Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Понятие и основные особенности развития связной речи
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Калачева Олеся Сергеевна   
28.11.2025 06:59

Понятие и основные особенности развития связной речиПонятие и основные особенности развития связной речи

Ведущим коммуникативным навыком у младших дошкольников можно назвать связную речь. Обычно связная речь обозначает смысловое высказывание развернутого вида (несколько предложений, которые сочетаются между собой), которое обеспечивает взаимопонимание и общение. По мнению Рубинштейна: «…Связность является адекватностью речевого оформления мысли пишущего или говорящего при ее понятности для читателя и слушателя» [17, с. 235]. Таким образом, можно сделать вывод, что главная характеристика связной речи – понятность собеседников друг другу.

Связная речь — это такая речь, отражающая основные существенные стороны ее предметного содержания.

Термин связная речь в методике можно употреблять в нескольких значениях:

  • высказывание, продукт, текст, результат этой деятельности
  • деятельность говорящего, сам процесс
  • раздел работы по развитию речи.

Связная речь является единым структурным и смысловым целым, которое включает отрезки законченные, объединенные тематически и связанные между собой [16, с. 226].

Основная функция связной речи — коммуникативная. Коммуникативная функция связной речи является основной, которая осуществляется в форме монолога и диалога.

 

Довольно ярким проявлением коммуникативной функции языка является диалог, диалогическая речь. Особенность диалога – поочередное говорение и прослушивание собеседников. Диалогическая речь устная происходит в конкретной определенной ситуации, сопровождается мимикой, интонацией жестами. Здесь появляется языковое оформление диалогической речи. Для диалога характерны: недоговоренность, краткость, обрывистость, разговорная лексика и фразеология; сложные и простые бессоюзные предложения; предварительное кратковременное обдумывание. В диалоге есть два или несколько собеседников, они обеспечивают связность диалога. Диалогическая речь отличается реактивностью, непроизвольностью. Необходимо отметить, что для диалога обычно использование клише и шаблонов, устойчивых формул общения, речевых стереотипов, которые часто употребляемы и прикреплены к определенным положениям и темам разговора. Данные клише в речи облегчают само ведение диалога.

Монологическая речь – это высказывание, которое связано логически связное, оно протекает достаточно долго во времени, оно не рассчитано на быструю реакцию слушателей. Монолог выражает мысль одного человека, данная речь с более сложным строением. Монологическое высказывание подразумевает наиболее полную формулировку информации, более развернутым является такое высказывание. При монологической речи нужна внутренняя подготовка, предварительное длительное по времени обдумывание высказывания, мысль должна быть сосредоточена на главном. Тут важны неречевые средства (мимика, жесты, интонация), эмоциональная речь, живая, выразительная, хотя неречевые средства находятся на подчиненном месте. Основные характеристики монологической речи: развернутость высказывания, литературная лексика, законченность, синтаксическая оформленность логическая завершенность; связность монолога обеспечивает один говорящий [16, с. 227].

Данные формы речи отличны и мотивами. При монологе руководство идет внутренними мотивами, его содержание, используемые языковые средства выбирает говорящий. Диалог стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами. Поэтому, монолог является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом, хотя есть существенные различия. В процессе общения монологическая переплетается с диалогической, а монолог имеет возможность приобрести свойства диалога. Зачастую, общение происходит в форме диалогической речи с монологическими вставками, происходит употребление развернутых высказываний, которые состоят из нескольких предложений, к тому же содержит различную информацию (дополнение сказанного, сообщение, уточнение сказанного).

Умения и навыки диалогической речи являются основой овладением монологической речью. При обучении диалогической речи возникают предпосылки для овладения описанием, повествованием. Такому процессу помогает связность диалога: в частности, последовательность реплик, которая обусловлена темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В младшем дошкольном возрасте сначала формируется диалогическая речь, уже потом работа по развитию этих диалога и монолога происходит параллельно.

Связная речь может быть контекстной и ситуативной. Ситуативная речь связана с определенной ситуацией, не является полным отражением мысли в речевых формах, является понятной только при учете определенной ситуации. Говорящий активно использует мимику, жесты, указательные местоимения. При контекстной речи содержание ее понятно из самого контекста. Сложна контекстная речь тем, что тут необходимо построение высказываний без учета конкретной ситуации, при опоре только на средства языка.

Ситуативная речь, в большинстве случаев, несет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога. Хотя монологическая речь может иметь ситуативный характер, по мнению Эльконина Д.Б. [23].

Делая вывод, необходимо отметить, что понимание речи имеет огромное значение во всем развитии ребенка, является начальным этапом в развитие функций общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает жестом, мимикой, движением. На основе примитивного понимания, сначала начинает развиваться активная речь детей. Ребенок активно подражает звукам и звукосочетаниям, произносимыми взрослыми, он привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для развития связной речи детей в младшем школьном возрасте: от намеренности голосовой реакции, ее направленности на другого человека, до формирования произвольности произнесения, речевого слуха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова, Р. Н. Уточнение, обогащение и активизация словаря младших школьников [Текст] / Р.Н. Александрова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук/ — 2013. — №12-2. — С.151-153.
  2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: книга для педагогов / А.Г. Арушанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 286 с.
  3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст ] / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 235 с.
  4. Дорофеева, А.М. Развитие речи [Текст]: книга для воспит. дет. Сада / А.М. Дорофеева. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 164 с.
  5. Загребельная, Е. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре [Текст] / Е.В. Загребельная // Наука и современность. – 2011. — №11. — С.162-167.
  6. Зубкова, Н.В. Педагогические условия развития у детей 4-го года жизни монологической речи [Текст] / Н.В. Зубкова, Е.А. Гречишкина // Вестник Гуманитарного института ТГУ. – 2015. — №3 (19). – С. 14 – 18.
  7. Калимуллина, А. Н. Развитие связной речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / А. Н. Калимуллина, С. В. Апсатарова // Научные исследования: от теории к практике: материалы междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др. ]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 86–90.
  8. Козлова, А.Ю. Развитие у детей младшего дошкольного возраста связной речи посредством режиссерских игр [Текст] / А.Ю. Козлова, О.С. Погосян // Вестник Гуманитатного института ТГУ. – 2015. — №3 (19). – С. 31 – 34.
  9. Кондрашина, О. Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание [Текст] / О.Е. Кондрашина // Вестник ТГУ. – 2013. — №2. — С.72-76.
  10. Корнякова, Е.А. Связная речь как средство самовыражения младших дошкольников [Текст] / Е.А. Корнякова // Самопознание и самопроектирование как условия самореализации личности: сборник научных трудов по материалам Международного форума. 2012. – Екатеринбург: изд-во УГПУ. – 2012. – С. 76 – 81.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 44 (406) выйдет
29 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год