|
Деловая игра для педагогов «Логопедический калейдоскоп»
Цель: создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми, направленных на коррекцию фонематических процессов.
Задачи:
- Активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы;
- Максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников;
- Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию мето-дов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у до-школьников;
- Повышение творческой активности воспитателей дошкольных учрежде-ний, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.
Оборудование и материалы: 2 стола, стулья, 2 листа бумаги, простые ка-рандаши или ручки, стол для жюри, картинки – рифмы (10 картинок, карточки (закончи предложение), карточки с именами сказочных героев, карточки с буквами для составления слов (З, В, У, К, Я, Ы, Б;С, Л, О, Г, Р, Т, У, Х), предметные картинки (шишки, дети, окно, дом); песочные часы.
Ход деловой игры:
В музыкальном зале расставлены два стола напротив друг друга. Педагоги входят в зал и встают в круг.
«Приветствие»
Учитель-логопед: Давайте поприветствуем друг друга. Каждый участник должен назвать свое имя и выбрать себе имя прилагательное, характеризующее его положительно, но есть одно условие – имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника (Валентина – веселая, Арина – артистичная и т. д.)
Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный.
Учитель-логопед: Молодцы! А теперь прошу пройти на свои места.
Участники деловой игры делятся на две команды. Выбирается жюри (2 че-ловека).
Затем проводятся основные конкурсы.
1. Конкурс «Блиц»
Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.
1 команда
- Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ)
- Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (рече-вой аппарат)
- Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)
- Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
- Сколько звуков в слове — деньги (пять)
- Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.
- Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
- Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный)
- Назовите пару звуку «Ш» ( «Ж»).
- Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)
- Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).
- Человек, занимающийся исправлением речи? (логопед)
- Необходимо заменить предложение пословицей:
«Учись всю жизнь». (Век живи, век учись)
2 команда
- Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)
- Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты)
- Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
- Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).
- Назовите характеристику звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
- Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).
- Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.
- Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
- Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
- Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву мы пишем и читаем).
- Продолжите: одно дупло, два дупла, пять? (дупел).
- Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
- Необходимо заменить предложение пословицей:
Не болтай. (Держи язык за зубами).
(По окончании упражнения жюри подводит итоги).
2. Конкурс «Добавлялки».
Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.
1 команда.
- Ра – ра – ра — во дворе … (у нас гора).
- Ло – ло – ло — греет … (солнышко тепло).
- Ры – ры – ры — летят… (синие шары).
- Ор – ор – ор — спеет… (красный помидор).
- Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши).
2 команда.
- За – за – за — в поле… (бегает коза).
- Ла – ла – ла — на пути … (у нас скала).
- Ор – ор – ор —. острый … (топор).
- Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).
- Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).
По окончанию упражнения жюри подводит итоги.
3. Конкурс «Грамотная речь» (выбрать правильный ответ)
1 команда
У этого магазина много…
- филлиалов
- филлеалов
- филиалов
- филеалов
Ты сделал это …
- из под тишка
- из подтишка
- изподтишка
- исподтишка
С другой стороны требования к себе не должны быть … высокими
- через-мерно
- черезмерно
- чрезмерно
2 команда
Папа вернулся с работы в…
- пол пятого
- полпятого
- пол-пятого
Она как … права
Отвези собаку к…
- ветеринару
- ветеренару
- ветиренару
4. Конкурс «Эрудит»
Игроки команды, прослушав задание, должны составить из букв ответ и показать жюри. За каждый правильный ответ начисляется один балл.
Буквы для первой команды: З, В, У, К, Я, Ы, Б.
Буквы для второй команды: С, Л, О, Г, Р, Т, У, Х.
Задания для первой команды:
- Он бывает гласным или согласным; мы его слышим, но не видим. (Звук)
- Он до Киева доведёт. Объект логопедического массажа. (Язык)
- Они бывают молочные и коренные. Доставляют много неприятностей, если заболят. (Зубы)
Задания для второй команды:
- Слово делится на части, как на дольки апельсин. Одна часть слова. (Слог)
- Изменяется у человека с возрастом. Бывает карьерный. (Рост)
- Он бывает фонематическим и физиологическим, музыкальным, острым. (Слух)
- Конкурс «Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку»
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеве-дущие, дикторы радио. Скороговорки традиционно используются учителями- логопедами при автоматизации поставленных звуков у детей. Дикция педагогов тоже должна быть чёткой. Предлагаю вам потренировать свой артикуляционный аппарат и произнести скороговорки.
- У Лоры — роллы, а у Лолы — Моторола.
- Целлюлит Рита зрит, целлюлит Риту злит.
- Накупила злая Рая в Л"Этуале Л"Ореаля.
- Трепало евро Лерины нервы.
- Протратилась в Анталии нотариус Наталия.
- Фитнес тайно любит Таня.
- Конкурс «Закончи предложение»
Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.
1 команда.
- Земля покрыта снегом, как…
- Волны вздымаются, как…
- Солнце нещадно палит, как…
- Дверь в комнате скрипит, как …
- Дети в группе галдят, как …
- Девушка на обложке выглядит, как …
- Мальчик плывет, как …
- команда.
- Туман стелется над озером, как …
- Дождинки текут по лицу, как …
- Малыши прыгают по траве, как …
- Балерина на сцене кружится, как …
- Мысль в моей голове засела, как …
- Человек подошел тихо, как …
- Девчонки порхают по группе, как …
- Конкурс «Расшифруйте русские народные сказки».
Команды получают карточки с заданием и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки:
- кашечрохав ( «Хаврошечка»),
- боклоко ( «Колобок»),
- зоркомо ( «Морозко»),
- очвокамйюд ( «Дюймовочка»),
- гукароснеч ( «Снегурочка»),
- комерет ( «Теремок»),
- щеинакатар ( «Тараканище»),
- рожахико ( «Жихорка»).
8. Конкурс «Рифмы».
Задание: подобрать как можно больше рифмующихся слов к предложенным словам. Чья команда подберет больше слов.
По окончанию упражнения жюри подводит итоги всей деловой игры.
Рефлексия «Закончи фразу»
Учитель-логопед: Уважаемые коллеги, встаньте в круг, объедините свои ко-манды.
Вам, необходимо закончить фразу одним предложением:
- Сегодня я узнал…
- Меня сегодня удивило…
- Больше всего мне понравилось…
- Хотелось бы добавить… и т. д.
Учитель-логопед:
Больше всего мне понравилось, что такой большой коллектив может работать одной дружной командой.
|