|
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ.
- Учитель – логопед: Власова Татьяна Сергеевна
- Воспитатель: Худякова Ирина Сергеевна
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка.
Обучение детей дошкольного возраста с ОНР, позволяющее устранить речевые нарушения и подготовить их к обучению в школе, должно проводиться в специализированной группе. Поэтому возникает необходимость обратить особое внимание на детей с ОНР и максимально помочь им устранить речевые нарушения.
Основной задачей коррекционно-логопедической работы с детьми с ОРН является обучение их связной речи. Дети должны научиться грамотно и последовательно излагать свои мысли, пользоваться диалогической и монологической речью, т. е. они должны овладеть навыками речевого общения, речевой коммуникации. Для того, чтобы дети могли планировать развернутые высказывания, последовательно передавать в своем рассказе те или иные события, правильно пользоваться грамматическим оформлением речи.
Успешное взаимодействие коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя. Руководство коррекционной работой по формированию связной речи всегда осуществляется логопедом.
Формы взаимодействия логопеда и воспитателя:
- Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне их.
- Совместное планирование занятий. Оно обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
- Совместная подготовка к детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
- Разработка общих рекомендаций для родителей.
Некоторые задачи, которые выполняет логопед:
- рассказывает воспитателю о результатах коррекционной работы с каждым ребёнком.
- составляет рекомендации для воспитателей, предлагает им комплексы упражнений, стихи, загадки и прочее для занятий с детьми
- проводит открытые занятия для педагогов, обучает их использовать речевой материал, объясняет, какие требования предъявляются к речи дошкольников разного возраста.
Задачи, которые выполняет воспитатель:
- работает над расширением словарного запаса детей, развитием грамматического строя и связной речи в течение дня
- следит за речью детей вне логопедических занятий, рассказывает логопеду о результатах наблюдений.
- помогает дошкольникам закрепить освоенные речевые навыки
Благодаря взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя формируется личностный подход к каждому дошкольнику в группе: специалисты учитывают возможности, особенности личности ребёнка, проектируют для него ситуации успеха, подбирают оптимальную сложность заданий и нагрузку.
Выделяется три этапа: подготовительный, основной, закрепляющий.
1 этап.
Воспитатель формирует у детей необходимый, допустимый их пониманию объем знании по той или иной теме во время наблюдении на прогулках, способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря.
Наряду с этим воспитатель логопедической группе решает коррекционные задачи:
- формирует положительные навыки общего и речевого поведения
- развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной, самостоятельной речью.
При наблюдении за предметами окружающего воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации в своей речи. Эта работа является основной для проведения речевых упражнении. Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется воспитателем во время большинства режимных моментов.
Все эти виды работы способствуют формированию лексико-грамматического строя:
- рассматривание предметов, картин
- игры
- активные наблюдения за жизненными явлениями
- практические действия с предметами
- чтение художественной литературы
- беседы
- занятия воспитателем по ознакомлению с окружающим миром
- занятие логопеда по формированию лексико-грамматического строя.
2 этап.
Но как показывает практика, наличие словарного запаса еще не предполагает умения рассказывать. Необходимо задействовать этот словарный запас, заставит его, работать, Для этого проводится специально организованные занятия по развитию связной речи. В зависимости от характера материала, степени его сложности, вида занятия коррекционную работу начинают то логопед, то воспитатель. Логопед и воспитатель работая с детьми должны строго соблюдать постепенный переход от формирования у них репродуктивных форм речи к самостоятельным, от высказывания с опорой на наглядность к высказыванию по собственному замыслу. При планировании занятии соблюдается алгоритм усложнения речевой деятельности по видам повествования.
Пересказ: -рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;
- с опорой на серию сюжетных картинок
- с опорой на предметные картинки
- с опорой на одну сюжетную картинку
- без опоры на наглядность
- пересказ деформированного текста
- пересказ по плану-схеме
- по блокам
- с изменением времени действия, от другого лица, продолжение с добавлением фактов, героев
- краткий, выборочный пересказ.
Аналогично проводится работа по составлению описательного рассказа, составлению рассказа по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, творческих рассказов.
3 этап. Это работа по закреплению навыков рассказывания. Эта работа ведется и логопедом и воспитателем. Она включает в себя:
- рисование на тему рассказа
- театрализованная деятельность
- игры драматизации
- применение дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых ситуации
- обсуждение и анализ детских рассказов
- отработка рассказа с детьми, слабой подгруппой
Вся коррекционная работа в речевой группе должна осуществляться в тесном взаимодействии с родителями. Воспитатель поясняет задания, записанные логопедом в рабочей тетради ребенка, убеждает родителей в необходимости соблюдении речевого режима, выполнения домашних задании
Направления и цели взаимодействия логопеда с воспитателями
От качества совместной работы специалистов зависит успех речевого развития каждого дошкольника в группе — а это повлияет и на подготовку ребенка к школе, и на обучение в начальных классах. У логопеда есть глубокие знания о коррекции речевых нарушений, ему известны рабочие, проверенные методики и приемы. Воспитатель проводит с детьми очень много времени, постоянно общается с ними и может включать логопедические упражнения в игры, следить за чистотой речи и правильным звукопроизношением на прогулке, на занятиях, во время утреннего приема и пр.
Поэтому именно постоянное сотрудничество этих специалистов приносит отличный результат — если они действуют по отдельности, воспитателю не хватает специализированных знаний и опыта, а логопеду — возможности проводить с детьми несколько часов каждый день.
Главных направлений совместной работы пять:
- Своевременная диагностика. Важно вовремя выявлять нарушения речи, особенности мышления, памяти, внимания, воображения у детей.
- Индивидуальная работа. Логопед и воспитатель вместе планируют работу с каждым ребенком.
- Развитие социально-коммуникативных навыков у детей.
- Развитие познавательной активности дошкольников.
- Гибкость в педагогической работе. Возможности детей постепенно растут, в том числе благодаря коррекции нарушений — а значит, нужно вовремя менять формы работы с ними, варианты педагогического воздействия.
Главные цели совместной работы воспитателя и логопеда:
- Вместе найти лучшие варианты работы с конкретной группой и с каждым ребенком в отдельности, договориться по вопросам организации, проведения занятий, их содержания.
- Выстроить занятия так, чтобы логопед не дублировал задачи, которые дает детям воспитатель, и наоборот.
- Обучить детей правильному звукопроизношению, восприятию и воспроизведению слов. Научить их выдерживать корректный темп и ритм речи (не тараторить, но и не говорить слишком медленно).
- Расширить словарный запас дошкольников.
- Помочь детям изучить процесс словообразования, грамматический строй. Рекомендуется исправлять грамматические ошибки в речи не только на занятиях, но и во время прогулок, игр и пр.
- Развить высшие психические функции: мышление, воображение, внимание, память. Сформировать связную речь у воспитанников.
- Развить у детей мелкую и артикуляционную моторику.
Благодаря взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя формируется личностный подход к каждому дошкольнику в группе: специалисты учитывают возможности, особенности личности ребенка, подбирают оптимальную сложность заданий и нагрузку.
Организация взаимодействия логопеда и воспитателя в ДОО, распределение обязанностей.
Часть работы логопед и воспитатель делают вместе:
- Подбирают речевой материал при подготовке к утренникам, праздникам и другим мероприятиям.
- Разрабатывают список рекомендаций для родителей или законных представителей.
- Обсуждают, каких результатов удалось добиться, решают, как дальше вести работу с детьми.
Часть задач берет на себя логопед:
- Проводит открытые занятия для педагогов ДОО: учит их использовать речевой материал, объясняет, какие требования предъявляются к речи дошкольников разного возраста, обучает логопедическим приемам, упражнениям и пр.
- Уделяет максимум внимания коррекции звукопроизношения у детей.
- Составляет рекомендации для воспитателей, предлагает им комплексы упражнений, стихи, загадки и пр. для занятий с детьми. При этом логопед учитывает, какие темы занятий запланировал воспитатель.
- Рассказывает воспитателю о результатах коррекционной работы с каждым ребенком.
И еще часть работы выполняет воспитатель:
- Работает над расширением словарного запаса детей, развитием грамматического строя и связной речи в течение дня. Помогает дошкольникам закрепить освоенные речевые навыки.
- Следит за речью детей вне логопедических занятий, рассказывает логопеду о результатах наблюдений.
- Выполняет задания логопеда (о них мы расскажем чуть позже).
Рекомендуется оформлять тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя — в ней указывают логопедические приемы, упражнения и пр. С ее помощью гораздо легче планировать коррекционную работу.
Как логопед помогает воспитателю планировать работу
Каждую неделю логопед готовит список заданий для воспитателя, в который входят:
- Рекомендации по подбору материала для занятий.
- Подготовка и проведение индивидуальных занятий по темам, которые ребенку трудно освоить. Обычно логопеды рекомендуют каждый день работать индивидуально с 2-3 детьми и следить за тем, чтобы в течение недели каждый ребенок побывал на персональных занятиях с воспитателем хотя бы раз.
- Проведение игр (подвижных, на формирование связной речи и пр.), артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Воспитатель должен включить их в режим дня: например, организовать подвижную игру во время прогулки.
- Проведение логопедических пятиминуток. Их цель — развитие связной речи, формирование грамматического строя и правильного звукопроизношения, расширение словарного запаса. Рекомендуется проводить как минимум 2-3 пятиминутки в неделю.
Важно, чтобы воспитатель выполнял эти задания своевременно и прислушивался к рекомендациям логопеда — тогда работа будет действительно эффективной.
Список литературы:
- Ткаченко Т.А. Программа «Развитию связной речи у дошкольников 4-7лет» -М.: Издательство «Ювента», 2008. -24с.
- Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов / А. И. Богомолова. – Москва: Просвещение, 1979. – 208 с.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. — М.: Просвещение, 2009. — С. 40.
- Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание — 2010. — N 1. — с. 18-23.
- Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2011. — N 9. — с. 28-34.
- Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. — М.: Педагогика, 1980.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969
- Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 1985. 352 с
- Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В.И. Яшина. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -560с.
- Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. — N 11. — с. 8-
|