Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Деловая игра для педагогов «Логопедический калейдоскоп»
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Данилова Е.В., Сафина Т.Ю., Жаркова Д.Р., Сагдиева Г.С.   
14.11.2025 09:00

Деловая игра для педагогов «Логопедический калейдоскоп»Деловая игра для педагогов «Логопедический калейдоскоп»

Цель: создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми, направленных на коррекцию фонематических процессов.

Задачи:

  1. Активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы;
  2. Максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников;
  3. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию мето-дов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у до-школьников;
  4. Повышение творческой активности воспитателей дошкольных учрежде-ний, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Оборудование и материалы: 2 стола, стулья, 2 листа бумаги, простые ка-рандаши или ручки, стол для жюри, картинки – рифмы (10 картинок, карточки (закончи предложение), карточки с именами сказочных героев, карточки с буквами для составления слов (З, В, У, К, Я, Ы, Б;С, Л, О, Г, Р, Т, У, Х), предметные картинки (шишки, дети, окно, дом); песочные часы.

Ход деловой игры:

В музыкальном зале расставлены два стола напротив друг друга. Педагоги входят в зал и встают в круг.

 

«Приветствие»

Учитель-логопед: Давайте поприветствуем друг друга. Каждый участник должен назвать свое имя и выбрать себе имя прилагательное, характеризующее его положительно, но есть одно условие – имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника (Валентина – веселая, Арина – артистичная и т. д.)

Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный.

Учитель-логопед: Молодцы! А теперь прошу пройти на свои места.

Участники деловой игры делятся на две команды. Выбирается жюри (2 че-ловека).

Затем проводятся основные конкурсы.

1. Конкурс «Блиц»

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда

  1. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ)
  2. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (рече-вой аппарат)
  3. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)
  4. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
  5. Сколько звуков в слове — деньги (пять)
  6. Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.
  7. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
  8. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный)
  9. Назовите пару звуку «Ш» ( «Ж»).
  10. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)
  11. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).
  12. Человек, занимающийся исправлением речи? (логопед)
  13. Необходимо заменить предложение пословицей:

«Учись всю жизнь». (Век живи, век учись)

2 команда

  1. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)
  2. Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты)
  3. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
  4. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).
  5. Назовите характеристику звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
  6. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).
  7. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.
  8. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
  9. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
  10. Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву мы пишем и читаем).
  11. Продолжите: одно дупло, два дупла, пять? (дупел).
  12. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
  13. Необходимо заменить предложение пословицей:

Не болтай. (Держи язык за зубами).

(По окончании упражнения жюри подводит итоги).

2. Конкурс «Добавлялки».

Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.

1 команда.

  • Ра – ра – ра — во дворе … (у нас гора).
  • Ло – ло – ло — греет … (солнышко тепло).
  • Ры – ры – ры — летят… (синие шары).
  • Ор – ор – ор — спеет… (красный помидор).
  • Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши).

2 команда.

  • За – за – за — в поле… (бегает коза).
  • Ла – ла – ла — на пути … (у нас скала).
  • Ор – ор – ор —. острый … (топор).
  • Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).
  • Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).

По окончанию упражнения жюри подводит итоги.

3. Конкурс «Грамотная речь» (выбрать правильный ответ)

1 команда

У этого магазина много…

  • филлиалов
  • филлеалов
  • филиалов
  • филеалов

Ты сделал это …

  • из под тишка
  • из подтишка
  • изподтишка
  • исподтишка

С другой стороны требования к себе не должны быть … высокими

  • через-мерно
  • черезмерно
  • чрезмерно

2 команда

Папа вернулся с работы в…

  • пол пятого
  • полпятого
  • пол-пятого

Она как … права

  • раз таки
  • раз-таки

Отвези собаку к…

  • ветеринару
  • ветеренару
  • ветиренару

4. Конкурс «Эрудит»

Игроки команды, прослушав задание, должны составить из букв ответ и показать жюри. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

Буквы для первой команды: З, В, У, К, Я, Ы, Б.

Буквы для второй команды: С, Л, О, Г, Р, Т, У, Х.

Задания для первой команды:

  1. Он бывает гласным или согласным; мы его слышим, но не видим. (Звук)
  2. Он до Киева доведёт. Объект логопедического массажа. (Язык)
  3. Они бывают молочные и коренные. Доставляют много неприятностей, если заболят. (Зубы)

Задания для второй команды:

  1. Слово делится на части, как на дольки апельсин. Одна часть слова. (Слог)
  2. Изменяется у человека с возрастом. Бывает карьерный. (Рост)
  3. Он бывает фонематическим и физиологическим, музыкальным, острым. (Слух)
  4. Конкурс «Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку»

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеве-дущие, дикторы радио. Скороговорки традиционно используются учителями- логопедами при автоматизации поставленных звуков у детей. Дикция педагогов тоже должна быть чёткой. Предлагаю вам потренировать свой артикуляционный аппарат и произнести скороговорки.

  1. У Лоры — роллы, а у Лолы — Моторола.
  2. Целлюлит Рита зрит, целлюлит Риту злит.
  3. Накупила злая Рая в Л"Этуале Л"Ореаля.
  4. Трепало евро Лерины нервы.
  5. Протратилась в Анталии нотариус Наталия.
  6. Фитнес тайно любит Таня.
  7. Конкурс «Закончи предложение»

Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.

1 команда.

  1. Земля покрыта снегом, как…
  2. Волны вздымаются, как…
  3. Солнце нещадно палит, как…
  4. Дверь в комнате скрипит, как …
  5. Дети в группе галдят, как …
  6. Девушка на обложке выглядит, как …
  7. Мальчик плывет, как …
  8. команда.
  9. Туман стелется над озером, как …
  10. Дождинки текут по лицу, как …
  11. Малыши прыгают по траве, как …
  12. Балерина на сцене кружится, как …
  13. Мысль в моей голове засела, как …
  14. Человек подошел тихо, как …
  15. Девчонки порхают по группе, как …
  16. Конкурс «Расшифруйте русские народные сказки».

Команды получают карточки с заданием и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки:

  • кашечрохав ( «Хаврошечка»),
  • боклоко ( «Колобок»),
  • зоркомо ( «Морозко»),
  • очвокамйюд ( «Дюймовочка»),
  • гукароснеч ( «Снегурочка»),
  • комерет ( «Теремок»),
  • щеинакатар ( «Тараканище»),
  • рожахико ( «Жихорка»).

8. Конкурс «Рифмы».

Задание: подобрать как можно больше рифмующихся слов к предложенным словам. Чья команда подберет больше слов.

  • Шишки, дети, окно, дом.

По окончанию упражнения жюри подводит итоги всей деловой игры.

Рефлексия «Закончи фразу»

Учитель-логопед: Уважаемые коллеги, встаньте в круг, объедините свои ко-манды.

Вам, необходимо закончить фразу одним предложением:

  • Сегодня я узнал…
  • Меня сегодня удивило…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Хотелось бы добавить… и т. д.

Учитель-логопед:

Больше всего мне понравилось, что такой большой коллектив может работать одной дружной командой.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год