Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Нарушение звукопроизношения у детей»
Логопедия
Автор: Татьяна Новожилова   
16.02.2014 10:03

Статья «Нарушение звукопроизношения у детей»Автор Новожилова Татьяна Алексеевна ГБДОУ центр развития ребёнка –детский сад № 24 Красносельского района Санкт-Петербурга      
В последнее время  у детей дошкольного возраста всё чаще возникают проблемы правильного звукопроизношения. Я считаю, что вызвать нарушенный  звук должен специалист-логопед, а вот работу по закреплению звука в речи ребёнка вполне могут проводить воспитатели в детском саду и родители под руководством и контролем логопеда.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль  над собственной речью. Чаще других  нарушается звукопроизношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Нередко у детей страдает звукопроизношение и гласных звуков, они произносят их нечётко, часто заменяют один звук на другой. Надо отметить, что правильное произношение гласных звуков очень важно, так как гласные звуки служат основой для развития звуко-буквенного анализа, а так же чёткое и правильное проговаривание гласных звуков выполняет роль артикуляционной гимнастики, способствует выработке координированных движений органов речи.
Через систему ежедневной работы логопеда, а именно: выполнение общей и специальной артикуляционной гимнастики, развития правильного речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического восприятия и других видов работ, логопед вызывает у ребёнка правильный, не дефектный звук речи. Итак, звук в речи изолированно может быть вызван, но ребёнок не может сразу правильно выговаривать его в свободной речи. Сроки автоматизации поставленного звука у каждого ребёнка будут индивидуальны.  Родители и педагоги должны знать,  работа над автоматизацией звука является необходимым этапом в работе над звуком и, осуществляя её, следует помнить, процесс автоматизации - сложный процесс для нервной системы ребёнка, так как связан с широким использованием активного торможения. Ребёнку приходится тормозить неправильное, но привычное для него произношение и говорить правильно, но непривычно. Процесс автоматизации имеет свою последовательность и реализуется от простого к сложному: автоматизация изолированного звука, автоматизация звука в слогах, автоматизация звука в словах, автоматизация звука в предложениях, текстах, в спонтанной речи ребёнка.
Для того чтобы исправленный звук прочно вошёл в самостоятельную речь ребёнка, ему предстоит выполнить множество речевых упражнений. Взрослому следует запастись терпением и настроится на кропотливую ежедневную работу.  Необходимо постоянно следить за тем, чтобы проговаривая слова или предложения с определённым звуком речи, ребёнок произносил этот звук утрированно. Занимайтесь  с малышом по  5- 10 минут в день. Следите за состоянием ребёнка и результативностью занятий. Помните лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться стойкого результата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне. Будьте заинтересованы, настойчивы. Не забывайте хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.
Далее предлагаю вам игры на закрепление правильного звукопроизношения у детей звука [ш]. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в том случае, если ребёнок правильно произносит данный звук в слогах и цепочках слогов.

1. Поиграй  в игру «Один — много».
а) шина —шины         б) шаг — шаги
шапка — ...             шинель—...
шайба — ...             шаман — ...
шея — ...             шампунь—...


2.  «Назови ласково».
а) лошадь — лошадка        б) башня — башенка
петух — ...                вишня — ...
парашют—...             карман — ...
ремень—...                 горох—…

3.Повтори (прочитай) чистоговорки:                    
Ыш, ыш, ыш — шумит камыш.
Ыш, ыш, ыш — у меня малыш.
Ыш, ыш, ыш — под кроватью мышь.
Иш, иш, иш — тут такая тишь.
Иш, иш, иш — в небо улетишь.
Иш, иш, иш — прилетишь в Париж.
Иш, иш, иш — сел на ветку стриж.

4. Повтори скороговорку:

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.

5. Повтори (прочитай) пословицы и поговорки:                
Шила в мешке не утаишь.
Ум хорошо, а два лучше.
Знай больше, а говори меньше.
Тише едешь — дальше будешь.
Поспешишь — людей насмешишь.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Литература:
1.Н.В.Нищева «Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп».
2.Т. А Ткаченко Логопедический альбом. «Правильно произносим звук [Ш].
3.З. А. Репина В.И. Буйко «Уроки логопедии»
4.Л. В. Лопатина Лекции.
5.Ю.Б.Жихарева-Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Ш, Ж.»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год