ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С РЕБЁНКОМ С ТНР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Тема: Автоматизация звука [л]. |
Логопедия | |||
Автор: Герасимова Татьяна Юрьевна | |||
01.07.2025 18:20 | |||
Цель: автоматизация звука [л] в словах. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям. Методические приемы: беседа, показ, объяснение, самостоятельная деятельность. Оборудование: зеркало; картинка с изображением льва, лисы, грибка, парохода; картинки, в названиях которых есть звук [л]; домики с окошками; компьютер, презентация. I. Организационный момент. Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол. - Здравствуй. У нас сегодня занятие, давай вспомним, что мы делали на прошлом занятии? Мы учились произносить звук [л] в чистоговорках. - Правильно. А сегодня мы будем учиться произносить звук [л] в предложениях. Как мы будем заниматься? (Внимательно, хорошо, активно). Логопед показывает ребенку картинку. - Посмотри на экран. Кто это? (изображение: девочка Алла и лошадь Мила). - Да. Алла потеряла свою лошадь Милу. Пришла на полянку, а где искать Милу — не знает. Видит, на опушке стоит Дерево (схема артикуляционных упражнений по Е. Ф.Архиповой). - Алла подумала, что оно-то знает, где куда ушла её лошадь Мила и спросила у дерева дорогу. А Дерево не захотело просто так показывать, куда ушла Мила, решило Аллу сначала испытать. II. Артикуляционная гимнастика. (с помощью презентации) - Давай поможем Алле пройти испытание. Логопед показывает ребенку картинки, изображающие то или иное артикуляционное упражнение: «Забор», «Окно», «Мост», «Парус», «Пароход», «Пароход гудит». При необходимости, логопед показывает и объясняет выполнение. Ребенок выполняет все упражнения. III. Основная часть. 1) Дыхательная гимнастика. - Молодец. А наша Алла прошла испытание и Дерево показало ей дорогу, куда ушла Лошадь Мила. Пришла Алла на логопедическую полянку, а там стоят пять домиков. Давай поможем девочке узнать, в какой домик спряталась Мила. (Дуем на окошки с занавесками) Дуй, занавески откроются, Лошадь Мила выглянет. Ребенок выполняет задание. - Хорошо. А теперь поможем Алле позвать Милу! Вдохни и на выдохе произноси па. Аналогично — па-па, па-па-па, па-па-па-па, па-па-па-па-па. Ребенок произносит слоги. - Теперь говори как я. Логопед произносит слоги отрывисто. Аналогично — с ударением на 1, 2, 3 слог. 2) Произнесение звука в чистоговорках - Услышала Мила девочку, открыла дверь. Обрадовались и песенку запела Алла: ла-ла-ла — Мила, я тебя нашла, ла-ла-ла — как у тебя дела, ла-ла-ла- ты зачем ушла....... 3) Голосовая гимнастика. - Лошадь Мила тоже обрадовалась и тоже запела: шёпот — тихо — обычная громкость — громко — очень громко ААААА (и наоборот) Нарастание силы голоса. Ребенок ведет пальчиком по дорожке, встречает букву и произносит звук по инструкции взрослого. И И И И И И И О О О О О О О Усиление и ослабление голоса без паузы. Произносим от тихого звука к громкому. Ребенок выполняет задание. 4) Физминутка. Скажи, какое у нас сейчас время года? Правильно, осень. Я расскажу, а ты покажешь какая у нас осень. Осень в гости к нам пришла (ходьба на месте, с движениями рук) Сильный ветер принесла (движение кистями рук на лицо) Листья пестрые летят (движение руками сверху — вниз, с вращательными Осень любит листопад. движениями кистей рук, приседание) 5) Игра «Поймай звук». Девочка Мила приготовила игру «Поймай звук» для своей Лошади. Давай мы тоже поиграем с ними. - Я буду называть разные звуки, а ты хлопни в ладошки, когда услышишь звук [л]. А теперь я буду показывать картинки, хлопни в ладоши, если в названии есть звук [л] Речевой материал — [Р, с`, л, р, л`, в, к, р`, л"]. 5) Пространственная ориентация. Надо возвращаться домой, а Алла забыла по какой из тропинок шла. - Алла и Лошадь Мила совсем забыли, где право, а где лево и не знают, в какую сторону идти. Давай им напомним! Покажи левую руку. Аналогично — правое колено, левый глаз, левую ногу, правое ухо, правый локоть. Ребенок выполняет задание. 6) Игра «Деформированные предложения». Но, чтобы выйти на верную тропинку к дому нужно помочь Алле верно выполнить задание. Слушай внимательно: Молоко пьёт Милу. Лампа подняла Аллу. Лопата копала Михаилом. Стол сел на Михаила. Голубь ловил Павла. … Ребенок проговаривает предложени правильно. 7) Игра «Разложи картинки». (На компьютере) - А тут и новое задание для Аллы и Милы приготовили на пути домой! Логопед показывает ребенку картинки, в названиях которых есть звук л. - Распредели картинки по вагончику. В первом окошке будут те картинки, где [л] в начале слова, во втором, где [л] в конце, а в третьем те, где [л] в середине. Ребенок раскладывает картинки. 8) Упражнение «Мой, моя». - Хорошо. Следующее упражнение такое. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой. Аналогично — моя. Ребенок называет картинки. 9) Слоговой анализ. - А теперь Алле выпало задание делить слова на слоги. Давай поможем ей. Отхлопаем слова по слогам. Речевой материал — Лопата, халат, стол, болото, лак, лапа, булавка.... Ребенок делит слова на слоги. 10) Игра «Добавь слово». - Наши друзья почтидобрались до дома. Давай поможем им выполнить последнее задание. Тебе нужно добавить слово в предложение. Речевой материал — Хобот есть у …слона Волки живут в … логове Гвозди забивают …молотком У ёжика есть..... иголки Кашу едят …ложкой IV. Итог занятия. - Молодец. Благодаря тебе, девочка Алла и её Лошадь Мила нашли дорогу домой. - Чем мы сегодня занимались? - Что тебе понравилось? - Алла и Мила довольны тем, как ты занимался, и они обязательно придут к нам в гости в следующий раз.
|