Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Развитие активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических упражнений»
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Кожевникова Оксана Александровна   
19.11.2025 15:20

«Развитие активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических упражнений»«Развитие активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических упражнений»

Кожевникова О.А., воспитатель МДОАУ «Детский сад» №190 г. Оренбург

Аннотация: Исследование посвящено изучению психолого- педагогических аспектов развития активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических упражнений. В рамках исследования проведен анализ эффективности данных упражнений, а также особенностей их применения на логопедических занятиях для стимулирования активного словаря.

В статье представлен тематический план логопедических занятий по развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи

 

Ключевые слова: дидактические упражнения, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники, активный словарь.

Вопросы формирования словарного запаса занимают центральное место в современной логопедии. Особое внимание уделяется состоянию словаря у детей с различными речевыми нарушениями и разработке эффективных методик его развития. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается сниженный объем словаря по сравнению с возрастными нормами, что сопровождается нечетким пониманием и использованием слов, а также недостаточной структурированностью их значений. Эти факторы негативно сказываются не только на речевой коммуникации детей, но и в некоторой степени влияют на развитие их когнитивных способностей, что усложняет процесс обучения, воспитания и познания окружающего мира.

Из-за недоразвития речевых средств снижается уровень общения, что влечет за собой возникновение психологических особенностей (нерешительность, замкнутость, отчужденность, робость); что может привести к появлению специфических черт общего и речевого поведения (ребенку тяжело вслушиваться в звучащую речь, ребенок имеет ограниченную контактность, у него замедленная включаемость в ситуацию общения, ему трудно поддерживать беседу); что влияет на снижение психической активности [34].

Некоторые исследователи (И. В. Асташина, А.В. Захарова, Н.П. Иванова, Н.Ю. Микхиева, М.И. Попова, Н.П. Серебренников, Ф.А. Сохин) указывают на эффективность использования дидактических упражнений

при формировании активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.

Активный словарь представляет собой часть лексического богатства языка, которая активно используется в повседневной жизни определенного ребенка и отражает его уровень речевой культуры и разнообразие выражений [21].

Дидактические упражнения представляют собой многогранный и сложный педагогический метод: они сочетают в себе элементы игрового обучения детей дошкольного возраста, формы обучения, самостоятельной игровой деятельности и являются средством всестороннего развития личности ребенка [39].

Важное значение для развития активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеют логопедические занятия с включением в работу дидактических упражнений. Данный вид упражнений представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

По мнению специалиста Г.В. Чиркиной, важно знакомить детей с новыми словами в контексте, чтобы они могли осознать значение и функцию каждого слова. После того как значение слова стало понятным, детям показывают, с какими другими словами оно может сочетаться в речи. Например, если вводится новое существительное, детям также демонстрируют, какие глаголы, прилагательные, местоимения и числительные могут использоваться с этим словом.

Для подтверждения теоретического анализа по проблеме развития активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи было проведено исследование в муниципальном дошкольном автономном учреждении «Детский сад №190» г. Оренбурга.

В исследовании приняли участие 8 детей в возрасте 5-6 лет, состоящих в логопедической группе с диагностированным ОНР III уровня. Для оценки уровня активного словаря старших дошкольников с ОНР III уровня были использованы три задания из методики «Обследование словаря дошкольника» Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [18], а также три задания из методики «Диагностика словарного запаса дошкольника» О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой [20].

Задания исследования уровня развития активного словаря старших дошкольников:

1. Методика «Обследование словаря дошкольника» Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [18]

Задание 1. Определение уровня владения активным словарем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через анализ понимания и использования категорий имен существительных в контексте одушевленности и неодушевленности.

Цель задания: выявить уровень развития словарного запаса старших дошкольников в области одушевленных и неодушевленных существительных.

Диагностический материал: набор предметных картинок с изображением живых существ (людей, животных, птиц, насекомых), предметных картинок с изображением неживых объектов (игрушки, мебель, одежда, обувь), а также несколько сюжетных картинок для анализа.

Проведение обследования: Логопед использует предметные картинки для проверки уровня развития речи у детей. Ребёнок должен правильно идентифицировать предмет, отвечая на вопросы логопеда типа "Кто это?" или "Что это?". За каждый правильный ответ дается один балл.

Дополнительно применяется инструкция, например: "Догадайся, про кого я говорю: он летает и чирикает. Кто это? Покажи мне. Этот предмет стоит в спальне и используется для хранения вещей. Что это? Покажи мне".

Задание №2. Цель: Оценить уровень развития словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня путем соотнесения функционального назначения предметов с их названием и умения узнавать предметы по описанию их функций.

Диагностический материал: картинки с изображениями электроприборов и посуды используются для проведения обследования.

Проведение обследования: На столе размещаются предметные картинки. Логопед описывает функции каждого предмета, а ребёнок должен выбрать соответствующую картинку и назвать ее. Инструкция звучит так: «Сейчас я опишу тебе предмет, а ты найди картинку с ним и назови его».

Задание №3. Содержание и использование обобщающих понятий в

речи.

Цель задания: определить уровень развития словаря

существительных, содержащих обобщающие понятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Диагностический материал включает в себя группы картинок с изображениями овощей, фруктов, ягод, цветов, диких и домашних животных, предметов обуви, одежды, мебели и посуды. В ходе обследования логопед просит детей рассмотреть картинки и назвать их

одним словом, используя инструкцию: «Назови одним словом эти картинки».

Для диагностики словарного запаса дошкольников предлагается методика "Диагностика словарного запаса дошкольника" разработанная О.А. Безруковой и О.Н. Каленковой. Задание №1 этой методики направлено на выявление умения подбирать глаголы и целью является изучение уровня развития словарного запаса глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Диагностический материал представлен картинками, на которых изображены различные действия: птица летает, дятел стучит, рыба плавает, змея ползает, заяц прыгает, самолет летает, лодка плывет, собака кусает, девочка спит, мальчик ест, собака грызет, мальчик играет.

Проведение обследования включает просьбу логопеда к ребенку о рассмотрении последовательно предъявляемых картинок и описании действий, которые на них изображены.

Задание №2 направлено на развитие умения подбирать прилагательные. Цель задания заключается в изучении уровня развития словаря прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Диагностический материал представлен в виде речевого материала, где предметы описываются с использованием относительных прилагательных: ваза из хрусталя — хрустальная; воротник из меха — меховой; кувшин из глины — глиняный; мост из камня — каменный; кораблик из бумаги — бумажный.

Проведение обследования осуществляется индивидуально в форме устного игрового упражнения под названием «Скажи по-другому». Логопед начинает описание предмета, например, вазы из хрусталя, а затем задает вопрос: «Ваза какая?». Ребенок отвечает: «Ваза хрустальная».

Задание №3. Развитие умения подбирать антонимы.

Цель задания: оценить уровень развития словаря антонимов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Диагностический материал: слова (друг, день, зима, жара, начало, верх), мяч.

Проведение исследования: Игра "Скажи наоборот" используется для обследования. Логопед предлагает ребёнку мяч и просит его назвать слово, противоположное по значению. Инструкция: "Я буду кидать тебе мяч и называть слова, а ты постарайся найти к каждому слову антоним".

Согласно нашему исследованию, полученные показатели по

методике достаточно полно отражают уровень развития словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Результаты показали, что активный словарь у детей этой возрастной группы с недоразвитием речи III уровня был оценен по балльной шкале.

Методика: «Обследование словаря дошкольника» Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова

Задание №1 Регинна Г -1б; Захар К -1б; Данил О-1б; Вика В- 1б; Игорь Е

-1б; Даша У-1б; Лена С -1б; Тимур Е -1б.

Задание №2 Регинна Г -2б; Захар К -2б; Данил О-1б; Вика В- 1б; Игорь Е

-1б; Даша У-0б; Лена С -0б; Тимур Е -1б.

Задание №3 Регинна Г -0б; Захар К -1б; Данил О-0б; Вика В- 2 б; Игорь Е

-2б; Даша У-1б; Лена С -1б; Тимур Е -1б.

Методика «Диагностика словарного запаса дошкольника» О.А. Безрукова О.Н. Каленкова

Задание №1 Регинна Г -1б; Захар К -1б; Данил О-0б; Вика В- 1б; Игорь Е

-1б; Даша У-1б; Лена С -0б; Тимур Е -1б.

Задание №2 Регинна Г -1б; Захар К -1б; Данил О-1б; Вика В- 2б; Игорь Е

-1б; Даша У-0б; Лена С -0б; Тимур Е -1б.

Задание №3 Регинна Г -0б; Захар К -0б; Данил О-0б; Вика В- 0 б; Игорь Е

-1б; Даша У-1б; Лена С -1б; Тимур Е -0б.

Общий уровень развития активного словаря:

Из полученных данных можно сделать вывод, что большинство детей имеют низкий уровень развития активного словаря, за исключением Вики В и Игоря Е, у которых уровень развития средний.

При анализе результатов становится очевидным, что ни кто из детей не проявил высокого уровня активного словаря. Ни один ребенок не справился с предложенными заданиями. Таким образом, исследование на констатирующем этапе показало, что основная часть старших дошкольников имеет недостаточно развитую речь, что проявляется в низком уровне активного словаря (6 детей). Словарный запас существительных у детей ограничен, они слабо различают названия предметов по категориям одушевлённости и неодушевлённости.

У большинства детей отмечается недостаточное умение соотносить функциональное назначение предметов с их названием, а также распознавать предметы по описанию их функций. Дошкольники испытывают сложности в обобщении предметов одной группы в речи и в названии обобщающих слов-существительных. Кроме того, у них слабо развит словарь прилагательных, глаголов и антонимов.

Для эффективного расширения активного словаря детей рекомендуется проведение систематических фронтальных

логопедических занятий. Каждое логопедическое занятие следует сопровождать дидактическими упражнениями, направленными на конкретную лексическую тему.

Мы разработали план занятий по расширению активного словаря для старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Занятие №1

Тема: "Животные леса"

Задачи: 1. Активизировать представления детей о животных леса и расширить их словарный запас по этой теме.

2. Познакомить детей с обобщающими словами: дикие животные, хищники, плотоядные.

3. Расширить словарь детей прилагательными (дикий, серый, лесной, злой).

4. Работать над понятием антонимов (маленький-большой).

5. Уточнить значения слов по теме "Животные леса". Игровые упражнения:

1. Загадки о животных.

Цель: пополнить словарный запас существительных, связанных с дикими животными леса, и уточнить значения этих слов.

2. Игра "Дрессировщик": целью является закрепление у детей обобщающих слов в речи.

3. Игра "Звериная зарядка": направлена на расширение словаря прилагательных и глаголов.

4. Упражнение "Опиши животное": поможет пополнить словарь прилагательных и антонимов по теме "животные".

На занятии №2 "Магазин продуктов" Задачи занятия:

  1. Активизировать представления детей о продуктах, продающихся в магазине, и расширить словарь существительных по теме продуктов.
  2. Познакомить и закрепить в речи детей обобщающие слова: "хлебобулочные изделия", "крупы", "фрукты", "овощи".
  3. Расширить словарь прилагательными (например, добавление слов таких как ароматный, сочный, хрустящий).
  4. Развивать словарь антонимов (например, парный-непарный,

свежий-протухший, мягкий-твердый).

5. Работа над точным определением значений слов в рамках данной лексической темы.

Игровые упражнения:

1. Игра "Назови ласково".

Цель: расширить словарь существительных, относящихся к продуктам.

2. Упражнение "Один-много".

Цель: закрепить у детей умение использовать обобщающие слова по теме продукты.

3. Игра "Мы покупатели".

Цель: активизировать представления детей о продуктах и уточнить значения слов в контексте покупок.

Игра «Что я буду готовить?»

Цель: Расширить словарный запас детей, включая прилагательные, антонимы и глаголы.

Занятие №3 Тема: «Ягоды и фрукты»

  1. Активизировать представления детей о ягодах и фруктах, расширить словарь существительных по теме занятия.
  2. Познакомить и закрепить в речи детей обобщающие слова: ягоды, фрукты.
  3. Расширить словарь прилагательных посредством образовании относительных прилагательных (ягодный, фруктовый).
  4. Пополнить словарь антонимов (кислый-сладкий, твердый-мягкий, маленький-большой).
  5. Работать над уточнением значений слов по данной лексической

теме.

Игровые упражнения 1. "Найди свою половинку": цель данной игры -

расширить словарный запас существительных, связанных с ягодами и фруктами, а также уточнить их значения.

2. "Ягоды и фрукты": это игра направлена на закрепление у детей обобщающих понятий "ягоды" и "фрукты" в речи.

3. Упражнение "Что из чего?": цель этого упражнения — расширить словарь прилагательных за счет образования относительных прилагательных.

4. "О чем расскажет наклейка?": в рамках этой игры дети будут пополнять свой словарь антонимов, относящихся к лексической теме ягоды и фрукты.

Занятие №4 Тема: «Мебель»

  1. Активизировать представления детей о различных видах мебели, расширить словарь существительных по теме занятия.
  2. Познакомить и закрепить в речи детей обобщающие слова: мягкая мебель, кухонная, школьная мебель.
  3. Расширить словарь прилагательных (деревянный, качественный, удобный, многофункциональный).
  4. Пополнить словарь антонимов (мягкий-жесткий, большой- маленький)
  5. Работать над уточнением значений слов по данной лексической

теме.

Игровые упражнения: 1. Загадки о мебели.

Цель: пополнить словарный запас существительных по теме мебель,

уточнить значения слов.

2. Игра «Конструируем мебель».

Цель: активизировать представления о видах мебели.

3. Игра «Один, два, три, четыре, много мебели в квартире». Цель: закрепить в речи детей обобщающие слова.

4. Упражнение «Угадай по описанию».

Цель: пополнить словарь прилагательных, антонимов. Занятие №5 Тема: «Посуда»

Задачи: 1. Активизировать представления детей о различных видах посуды, расширить словарь существительных по теме занятия.

2. Познакомить и закрепить в речи детей обобщающие слова: кухонная

посуда, чайная посуда.

3. Расширить словарь прилагательных (стеклянный, деревянный, алюминиевый).

Игровые упражнения: 1. Игра «Найди посуду».

Цель: расширить словарь существительных по теме посуда, уточнить значения слов..

2. Упражнение «Что из чего?».

Цель: расширить словарь прилагательных.

3. Игра «Один-много».

Цель: закрепить в речи детей обобщающие слова. Занятие №6 Тема: «Профессии»

Задачи: 1. Активизировать представления детей о различных профессиях, расширить словарь существительных по теме занятия.

2. Познакомить и закрепить в речи детей обобщающие слова: рабочие инструменты, медицинские препараты, школьные принадлежности.

3. Расширить словарь прилагательных (строительный, рабочий, садовый, сапожный, столярный, спортивный, рыболовный, врачебный, учительский, водительский, пожарный).

4. Пополнить словарь антонимов (ленивый-трудолюбивый)

5. Работать над уточнением значений слов по данной лексической теме. Игровые упражнения: 1. Загадки о профессиях.

Цель: пополнить словарный запас существительных по теме профессии, уточнить значения слов.

2. Игра «Чье это дело?».

Цель: расширить словарь глаголов.

3. Игра «Я начну, а ты закончи».

Цель: расширить словарь прилагательных, антонимов.

4. Упражнение «Что лишнее?»

Цель: активизировать представления детей о различных профессиях, развивать мышление.

Занятие №7 Тема: «Времена года»

Задачи: 1. Активизировать представления детей о временах года, расширить словарь существительных по теме занятия.

2. Познакомить и закрепить в речи детей обобщающие слова: снегопад, листопад, зимняя, весенняя, летняя одежа, обувь.

3. Расширить словарь прилагательных (снежный, дождливый, пасмурный, зимний, летний, весенний, осенний).

4. Пополнить словарь антонимов

(теплый-холодный, ранний-поздний, сухой-дождливый, яркий- тусклый).

5. Работать над уточнением значений слов по данной лексической теме. Игровые упражнения: 1. Загадки «Когда это бывает?»

Цель: активизировать представления детей о временах года.

2. Игра «Зима, весна, лето, осень».

Цель: расширить словарь существительных, уточнить значения слов.

3. Упражнение «Подбери слова».

Цель: расширить словарь прилагательных, антонимов.

4. Игра «Одежда по сезону».

Цель: расширить словарь существительных, уточнить значения слов по теме сезонная одежда.

Таким образом, систематическая и целенаправленная коррекционно- логопедическая работа с использованием дидактических упражнений способствует положительной динамике в развитии словаря дошкольников с ОНР. Игра является ведущей деятельностью для ребенка, а использование дидактических игр повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность и обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. — М.: Астрель, 2018. – 132 с.
  2. Данилова, Л.А. Особенности развития активного словаря у детей в возрасте 3-4 лет / Л.А. Данилова. – М.: Владос, 2019. – 123 с.
  3. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга дефектолога / Т.Б. Епифанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 486 с.
  4. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с нарушениями речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2013. – 256 с.
  5. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Альянс, 2018. – 366 с.
  6. Ляховская, Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников.

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Ю.С. Ляховская. – М.: Академия, 2019. – 278 с.

7. Мальцева, Е.В. Особенности нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи / Е.В. Мальцева // Дефектология. – 2016 – №6. – С. 10-18.

8. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: Владос, 2018. – 208 с.

9. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в старшей группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: Речь, 2013. – 145 с.

10. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2012. – 240 с.

11. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей с нарушениями речи /Л. Г. Парамонова. – СПб.: Речь, 2017. – 188 с.

12. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / С.В. Плотникова. – М.: Флинта, 2012. – Режим доступа: //www. biblioclub. ru/book/69079

13. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов / под редакцией И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2013. – 139 с.

14. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Аркти, 2015. – 246 с.

15. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Академия, 2013. – 190 с.

16. Швайко, Т.С. Игровые упражнения для развития речи / Т.С. Швайко. – М.: Аркти, 2013. – 140 с.

17. Шмелев, Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелев. – М.: Академия, 2016. – 280 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 43 (405) выйдет
22 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год