Использование элементов конструирования с использованием конструкторов «ЛЕГО» и «ТИКО» в работе учителя-логопеда. |
Логопедия | |||
Автор: Кочнева Екатерина Валерьевна | |||
28.06.2025 20:26 | |||
Пытаясь идти в ногу со временем, педагог находится в постоянном творческом поиске новых средств обучения. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является как стимулом для развития речи ребенка, так и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. В последнее время наиболее популярными направлениями развития детей являются робототехника и легоконструирование. Основываясь на этих наблюдениях, с целью повышения мотивации дошкольников к логопедическим занятиям, в образовательном процессе активно применяются ЛЕГО- и ТИКО-конструирование. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи. Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО — конструктора, любых других конструкторов дает возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Например, при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (Котёнок без чего? — Без хвоста.)
При работе над составлением описательного рассказа, тщательная детализация построения способствует более полному и глубокому формированию образа объекта изучения. При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т.д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами. Например, при игре на тему «Наш город» дети не только выстраивают пространственную организацию самого города и положения предметов в этом городе, но и закрепляют знания правил дорожного движения. Проводя занятия с построением на лексические темы, дети учатся общаться как между собой, так и с логопедом. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога: сначала корректируемого логопедом, потом и спонтанного, или наоборот. С использованием «ЛЕГО» и «ТИКО» работа над пересказом, рассказом, диалогом, становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогает детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора. Важным моментом в работе над составлением связного высказывания является распространение предложений дополнениями, обстоятельствами и определениями. Здесь также для наглядности можно применять элементы конструктора, выкладывая на «Лего» – коврики части конструктра, каждая из которых обозначает одно слово, тем самым контролируя увеличение лексической наполняемости предложений. Для развития навыков звукового анализа можно использовать кубики трех цветов (красный, зеленый, синий) Применение ЛЕГО и ТИКО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
Работа по развитию речи с применением «ЛЕГО» — технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Дети с удовольствие повторяют упражнения дома, в группе и делают свои постройки. Взаимодействие участников образовательных отношений осуществляется путем организации ЛЕГО-выставок, ЛЕГО-проектов определенной тематики, реализуемых совместно родителями, педагогами и воспитанниками. Такие формы работы позволяют эффективно решать коррекционные задачи, описанные выше.
|