Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Использование игровых технологий в логопедической практике
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Гринева Ольга Владимировна Серий Ирина Сергеевна Фатеева Юлия Евгеньевна   
14.12.2025 07:18

Использование игровых технологий в логопедической практикеИспользование игровых технологий в логопедической практике

«С ребёнком надо делать всё через игру…» Д. Б. Эльконин

Мы с вами живем во время перемен и поисков нового. Стандарт образования поставил нас перед необходимостью меняться, творчески подходить к индивидуализации образования, создавать условия для самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых.

В отличие от игр, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован, выделен в явном виде и характеризуется познавательной направленностью.

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью, она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития.

Задача логопеда заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда мы говорим: «А сейчас мы поиграем в интересную игру». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое особое место занимает игра в жизни ребенка.

 

Значение игровой технологии нельзя ограничивать только развлекательными рамками. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию. Игровая форма занятия создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Коррекционно — развивающая работа с использованием игровых технологий направлена на:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • автоматизацию звуков;
  • дифференциацию звуков;
  • развитие фонематического слуха;
  • звукового анализа и синтеза;
  • развитие слоговой структуры слова;
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • развитие ориентации в пространстве;
  • формирование зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти;
  • развитие связной речи.

Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его?

Эстетическая привлекательность камешков Марблс вызывает интерес у детей, несмотря на богатый выбор современных высокотехнологичных игрушек.

Несмотря на внешнюю простоту и доступность, игры и упражнения с камешками Марблсявляются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяют решать широкий спектр задач. Во всех играх присутствуют манипуляции спредметами. Следовательно, помимо речевых задач, в процессе выполнения игровых упражнений происходит так же и развитие мелкой моторики.

Благодаря использованию данной игровой технологии усвоение материала проходит успешнее и быстрее. Вариативность используемого материала дает возможность педагогу дать детям новые знания, закрепить ранее полученные, а при необходимости повторить пройденный материал.

Акватерапиянаправлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Данная игровая технология объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Ребенок получает первый опыт рефлексии, учиться понимать себя и других, таким образом, закладывая базу для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творческий потенциал и фантазию.

В зависимости от поставленных задач, используются следующие варианты игр:

  • игры в объёмном пространстве;
  • игры в двух ёмкостях одинакового или разного размера;
  • игры с водой и различными пластиковыми фигурами.

Для акваигр используются различные предметы: морские камни, декоративные камни разных цветов, ракушки, бусины, игрушки от киндер-сюрпризов, коктейльные трубочки, лейки, ситечки, ложечки, пластмассовые буквы и т. д.

Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. Они вносят элементы игры в занятия, помогают поддержать интерес к изучаемому материалу. Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент.

Пособие многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности, повышает интерес к занятиям, предоставляет возможность проявления инициативы и способствует творчеству каждого ребенка. Совершенствуются такие ценные психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.

Благодаря этой уникальной гимнастике, происходит интенсивное воздействие на кончики пальцев рук, что стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус, тонизирует и оздоравливает весь организм.

Различные специальные и подручные приспособления, позволяют разнообразить кинестетические ощущения ребенка, усилить массажное воздействие.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют переходу позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического воздействия. В практике логопедической работы использование игрового самомассажа возможно не только индивидуально, но и с большой группой детей одновременно.

Представленные игры повышают мотивацию к логопедическим занятиям, делают коррекционно-образовательный процесс интересным, творческим, способствуют более результативному решению задач по исправлению речи дошкольников, активизируют психические процессы и формируют личность ребенка в целом.

  • Гринева Ольга Владимировна,
  • Серий Ирина Сергеевна
  • Фатеева Юлия Евгеньевна

учителя-логопеды,

МБДОУ «Детский сад №102»,

г. Рязань, Рязанская область

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год