Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы»
Логопедия
Автор: Татьяна Узкая   
26.01.2014 06:25

Конспект занятия «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы»(Подготовительная логопедическая группа)
Тема: «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу А. Митяева «Мешок овсянки».

Цель: Развивать связную речь детей.

Образовательные задачи:
Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Наша армия» Совершенствовать навык слогового анализа слов. Учить образовывать существительные, обозначающие воинов-защитников различных военных профессий. Продолжать учить составлять пересказ с опорой на мнемотаблицу.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать диалогическую речь, развивать чувство ритма, мышление, память, координацию речи с движением, творческое воображение.

Воспитательные задачи. Воспитывать уважение и благодарность к людям ,защищающим Родину от врагов.

Оборудование:
Текст рассказа А. Митяева «Мешок овсянки». набор предметных картинок (богатырь, гусар, солдат ВОВ, пулеметчик, моряк, пограничник, танкист, артиллерист, современный солдат, летчик), 2 мнемотаблицы.

Предварительная работа:
Экскурсия в музей «Боевой славы объединения»
Чтение стихотворения 3. Александровой «Дозор»,
баллады К. Симонова «Сын артиллериста»,
рассказов С. Баруздина «За Родину!», «Слава!», Л. Кассиля «Твои защитники» и
С. Алексеева «Дом».
Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлевской стены» и репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри».
Организация сюжетно-ролевой игры «Моряки»

Ход занятия
1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Со¬здание эмоционально положительного фона. Развитие диалоги¬ческой речи.

Скачать полный конспект занятия с иллюстрациями

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие (упражнение «Доброе утро» дети стоят в кругу и передают друг другу мяч со словами «Доброе утро Вася… Петя…»), и предлагает детям занять места за столом.
Логопед. Послушайте стихотворение «Наша Армия»

На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад…
В. Степанов

О ком это стихотворение?
Д е т и. О военных, о защитниках Родины.
Логопед. В стихотворении говорится о военных, которые «взлетают в небо». Кто это?
Дети. Это летчики, космонавты.
Логопед. А кто «уходит в море»?
Дети. Это моряки, подводники.
Логопед. А кто стоит «в дозоре у границы»?
Дети. Это пограничники.
Логопед. Вот об этих людях мы и будем говорить сегодня. С древних времен идо наших дней существует такая почетная, но трудная и опасная профессия — Родину защищать.

2. Игра «Кто защищает Отечество»
Рассмотрите воинов — защитников Родины и расставьте картин¬ки по порядку, с древности до наших дней. (Богатырь в кольчуге, гусар, солдат) (Приложение № 1)
Логопед: Правильно. А теперь давайте подберем картинки и назовем профессии воинов по образцу (Приложение № 2):
Образец:
артиллерия — артиллерист
танк — танкист            десант —
пехота —                 море —
граница —                                        пулемет -   
самолет —                 

3. Дидактическая игра «Телеграф»

Логопед: «Дети, сейчас мы с вами поигра¬ем в военный телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой штаб». Первые слова педагог про¬износит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают односложные, двусложные, трехсложные слова, подбирая их по степени трудности (танк, солдат, офицер, генерал).

4. Игра «Азбука Морзе». [Развитие чувства ритма.]
Логопед. Когда вы играли в игру «Моряки», то выбирали радиста, который передавал сообщения азбукой Морзе. Сейчас вы все станете радистами и будете вслед за мной передавать, простукивать разные сообщения. Слушайте внимательно.
Логопед прохлопывает ритмы, а дети отбивают их по столу ку¬лачками.
ООооОО    ОоооОО      оооОоо       ОооОоо
Молодцы ребята, а теперь давайте немного отдохнем.

5. Подвижная игра «Капитан». [Координация речи с движени¬ем. Развитие творческого воображения.]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им по¬играть в капитана.
Матросская шапка,      Маршируют по кругу друг за другом.
Веревка в руке.
Тяну я кораблик           Маршируют в обратном направлении.
По быстрой реке.
И скачут лягушки       Выполняют прыжки, сидя на корточках.
За мной по пятам,
И просят меня:         Поднимаются, «отдают честь».
«Прокати, капитан!»
А. Барто

6.Подготовка детей к восприятию нового произведения. Первичное чтение.    Сегодня на занятии мы познакомимся с рассказом А. Митяева «Мешок Овсянки». Эта история произошла во время Великой Отечественной войны. Сидите тихо и слушайте внимательно. (Рассказ А. Митяева дан в сокращении)

Осенью шли долгие холодные дожди.
С подвозом еды стало очень плохо. В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.
В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки.
– Ну и находка! – обрадовались солдаты. – Будет пир горой… Кашу сварим!
Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.
Вдруг в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий
– Эй, братва! – крикнул он, простуженным голосом. – Давай мешок сюда! Не клали – не берите.
Он всех удивил своим появлением, и мешок ему сразу отдали, потому что солдаты перед атакой вещевые мешки оставляли в окопах.
Началось большое наступление, во время которого Лукашука ранило. Пуля попала ему в грудь. Он упал и потерял сознание.
Лукашук очнулся от того, что санитар перевязывал рану. Потом он положил солдата в фанерные саночки.  Когда солдата привезли в госпиталь, он увидел, что его саночки тащили три собаки, которые очень устали и лежали в снегу.
К собакам подошёл санитар. В руках у него была каска, полная овсяной каши. И тут Лукашук вспомнил, где видел его. Это же он тогда спрыгнул в траншею и забрал у них мешок овсянки.
Овсянку - собаки съели. Зато довезли тебя в срок. Жить будешь! Сказал санитар.

7. Словарная работа. В этом тексте были сложные слова. Может  кто - то знает, что они означают.
Траншея - длинная канава глубиной в рост человека, где от противника прятались бойцы. (Показ слайда на компьютере)
Вещмешок – рюкзак бойца для переноски своих вещей.
Санитар – помощник доктора, который на поле боя оказывает первую помощь раненым.
Наступление (войск)- нападение на врага.

8. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

9. Беседа по содержанию рассказа. Ответы на вопросы. Заполнение мнемотаблицы (Приложение № 4).
•    В какое время года происходит действие рассказа? Какая была погода? (Педагог выставляет картинку № 1 в таблицу)
•    Из чего варил суп повар? Как он это делал? (Педагог выставляет картинку № 2 в таблицу)
•    Что нашел солдат Лукашук? (Педагог выставляет картинку № 3 в таблицу)
•    Что неожиданно произошло? Почему Лукашук вернул находку? (Педагог выставляет картинку № 4 в таблицу)
•    Куда пошел Лукашук с бойцами? (Педагог выставляет картинку № 5 в таблицу)
•    Что случилось с Лукашуком во время наступления? (Педагог выставляет картинку № 6 в таблицу)
•    Кого увидел солдат когда очнулся? (Педагог выставляет картинку № 7 в таблицу)
•    Для кого была нужна овсянка? Зачем? (ответ: Овсянка нужна была для собак. Во время войны собаки использовались для вывоза раненых с поля боя. (Педагог выставляет картинку № 8 в таблицу)
10. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.
Логопед: Вслушивайтесь,  как я читаю.

11. Пауза для подготовки детей к ответам для запоминания текста (несколько секунд)

12. Пересказ по частям. (3-5 человек)

13. Итог.
Логопед: Молодцы  ребята, вы составили хорошие рассказы. Какие качества необходимы для защитника Отечества? (Любовь к Родине, смелость, сила, ловкость и т.д.).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год