Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование нестандартного оборудования и авторских игр в работе учителя — логопеда с детьми дошкольного возраста»
Логопедия
Автор: Любина Елена Николаевна   
08.08.2022 06:06

«Использование нестандартного оборудования и авторских игр в работе учителя — логопеда с детьми дошкольного возраста»«Использование нестандартного оборудования и авторских игр в работе учителя — логопеда с детьми дошкольного возраста»

Учитель-логопед МБДОУ № 9 «Радуга» Карасукского района Новосибирской области Любина Е.Н.

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными нарушениями речи. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: нарушения речи у детей сопровождаются нарушением развития высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Соответственно возникает необходимость проведения коррекционной работы с данными детьми с применением технологии сохранения и стимулирования здоровья, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения и многое другое. Все это позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия.

 

Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Для достижения качественно более высокого уровня результатов коррекционно-логопедической работы и сопровождения занятий с использованием нетрадиционных технологий были созданы авторские игры и пособия: «Фокусники», «Логоальбом», «Нейроальбом логопеда», «Игровые слайдеры», «Поддувалочки», «Тренажёры на развитие дыхания», объёмные игры и панорамы на автоматизацию поставленных звуков, «Игры на липучках», «Игры с фонариком».

Авторские дидактические игры и пособия, нестандартное оборудование, вовлекают ребёнка в практическую деятельность, целями которой является развитие всех компонентов речи. Дошкольники получают удовольствие от процесса игры. Не смотря на то, что речевые игры требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них очень легко. Именно поэтому они, увлекаясь красочностью, оригинальностью пособий проявляют интерес и желание работать. Дети легко вступают в игру, так как предоставляю каждому ребёнку максимальную свободу в выборе игр и выполнении условий игры. При объяснении инструкции к игре соблюдаю эмоциональную, но не навязчивую, лаконичную интонацию. Особенно трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, в своей работе применяю разнообразные игровые авторские альбомы с нейроупражнениями и различными игровыми заданиями.

По направленности выделяются следующие виды обучающих игр:

  • для развития просодической стороны речи
  • для развития мелкой и общей моторики
  • для развития артикуляционной моторики
  • для развития фонематического восприятия
  • для развития слоговой структуры слов
  • для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
  • по обучению грамоте
  • по совершенствованию лексико-грамматического строя речи
  • для развития связной речи. Эти игры разделены на шесть папок по их направлениям.

Коррекционно-развивающие занятия провожу в режиме смены динамичных поз. Обязательно включаю в свою коррекционную работу с детьми нестандартное оборудование и пособия сделаные своими руками. Для этого использую массажные коврики, напольный конструктор, различный спортивный инвентарь (кубики, мячи разного диаметра, кегли, обручи, канат). Использую природный материал (шишки, жёлуди, каштан, грецкие орехи, гладкие камешки). Часть занятия ребенок может сидеть, затем стоять или выполнять упражнения по автоматизации звуков с мячом, кубиком или другими предметами. В комплексы дыхательной гимнастики включаю сдувание ватных шариков, надувание резиновых шаров, различных дыхательных тренажёров из бросового материала. Использую авторские дыхательные тренажёры: «Поддувалочки», «Вертушки», игры настольно — печатного формата. Чтобы работа с артикуляционной гимнастикой не была однообразной, подбираю к каждому артикуляционному упражнению речевой материал и «рабочий лист» по лексическим темам. Использую авторские игры по интересам девочек и мальчиков: «Магазин игрушек», «На улицах города», «Автопарк». Дети с удовольствием выполняют и легко справляются с артикуляционными упражнениями.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение. С этой целью использую на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки с использованием нестандартного оборудования: игры с прищепками, мелкими предметами и игрушками,

мячиками и природным материалом; упражнения с бигуди, резиночками, верёвочками, платочками, салфетками. Использую «Пальчиковый театр», «Театр на ложках», «Игры на липучках», камешки «Марблс», конструктор «Поп-тубс».

Мною было изготовлено много различных игр и пособий. Некоторые игры я наблюдала у коллег, и при изготовлении их для себя, обязательно перерабатывала, видоизменяла, некоторые придумывала сама. Они предназначены для работы с детьми дошкольного возраста как 

индивидуально, так и для работы в подгруппах.

Использование в работе авторских игр и пособий формирует у детей правильное звукопроизношение, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, обогащает и активизирует словарный запас детей, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника. А использование нестандартного оборудования предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год