Игра как одно из средств по формированию словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |
Автор: Ярцева Татьяна Дмитриевна | |
10.08.2025 14:29 | |
Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.
Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Формирование словаря необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. И поэтому игра представляет собой именно тот вектор движения в образовательном пространстве, который реализует образовательные, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, объединяет педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политике государства и новым федеральным государственным стандартам. У детей с общим недоразвитием речи III уровня отмечается ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные замены, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Для формирования словаря проводится работа по следующим направлениям:
Для примера приведем серию игр на формирование словаря. Игры для формирования номинативного словаря 1. Игра «Выдели часть-целое» Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта. Описание: Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья — дерево. Спинка, ножки, сиденье — стул. Крылья, клюв, хвост — птица. 2. Игра «Группа слов» Цель: классификация и обобщение слов по лексическим темам Описание: Взрослый называет ребенку три слова по одной лексической теме и просит ребенка отнести их к конкретной теме. Повтор рядов слов и подбор обобщающего понятия к каждому ряду. Например, стрекоза, гусеница, оса – насекомые. Заяц, лиса, лось – дикие животные. Автобус, самолет, поезд – транспорт. 3. Игра «Подбери-ка» Цель: расширение номинативного словаря, вызывание ассоциаций Описание: Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). Например: Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей, молоко, время). Идет: кто? (девочка, кошка...); что? (время, дождь, снег, град). Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок). Игры для формирования атрибутивного словаря 1. Игра «Вспоминай-ка» Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. Описание: Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная… Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак. 2. Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию» Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов. Описание: Детям сообщалось, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дети узнают предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки. 3. Игра «Разноцветные слова» Цель: развитие атрибутивного словаря Описание: Ребенку называют какую-либо тему: «Продукты», «Животные», «Птицы», «Плоды» и т.д. Его просят назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме. Например: Продукты — молочный, кремовый, салатный, кофейный; Минералы — изумрудный, бирюзовый, сапфировый, рубиновый и т.д. Игры для формирования предикативного словаря 1. Игра «Кто больше?» Цель: развитие предикативного словаря. Описание: дети должны к существительному подобрать глаголы Например, машина (едет, стоит, мчится), кошка (лакает, потягивается, сидит), лошадь (скачет, ржет, спит). 2. Игра «Что лишнее?» Цель: классификация и обобщение слов по лексическим темам Описание: взрослый произносит слова, дети выделяют лишнее и говорят почему. Например: думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; ненавидеть, презирать, наказывать; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел. 3. Игра «Подбери действие» Цель: развитие предикативного словаря. Описание: назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию. Шить – брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть. Прыгать – желать, разгоняться, оттолкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать. Игры на развитие ассоциаций Цель: формирование ассоциативных связей и их расширение Описание: Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Например: Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет. Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать. Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный. Быстро, высоко, весело, два, летящий. Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?» Игры для формирования антонимии 1. Игра «Закончи предложения» Цель: расширение словаря антонимов, учить детей понимать и запоминать эти слова. Описание: Закончить предложение и назвать слова – «неприятели». Например: Слон большой, а комар... Камень тяжелый, а пушинка... Золушка добрая, а мачеха... Зимой погода холодная, а летом... Сахар сладкий, а горчица... Дерево высокое, а куст... Дедушка старый, а внук... Суп горячий, а компот... Сажа черная, а снег... Лев смелый, а заяц... и др. 2. Игра «Выбери парочку» Цель: расширение словаря антонимов, учить детей понимать и запоминать эти слова. Описание: нужно выбрать два слова из трех Например: Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий. Ночь, сутки, день. Длинный, большой, короткий. Радость, радостный, печаль. Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать. Белый, длинный, черный. Давать, продавать, брать. Тяжелый, длинный, легкий. 3. Игра «Скажи наоборот» Цель: расширение словаря антонимов, учить детей понимать и запоминать эти слова. Описание: для этой игры понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Например: темно-светло, друг-враг, день-ночь, зло-добро, радость-грусть (печаль), жара-холод, правда-ложь, тяжело-легко, высоко-низко, можно-нельзя, трудно-легко, быстро-медленно, покупать-продавать, поднимать-опускать, бросать-поднимать, прятать-искать, зажигать-тушить. Игры для формирования синонимов 1. Игра «Кто скажет иначе?» Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы. Описание: детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово. Например: бежать–мчаться, нестись. Беспокоиться–волноваться, переживать. Бороться–биться, сражаться, воевать. Бояться–пугаться, страшиться, робеть. Горевать–печалиться, грустить. Заглядеться–залюбоваться, засмотреться. 2. Игра «Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Описание: называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Например, приятель-друг-враг, грусть-радость-печаль, еда-очистки-пища, труд-завод-работа, танец-пляска-песня, бежать-мчаться-идти, думать-хотеть-размышлять, шагать-сидеть-ступать, слушать-глядеть-смотреть, трусливый-тихий-пугливый, старый-умный-мудрый, смешной-большой-огромный. Таким образом, данные игры способствуют формирование словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи.
|