Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Игра как одно из средств по формированию словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Ярцева Татьяна Дмитриевна   
10.08.2025 14:29

Игра как одно из средств по формированию словаря у детей с тяжелыми нарушениями речиИгра как одно из средств по формированию словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи

Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.

 

Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Формирование словаря необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности.

И поэтому игра представляет собой именно тот вектор движения в образовательном пространстве, который реализует образовательные, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, объединяет педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политике государства и новым федеральным государственным стандартам.

У детей с общим недоразвитием речи III уровня отмечается ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные замены, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

Для формирования словаря проводится работа по следующим направлениям:

  • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
  • уточнение значений слов;
  • формирование семантической структуры слова;
  • активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Для примера приведем серию игр на формирование словаря.

Игры для формирования номинативного словаря

1. Игра «Выдели часть-целое»

Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.

Описание: Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его.

Например: Ствол, ветки, сучья — дерево. Спинка, ножки, сиденье — стул. Крылья, клюв, хвост — птица.

2. Игра «Группа слов»

Цель: классификация и обобщение слов по лексическим темам

Описание: Взрослый называет ребенку три слова по одной лексической теме и просит ребенка отнести их к конкретной теме. Повтор рядов слов и подбор обобщающего понятия к каждому ряду.

Например, стрекоза, гусеница, оса – насекомые. Заяц, лиса, лось – дикие животные. Автобус, самолет, поезд – транспорт.

3. Игра «Подбери-ка»

Цель: расширение номинативного словаря, вызывание ассоциаций

Описание: Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Например: Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей, молоко, время). Идет: кто? (девочка, кошка...); что? (время, дождь, снег, град). Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок).

Игры для формирования атрибутивного словаря

1. Игра «Вспоминай-ка»

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

Описание: Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная… Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

2. Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию»

Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.

Описание: Детям сообщалось, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дети узнают предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.

3. Игра «Разноцветные слова»

Цель: развитие атрибутивного словаря

Описание: Ребенку называют какую-либо тему: «Продукты», «Животные», «Птицы», «Плоды» и т.д. Его просят назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме.

Например: Продукты — молочный, кремовый, салатный, кофейный; Минералы — изумрудный, бирюзовый, сапфировый, рубиновый и т.д.

Игры для формирования предикативного словаря

1. Игра «Кто больше?»

Цель: развитие предикативного словаря.

Описание: дети должны к существительному подобрать глаголы

Например, машина (едет, стоит, мчится), кошка (лакает, потягивается, сидит), лошадь (скачет, ржет, спит).

2. Игра «Что лишнее?»

Цель: классификация и обобщение слов по лексическим темам

Описание: взрослый произносит слова, дети выделяют лишнее и говорят почему.

Например: думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; ненавидеть, презирать, наказывать; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел.

3. Игра «Подбери действие»

Цель: развитие предикативного словаря.

Описание: назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.

Шить – брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

Прыгать – желать, разгоняться, оттолкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать.

Игры на развитие ассоциаций

Цель: формирование ассоциативных связей и их расширение

Описание: Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называются по одному.

Например: Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать. Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный. Быстро, высоко, весело, два, летящий.

Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»

Игры для формирования антонимии

1. Игра «Закончи предложения»

Цель: расширение словаря антонимов, учить детей понимать и запоминать эти слова.

Описание: Закончить предложение и назвать слова – «неприятели».

Например: Слон большой, а комар... Камень тяжелый, а пушинка... Золушка добрая, а мачеха... Зимой погода холодная, а летом... Сахар сладкий, а горчица... Дерево высокое, а куст... Дедушка старый, а внук... Суп горячий, а компот... Сажа черная, а снег... Лев смелый, а заяц... и др.

2. Игра «Выбери парочку»

Цель: расширение словаря антонимов, учить детей понимать и запоминать эти слова.

Описание: нужно выбрать два слова из трех

Например: Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий. Ночь, сутки, день. Длинный, большой, короткий. Радость, радостный, печаль. Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать. Белый, длинный, черный. Давать, продавать, брать. Тяжелый, длинный, легкий.

3. Игра «Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов, учить детей понимать и запоминать эти слова.

Описание: для этой игры понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Например: темно-светло, друг-враг, день-ночь, зло-добро, радость-грусть (печаль), жара-холод, правда-ложь, тяжело-легко, высоко-низко, можно-нельзя, трудно-легко, быстро-медленно, покупать-продавать, поднимать-опускать, бросать-поднимать, прятать-искать, зажигать-тушить.

Игры для формирования синонимов

1. Игра «Кто скажет иначе?»

Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.

Описание: детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово.

Например: бежать–мчаться, нестись. Беспокоиться–волноваться, переживать. Бороться–биться, сражаться, воевать. Бояться–пугаться, страшиться, робеть. Горевать–печалиться, грустить. Заглядеться–залюбоваться, засмотреться.

2. Игра «Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Описание: называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему.

Например, приятель-друг-враг, грусть-радость-печаль, еда-очистки-пища, труд-завод-работа, танец-пляска-песня, бежать-мчаться-идти, думать-хотеть-размышлять, шагать-сидеть-ступать, слушать-глядеть-смотреть, трусливый-тихий-пугливый, старый-умный-мудрый, смешной-большой-огромный.

Таким образом, данные игры способствуют формирование словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 30 (392) выйдет
17 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год