| Совместная работа учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речи детей. |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
| Автор: Крючкова Ирина Владимировна | |||
| 18.12.2025 17:16 | |||
|
«Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества». (Е. И. Тихеева) В последнее время вопросу преемственности в работе всех специалистов ДОУ уделяется пристальное внимание. Особое значение приобретает сотрудничество учителя — логопеда и воспитателей. Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
На подготовительном этапе логопед, в зависимости от характера нарушения звука, формирует точные движения органов артикуляционного аппарата, формирование направленной воздушной струи, развитие фонематического слуха. Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию. Деятельность логопедической работы предлагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного. Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы. Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Воспитатель, в свою очередь, закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки — символы и звукоподражания. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами со сложными по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап автоматизации его в слогах, словах, фразах, предложениях, рассказах. Воспитатель по заданию логопеда закрепляет с отдельными детьми поставленный звук, подбирая соответствующий программный материал. На вечернюю логопедическую работу выделяется до 6 детей. Проводятся следующие виды упражнений: закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); повторение стихотворений, рассказов; упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза. Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к детям становятся основой взаимодействия, к чему стремятся логопед и воспитатели. Углубленная коррекционная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с использованием игровых методов и приемов, при содействии логопеда и воспитателей очень актуальна и позволяет повысить уровень речевого развития детей и качество подготовки их к школе.
|



Совместная работа учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речи детей.








