Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)
Логопедия
Автор: Кормачева Ольга Васильевна Добрякова Ирина Александровна   
13.08.2021 23:57

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвоение лексических средств языка. Эмоциональная (эмотивная) лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач. Эмоциональная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения человека к тому или иному предмету высказывания, в той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Эмоциональная лексика у детей с речевыми нарушениями используется выборочно и фрагментарно. А между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям, которая помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания.

 

Эмотивная лексика детей с ОНР отмечается своеобразием и проявляется:

  • в неспособности восприятия и понимания эмоциональных состояний собеседника;
  • бледностью выражения эмоций мимическими средствами;
  • нарушениями интонационной стороны речи;
  • использованием общеизвестных, наиболее распространенных слов и выражений, обозначающих конкретные предметы;
  • трудностями при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, героев стихов, сказок, рассказов;
  • трудностями при образовании синонимов путем присоединения частицы «не», в использовании слов, имеющих очень широкое значение, в использовании смысловых замен на основе недостаточной дифференцированности эмоциональных состояний;
  • маловыразительностью связных высказываний, огромным количеством неоправданных повторов, аграмматизмов, лексических ошибок, неточностей и недочетов.
  • Для речи детей с ОНР характерна:
  • замена точных слов-определений прилагательными, имеющими очень широкое значение: злая – «нехорошая», «плохая»; весёлая, грустная – «хорошая» и т.п.;
  • замена названий одних признаков предмета другими, ситуативно связанными с ними: грустная – «плачная»; весёлая – «улыбочная»;
  • замена названий признаков словосочетанием или предложением: испуганный – «он боится»;
  • наблюдаются многочисленные ошибки в установлении синонимических и антонимических отношений.
  • Трудности овладения детьми с ОНР эмотивной лексикой обусловлены:
  • своеобразным развитием их эмоционально-волевой сферы, что проявляется в замкнутости, негативизме, повышенной возбудимости, трудностями общения с окружающими и налаживание контакта с ними;
  • изменением в развитии личности, для которой характерен пониженный фон настроения, астенические черты, тревожность, низкая самооценка, тенденция к ограничению социальных контактов;
  • изменением в развитии коммуникативной сферы (снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, неумение ориентироваться в ситуации общения);
  • изменением в развитии познавательной деятельности сферы, для которой характерны органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам;
  • затруднением речевого развития, что проявляется трудностями морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера.

Таким образом, процесс развития лексической системы, и в частности эмоциональной (эмотивной) лексики у детей с ОНР не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая поэтапная логопедическая работа, направленная на формирование эмоционального пласта лексики. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Первый этап – подготовительный.

Цель данного этапа состоит в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту, для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики.

Он включает в себя:

  1. Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
  2. Развитие паралингвистических средств общения. Нами было выбрано пять наиболее ярких эмоциональных состояний – радость, грусть, испуг, удивление, злость, которые понятны детям старшего дошкольного возраста. На первом этапе учили детей:
  • распознавать эмоциональные состояния злости, грусти, испуга, радости и удивления, через беседы, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы
  • развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов, игры «Угадай кто веселее», «Озорные обезьянки», «Облака», «Наседка и цыплята» и психогимнастические упражнения (этюды) с элементами театрализованной деятельности «Новая кукла», «Баба Яга», «Фокус», «Золушка».

Развитие восприятия мимики лица осуществлялось с помощью пиктограмм, предметных картинок, фотографий. Также в работе использовались игры с карточками, на которых изображены люди и животные, выражающие различные эмоциональные состояния. Например, среди карточек детей просили найти всех веселых, грустных, испуганных и т.д. людей и зверей и воспроизвести на своем лице сходное состояние или нарисовать. Наглядные модели применяемые в решении задач подготовительного этапа были следующие:

  • фотоальбом эмоций
  • графические изображения эмоций
  • кубики настроения
  • лего-игрушка «Конструктор эмоций»

Также на этом этапе работали над формированием интонационной стороны речи. Формирование интонационной выразительности речи следует начинать с упражнений по развитию воспроизведения ритма речи (отстукивание по подражанию различных ритмических рисунков). Затем развитие интонационной выразительности речи проводилось в процессе усвоения эмоциональных состояний в следующей последовательности:

  • проговаривание звуков
  • проговаривание слогов
  • проговаривание фраз
  • заучивание стихотворений
  • инсценирование диалогов с разной интонационной окраской.

Отработка интонационных возможностей детей в приведённой последовательности позволила закрепить имеющиеся умения в простых заданиях и уже сформированный навык перенести на заучивание и рассказывание стихотворений. Например, в заданиях предлагалось повторить звук «А» так, чтобы почувствовать удивление, или рисовать колеса у поезда и весело тянуть песенку паровоза: чу-чу-чу. Это позволяло детям сначала усвоить особенности интонации отдельных звуков, что освобождало их от контроля за правильным интонированием целой фразы – важный момент на начальных этапах постановки интонации. И уже сформированный навык закреплялся в более сложных заданиях: заучивание стихотворений. Проведенные на данном этапе приемы и задания, направленные на формирование интонационной стороны речи, способствовали не только подготовке артикуляционного аппарата детей с ОНР к произношению образных выражений, но и пониманию эмоциональных состояний, сопутствующих тому или иному образу, а значит, способствовали усвоению образных речевых средств на следующем этапе. Для организации данной работы была сделана выборка игр и упражнений, а также разработаны комплексы гимнастики для развития мимической мускулатуры.

Второй этап — основной

Цель данного этапа – формирование эмоциональной лексики: называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок; эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований. Данные задачи решаются в процессе логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. В целях повышения продуктивности усвоения вербального материала на занятиях используется наглядный материал: картинки, фотографии, пиктограммы, цветообозначения и изменение насыщенности цвета. На занятиях используем игры и упражнения: «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше придумает слов», «Слова-приятели», «Истории в картинках», «Составь предложения», «Прочитай письмо», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Карлики и великаны», «Про кого (что) можно сказать», «Похожие слова», «Собери рассказ». В занятия вводим задания, основанные на анализе деформированных предложений. Эти задания способствуют усвоению и практическому закреплению сведений о связном предложении, употреблению эмоциональной лексики в предложениях.

Наглядные модели, используемые в решении задач основного этапа:

  • игры с карточками
  • зеркало эмоций
  • картинки с нарастанием эмоционального состояния для образования прилагательных сравнительной и превосходной степени
  • предметные картинки для образования эмоциональной лексики при помощи суффиксов (например: Этот котенок хитренький. Как мы его назовем? (Хитрец). Этот котенок глупенький. Как мы его назовем? (Глупыш). Этот котенок любит поесть. Как мы его назовем? (Обжорка))
  • дорожка хорошего настроения.

Очень нравится детям игра «Паровозик настроений», ее целью игры является расширение представлений детей об основных эмоциях, закрепление словесного обозначения эмоциональных состояний сказочного героя, нарисованного человека, человека с фотографии.

Задачи:

  • Уточнять представления детей об основных эмоциях (страх, радость, печаль, удивление, гнев);
  • Содействовать развитию способности узнавать эмоции персонажа по мимике, жестам;
  • Закреплять в словаре детей слова, обозначающие эмоциональное состояние;
  • Способствовать развитию концентрации внимания, пространственной ориентации, логического и творческого мышления;
  • Развивать моторику пальцев рук.

Вариант использования игры:

В игре участвуют до 5 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Ведущий (педагог) начинает игру словами:

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения
На всех нас настроение.

Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?

Рассеет все сомнения
Наш поезд настроения.

Каждый ребенок выбирает по вагончику. В центре стола лежат перевернутые круги-пиктограммы со схематичным изображением эмоции. Дети берут по одной пиктограмме и прикрепляют на вагончик. Ведущий (педагог) предлагает детям рассмотреть схематическое изображение эмоций над вагончиками поезда, назвать их. В случае затруднения педагог предлагает другим детям оказать помощь игроку. Затем ведущий показывает картинки с изображением сказочного героя, нарисованного человека, человека с фотографии, предлагает поместить картинку в вагончик в соответствии с настроением персонажа. Например, сердитого героя «посадить» в вагончик со схемой «сердитого личика». Затем ведущий предлагает описать эмоциональное состояние персонажей в одном вагоне, побуждая детей к использованию синонимичной эмотивной лексики (заяц радуется, девочка веселится, девушка смеется; Карабас-Барабас сердится, мальчик злится, мужчина вышел из себя, разгневан; мужчина плачет, девочка печалится, Винни Пух грустит). Игру можно усложнить, предлагая детям ответить на вопрос, почему радуется, грустит, сердится персонаж, предлагая отвечать на вопрос развернутым предложением.

В результате проведенной работы происходят значимые изменения, выражающиеся в том, что:

  • у детей расширяется круг понимаемых, опознаваемых и осознаваемых эмоций
  • дети начинают лучше понимать себя и других
  • происходит формирование связи образа эмоции со словами-эмотивами
  • дети учатся описывать и выражать свои чувства, эмоции, состояния, понимать и объяснять состояния других людей
  • происходит обогащение эмотивной лексики за счет использования прилагательных, существительных, глаголов
  • осуществляется обогащение эмотивной лексики фразеологизмами, эпитетами, сравнениями, пословицами, поговорками.

Таким образом, проводимая систематическая, поэтапная коррекционно-педагогическая работа по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи дает положительную динамику, способствует обогащению знаний об эмоциях, расширению детского лексикона, развитию грамматических форм речи, а также положительно влияет на использование лексики в связных высказываниях.

Кормачева О.В., Добрякова И.А., учителя-логопеды, МБДОУ «Детский сад № 64», г.Череповец

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год