| Логопедическая диагностика детей дошкольного возраста. |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
| Автор: Пуреева Олеся Александровна | |||
| 16.12.2025 09:42 | |||
|
Логопедическая диагностика детей дошкольного возрастаимеет свою специфику, кардинально отличающуюся от обследования школьников или взрослых. Вот ключевые особенности: 1. Принцип «Не навреди» и эмоциональный комфорт
2. Комплексность и системность Обследуется не только речь, но и все факторы, влияющие на её развитие:
3. Слуховое восприятие:
4. Зрительное восприятие и пространственные представления (ориентация в собственном теле, в пространстве: право-лево, верх-низ). 5. Высшие психические функции:
3. Дифференцированный подход в зависимости от возраста
Акцент на понимание речи, объём активного словаря, состояние звукопроизношения в игровых ситуациях. Проверяются простые формы фразовой речи.
Добавляется обследование слоговой структуры слова, фонематического слуха, грамматического строя (употребление предлогов, изменение слов по числам, падежам).
Полное и детальное обследование всех сторон речи как подготовка к школе. Особое внимание — звуко-буквенному анализу, связной речи (пересказ, рассказ по серии картинок), грамматике. 4. Акцент на спонтанную речь Логопед наблюдает за речью ребёнка в свободной деятельности (как он играет, общается со сверстниками, комментирует свои действия). Это даёт более объективную картину, чем только ответы на вопросы. 5. Обязательное участие родителей Родители — главные источники информации о развитии ребёнка. С ними проводится:
6. Дифференциальная диагностика Важно отличить простое нарушение звукопроизношения (дислалию) от более сложных системных нарушений:
7. Ориентир на «зону ближайшего развития» Логопед оценивает не только то, что ребёнок умеет сейчас, но и то, чему он может научиться с помощью взрослого (по подражанию, с небольшой подсказкой). Это позволяет прогнозировать динамику коррекции. Главная особенность логопедической диагностики дошкольников — это комплексный, игровой и личностно-ориентированный подход, направленный не только на выявление недостатков, но и на определение потенциальных возможностей ребёнка для построения эффективной коррекционной работы. Цель — не просто «поставить диагноз», а наметить индивидуальный путь развития речи конкретного ребёнка.
|



Логопедическая диагностика детей дошкольного возраста.








