Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ.
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Власова Татьяна Сергеевна Худякова Ирина Сергеевна   
18.12.2025 13:52

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ.Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ.

  • Учитель – логопед: Власова Татьяна Сергеевна
  • Воспитатель: Худякова Ирина Сергеевна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка.

Обучение детей дошкольного возраста с ОНР, позволяющее устранить речевые нарушения и подготовить их к обучению в школе, должно проводиться в специализированной группе. Поэтому возникает необходимость обратить особое внимание на детей с ОНР и максимально помочь им устранить речевые нарушения.

Основной задачей коррекционно-логопедической работы с детьми с ОРН является обучение их связной речи. Дети должны научиться грамотно и последовательно излагать свои мысли, пользоваться диалогической и монологической речью, т. е. они должны овладеть навыками речевого общения, речевой коммуникации. Для того, чтобы дети могли планировать развернутые высказывания, последовательно передавать в своем рассказе те или иные события, правильно пользоваться грамматическим оформлением речи.

Успешное взаимодействие коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя. Руководство коррекционной работой по формированию связной речи всегда осуществляется логопедом.

 

Формы взаимодействия логопеда и воспитателя:

  • Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне их.
  • Совместное планирование занятий. Оно обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
  • Совместная подготовка к детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
  • Разработка общих рекомендаций для родителей.

Некоторые задачи, которые выполняет логопед:

  • рассказывает воспитателю о результатах коррекционной работы с каждым ребёнком.
  • составляет рекомендации для воспитателей, предлагает им комплексы упражнений, стихи, загадки и прочее для занятий с детьми
  • проводит открытые занятия для педагогов, обучает их использовать речевой материал, объясняет, какие требования предъявляются к речи дошкольников разного возраста.

Задачи, которые выполняет воспитатель:

  • работает над расширением словарного запаса детей, развитием грамматического строя и связной речи в течение дня
  • следит за речью детей вне логопедических занятий, рассказывает логопеду о результатах наблюдений.
  • помогает дошкольникам закрепить освоенные речевые навыки

Благодаря взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя формируется личностный подход к каждому дошкольнику в группе: специалисты учитывают возможности, особенности личности ребёнка, проектируют для него ситуации успеха, подбирают оптимальную сложность заданий и нагрузку.

Выделяется три этапа: подготовительный, основной, закрепляющий.

1 этап.

Воспитатель формирует у детей необходимый, допустимый их пониманию объем знании по той или иной теме во время наблюдении на прогулках, способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря.

Наряду с этим воспитатель логопедической группе решает коррекционные задачи:

  • формирует положительные навыки общего и речевого поведения
  • развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной, самостоятельной речью.

При наблюдении за предметами окружающего воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации в своей речи. Эта работа является основной для проведения речевых упражнении. Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется воспитателем во время большинства режимных моментов.

Все эти виды работы способствуют формированию лексико-грамматического строя:

  • рассматривание предметов, картин
  • игры
  • активные наблюдения за жизненными явлениями
  • практические действия с предметами
  • чтение художественной литературы
  • беседы
  • занятия воспитателем по ознакомлению с окружающим миром
  • занятие логопеда по формированию лексико-грамматического строя.

2 этап.

Но как показывает практика, наличие словарного запаса еще не предполагает умения рассказывать. Необходимо задействовать этот словарный запас, заставит его, работать, Для этого проводится специально организованные занятия по развитию связной речи. В зависимости от характера материала, степени его сложности, вида занятия коррекционную работу начинают то логопед, то воспитатель. Логопед и воспитатель работая с детьми должны строго соблюдать постепенный переход от формирования у них репродуктивных форм речи к самостоятельным, от высказывания с опорой на наглядность к высказыванию по собственному замыслу. При планировании занятии соблюдается алгоритм усложнения речевой деятельности по видам повествования.

Пересказ: -рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;

  • с опорой на серию сюжетных картинок
  • с опорой на предметные картинки
  • с опорой на одну сюжетную картинку
  • без опоры на наглядность
  • пересказ деформированного текста
  • пересказ по плану-схеме
  • по блокам
  • с изменением времени действия, от другого лица, продолжение с добавлением фактов, героев
  • краткий, выборочный пересказ.

Аналогично проводится работа по составлению описательного рассказа, составлению рассказа по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, творческих рассказов.

3 этап. Это работа по закреплению навыков рассказывания. Эта работа ведется и логопедом и воспитателем. Она включает в себя:

  • рисование на тему рассказа
  • театрализованная деятельность
  • игры драматизации
  • применение дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых ситуации
  • обсуждение и анализ детских рассказов
  • отработка рассказа с детьми, слабой подгруппой

Вся коррекционная работа в речевой группе должна осуществляться в тесном взаимодействии с родителями. Воспитатель поясняет задания, записанные логопедом в рабочей тетради ребенка, убеждает родителей в необходимости соблюдении речевого режима, выполнения домашних задании

Направления и цели взаимодействия логопеда с воспитателями

От качества совместной работы специалистов зависит успех речевого развития каждого дошкольника в группе — а это повлияет и на подготовку ребенка к школе, и на обучение в начальных классах. У логопеда есть глубокие знания о коррекции речевых нарушений, ему известны рабочие, проверенные методики и приемы. Воспитатель проводит с детьми очень много времени, постоянно общается с ними и может включать логопедические упражнения в игры, следить за чистотой речи и правильным звукопроизношением на прогулке, на занятиях, во время утреннего приема и пр.

Поэтому именно постоянное сотрудничество этих специалистов приносит отличный результат — если они действуют по отдельности, воспитателю не хватает специализированных знаний и опыта, а логопеду — возможности проводить с детьми несколько часов каждый день.

Главных направлений совместной работы пять:

  1. Своевременная диагностика. Важно вовремя выявлять нарушения речи, особенности мышления, памяти, внимания, воображения у детей.
  2. Индивидуальная работа. Логопед и воспитатель вместе планируют работу с каждым ребенком.
  3. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей.
  4. Развитие познавательной активности дошкольников.
  5. Гибкость в педагогической работе. Возможности детей постепенно растут, в том числе благодаря коррекции нарушений — а значит, нужно вовремя менять формы работы с ними, варианты педагогического воздействия.

Главные цели совместной работы воспитателя и логопеда:

  • Вместе найти лучшие варианты работы с конкретной группой и с каждым ребенком в отдельности, договориться по вопросам организации, проведения занятий, их содержания.
  • Выстроить занятия так, чтобы логопед не дублировал задачи, которые дает детям воспитатель, и наоборот.
  • Обучить детей правильному звукопроизношению, восприятию и воспроизведению слов. Научить их выдерживать корректный темп и ритм речи (не тараторить, но и не говорить слишком медленно).
  • Расширить словарный запас дошкольников.
  • Помочь детям изучить процесс словообразования, грамматический строй. Рекомендуется исправлять грамматические ошибки в речи не только на занятиях, но и во время прогулок, игр и пр.
  • Развить высшие психические функции: мышление, воображение, внимание, память. Сформировать связную речь у воспитанников.
  • Развить у детей мелкую и артикуляционную моторику.

Благодаря взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя формируется личностный подход к каждому дошкольнику в группе: специалисты учитывают возможности, особенности личности ребенка, подбирают оптимальную сложность заданий и нагрузку.

Организация взаимодействия логопеда и воспитателя в ДОО, распределение обязанностей.

Часть работы логопед и воспитатель делают вместе:

  • Подбирают речевой материал при подготовке к утренникам, праздникам и другим мероприятиям.
  • Разрабатывают список рекомендаций для родителей или законных представителей.
  • Обсуждают, каких результатов удалось добиться, решают, как дальше вести работу с детьми.

Часть задач берет на себя логопед:

  • Проводит открытые занятия для педагогов ДОО: учит их использовать речевой материал, объясняет, какие требования предъявляются к речи дошкольников разного возраста, обучает логопедическим приемам, упражнениям и пр.
  • Уделяет максимум внимания коррекции звукопроизношения у детей.
  • Составляет рекомендации для воспитателей, предлагает им комплексы упражнений, стихи, загадки и пр. для занятий с детьми. При этом логопед учитывает, какие темы занятий запланировал воспитатель.
  • Рассказывает воспитателю о результатах коррекционной работы с каждым ребенком.

И еще часть работы выполняет воспитатель:

  • Работает над расширением словарного запаса детей, развитием грамматического строя и связной речи в течение дня. Помогает дошкольникам закрепить освоенные речевые навыки.
  • Следит за речью детей вне логопедических занятий, рассказывает логопеду о результатах наблюдений.
  • Выполняет задания логопеда (о них мы расскажем чуть позже).

Рекомендуется оформлять тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя — в ней указывают логопедические приемы, упражнения и пр. С ее помощью гораздо легче планировать коррекционную работу.

Как логопед помогает воспитателю планировать работу

Каждую неделю логопед готовит список заданий для воспитателя, в который входят:

  • Рекомендации по подбору материала для занятий.
  • Подготовка и проведение индивидуальных занятий по темам, которые ребенку трудно освоить. Обычно логопеды рекомендуют каждый день работать индивидуально с 2-3 детьми и следить за тем, чтобы в течение недели каждый ребенок побывал на персональных занятиях с воспитателем хотя бы раз.
  • Проведение игр (подвижных, на формирование связной речи и пр.), артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Воспитатель должен включить их в режим дня: например, организовать подвижную игру во время прогулки.
  • Проведение логопедических пятиминуток. Их цель — развитие связной речи, формирование грамматического строя и правильного звукопроизношения, расширение словарного запаса. Рекомендуется проводить как минимум 2-3 пятиминутки в неделю.

Важно, чтобы воспитатель выполнял эти задания своевременно и прислушивался к рекомендациям логопеда — тогда работа будет действительно эффективной.

Список литературы:

  1. Ткаченко Т.А. Программа «Развитию связной речи у дошкольников 4-7лет» -М.: Издательство «Ювента», 2008. -24с.
  2. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов / А. И. Богомолова. – Москва: Просвещение, 1979. – 208 с.
  3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. — М.: Просвещение, 2009. — С. 40.
  4. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание — 2010. — N 1. — с. 18-23.
  5. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2011. — N 9. — с. 28-34.
  6. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. — М.: Педагогика, 1980.
  7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969
  8. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 1985. 352 с
  9. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В.И. Яшина. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -560с.
  10. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. — N 11. — с. 8-
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год