Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Василюк Екатерина Юрьевна Важенина Таисия Владимировна   
24.11.2025 17:20

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИРАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ

Младший дошкольный возраст (приблизительно от 2 до 4 лет) – это удивительное время активного становления речи. Каждый день ребенок осваивает новые слова, учится строить фразы, начинает понимать и выражать свои мысли. В этот период закладывается фундамент для дальнейшего речевого развития, и поэтому так важно использовать эффективные и увлекательные методы обучения. В эпоху обилия информации и повышенных требований к коммуникативным навыкам, развитие речи у детей дошкольного возраста приобретает особую значимость. Именно в этот период формируются базовые навыки говорения, аудирования и понимания, которые станут фундаментом для успешного обучения в школе и эффективного общения в жизни. И одним из эффективных инструментов, способствующих развитию речи, является мнемотехника.

Что такое мнемотехника для самых маленьких?

Мнемотехника, или искусство запоминания, в работе с младшими дошкольниками – это, прежде всего, игра с картинками-подсказками и яркими образами. Это не сложное заучивание, а веселый процесс, где каждое слово, действие или понятие ассоциируется с простым и понятным символом, рисунком или жестом.

 

На этом этапе мы используем мнемотехнику, чтобы облегчить детям:

  • Обогащение словарного запаса.
  • Формирование простейших связных высказываний.
  • Запоминание последовательности действий.
  • Развитие внимания и образного мышления.

Почему мнемотехника так эффективна в младшем дошкольном возрасте?

  1. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление: Малыши воспринимают мир через образы, ощущения и действия. Мнемотехника предлагает им именно такой способ обучения – через яркие картинки, жесты и манипуляции.
  2. Развитие ассоциативного мышления: Создание связи между словом и образом помогает формировать устойчивые ассоциации, которые затем легко извлекаются из памяти.
  3. Игровой подход: для младших дошкольников обучение эффективно только тогда, когда оно превращается в игру. Мнемотехнические приемы делают процесс увлекательным и интересным, снимая психологическое напряжение.
  4. Снижение утомляемости: Использование наглядности и разнообразие приемов позволяют удерживать внимание ребенка дольше, не перегружая его.
  5. Стимуляция всех анализаторов: задействуются зрительный, слуховой, а часто и тактильный каналы восприятия, что способствует более глубокому усвоению информации.

Приемы мнемотехники для развития речи младших дошкольников:

1. Мнемоквадраты / Мнемокарточки- это отдельные картинки или простые символы, обозначающие слова или понятия.

Как использовать:

  • Для изучения новых слов (например, животные, фрукты, цвета) показываем картинку и проговариваем слово. Затем просим ребенка найти соответствующую картинку по названию.
  • Составление простых предложений: показываем две-три карточки (например, «кошка» + «ест» + «рыбу») и вместе с ребенком строим предложение: «Кошка ест рыбу.»
  • Игры «Что пропало?», «Найди пару»: помогают закрепить названия предметов и развивают память.

2. Простейшие мнемодорожки — последовательность из 2-3 картинок, иллюстрирующая короткое действие или сюжет.

Как использовать:

  • Освоение бытовых действий: «Утро: проснулись (картинка спящего ребенка) – умылись (картинка умывающегося ребенка) – позавтракали (картинка еды)
  • Пересказ коротких сказок: для таких сказок, как «Репка», «Колобок», где всего несколько ключевых персонажей или событий. Для каждого героя/события — отдельная картинка в последовательности.
  • Изучение стишков-потешек: Каждому смысловому отрезку стишка соответствует своя картинка. Например, для «Идет бычок качается» – картинки бычка, мостика, доски.

3. Символы для звуков – это простые изображения, которые ассоциируются с определенными звуками.

Как использовать:

  • Для постановки звуков и развития фонематического слуха. Например, звук [А] – открытый рот, как у доктора; звук [У] – губы трубочкой, как у паровоза; звук [Ш] – змея шипит.

4. Игры с предметами и игрушками — сочетание реальных предметов с их символическим изображением.

Как использовать:

  • Кто что ест?: Выкладываем картинки животных и рядом – картинки их еды. Ребенок должен соединить животное с пищей, проговаривая: «Кошка ест рыбу»
  • «Один-много»: показываем одну конфету и ее картинку. Затем много конфет и соответствующую картинку.

Рекомендации по использованию мнемотехники с младшими дошкольниками:

  • Простота и наглядность: Картинки должны быть крупными, четкими, яркими и максимально реалистичными или легко узнаваемыми символами. Избегайте мелких деталей.
  • Игровая мотивация: Обучение должно быть неотъемлемой частью игры. Придумывайте сюжеты, где мнемокарточки – это «сокровища», «секретные коды» или «волшебные ключи».
  • Частые и короткие занятия: Внимание малышей быстро рассеивается. Лучше проводить несколько коротких (5-7 минут) занятий в течение дня, чем одно длительное.
  • Эмоциональная окраска: Ваш энтузиазм и положительные эмоции передаются ребенку. Хвалите его за любые успехи.
  • Активное участие ребенка: пусть он сам выбирает карточки, раскладывает их, показывает, называет.
  • Повторение: Повторение — ключ к запоминанию. Используйте одни и те же мнемотаблицы и карточки несколько раз, пока ребенок их хорошо не освоит.
  • Связь с реальной жизнью: Объясняйте, как эти картинки-подсказки могут помочь ему в повседневной жизни (например, запомнить, что нужно делать утром).

Таким образом, использование мнемотехники с младшими дошкольниками – это не просто образовательный метод, это инструмент, который делает процесс познания мира и развития речи захватывающим приключением. Он помогает формировать у детей уверенность в своих речевых способностях, развивает их познавательную активность и закладывает крепкий фундамент для будущего успешного обучения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 44 (406) выйдет
29 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год