедный словарь).

Фокус на причине: работает с нарушенными базовыми процессами в ЦНС, которые привели к дефекту.

Локальность: воздействует преимущественно на артикуляционный аппарат и языковые структуры.

Системность: воздействует на весь организм в целом (движение, сенсорика, эмоции, ритм).

Тренировка: многократное повторение правильного образца.

Активация и нормализация: создание условий, в которых мозг сам "находит" правильный путь развития функции.


Таким образом, нейродинамический подход ставит перед собой задачу не "поставить" звук, а создать оптимальные нейродинамические условия (нормализовать тонус, улучшить интеграцию, наладить ритм), при которых мозг ребенка сам сможет справиться с речевой задачей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 39 (401) выйдет
23 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год