|  Гулевская Елена Алексеевна Воспитатель МОУ детский сад комбинированного вида №300 Дзержинского района г. Волгоград
 Цель:-Продолжать развивать пальцевую моторику рук детей, ис¬пользуя возможности игрового квадрата Воскобовича.
 -Работать над умением детей соотносить устный рассказ воспитателя с выполнением фигур игры-головоломки.
 -Упражнять в понимании закономерностей геометрических фигур.
 -Побуждать детей к свободному высказыванию своих предпо¬ложений, мыслей; закрепить умение подбирать прилагательные к существительному.
 -Формировать пространственное воображение /плоскостное и объемное/, развивать слуховое внимание, образную память.
 -Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов.
 -Развивать умение производить  звукобуквенный и звукослоговой анализа и синтез слов.
 Наглядный дидактический материал:
 А) демонстрационный:
 магнитофон,
 аудиозапись звуковой дорожки "Вода",
 подрамник для картины.
 Б) раздаточный:
 игровые двухцветные квадраты Воскобовича /по количеству детей, индивидуальные карточки,
 фломастеры,
 набор для звукового анализа слова на каждого ребенка.
 Ход занятия:
 -Ребята, я хочу вам рассказать историю, которая произошла с одним нашим хорошим знакомым. А с кем мы сегодня встретимся вы узнаете, если  откроете домик, который есть на вашем столе. Что же это?
 -Квадрат.
 -Почему вы думаете, что это квадрат? (ответы детей)
 -Квадрат был необыкновенный, потому что умел менять свои  цвета. Переверните свой квадрат обратной стороной. Каким стал квадрат по цвету?
 -Квадрат целый день менял свои цвета и становился, то красным, то зеленым. Скучно ему стало, загрустил наш квадратик.
 «Интересно, а кем я могу стать?» - подумал квадратик и подошел к зеркалу.
 -Как выдумаете, а что он мог увидеть в зеркале? (ответы детей)
 -Правильно, он увидел обыкновенный квадрат.
 -Какие стороны  у квадрата? (все стороны равны)
 -А какие углы у квадрата? (и углы все тоже равны)
 «Всюду одинаковый, ничем не примечательный», - подумал про себя квадрат
 - Вдруг, раздал¬ся стук в дверь.
 -Как вы думаете, кто мог придти к квадратику в гости?/ответы детей/
 -А на самом деле к нему пришел почтальон.
 -Что может приносить почтальон в дома? /ответы детей/
 -Квадратику почтальон принес письмо./дети складывают письмо из квадра¬та Воскобовича/.
 -Распечатал квадратик конверт /дети производят действия с квадратом/ и прочитал письмо в котором его приглашали в гости, приглашал его в гости котенок. Вот только квадратик не понял, какой котенок, как его зовут и к кому ехать в гости, потому что подпись или водой размыло, или котенок её небрежно написал.
 -Как вы думаете, а как могли звать котенка, который приглашал квадратик в гости? /ответы детей/
 -Давайте поможем квадратику узнать имя котенка.
 /Д/и /Узнай и допиши букву"/.
 У каждого ребенка карточка с  неполным изображением букв
 -Кто догадался, как зовут котенка?
 -Вот мы и определили, что прислал письмо квадратику котенок Рыжик.
 -Как вы думаете, каким был котенок, если его звали Рыжик.
 Предложить детям произвести звукобуквенный и звукослоговой анализ и синтез слова - Рыжик.
 А как можно про котенка еще сказать, какой он?/ дети подбирают прилагательные/
 -По обращению к котенку мы говорим что? или кто?  Почему?
 -По отношению к каким предметам мы применяем  вопрос "что?"
 Итак, решил квадратик отправиться в гости к пушистому, веселому,
 задорному, рыжему котенку, которого звали Рыжик./делают котенка из квадрата Воскобовича/
 -Как вы думаете, на чем мог квадратик отправиться в путь? /опрос детей/ Уточнить виды транспорта.
 Упражнение «Транспорт». (Совершенствование навыка слогового анализа слова) Предложить детям рассмотреть картинку, показанную воспитателем и разделить ее на слоги. Картинку получает тот, кто первым разделит название картинки на слоги.
 -Квадратик подумал и решил поехать на поезде./фигурка поезда/ Номер поезда на котором поехал квадратик больше, чем число 8, но меньше, чем число 10. Подумайте, какой номер у поезда на котором поехал квадратик?
 -Девять.
 -Правильно, а без чего нельзя ездить на поезде, на трамвае, автобусе..?
 -Без билета.
 -Правильно, и для того, чтобы квадратику в кассе дали билет, ему пришлось выполнить задание.
 Проводится д/и «Как изменились фигуры» (на изменение количества фигур). Детям раздается набор карточек, где показаны различные модели изменения фигур – образцы. По аналогии с ними играющие самостоятельно восполняют недостающее звено, мысленно проанализировав образец.
 -Как изменилось количество фигур? Почему выбрал эту карточку-ответ?
 -Вот теперь можно ехать.
 Едет квадратик в вагоне, в окно смотрит, вдруг поезд остановился,
 -Как вы думаете, почему мог остановиться?/высказывания детей/.
 Закройте глаза, слушайте внимательно, кто больше услышит звуков, что¬бы догадаться, что задержало квадратик в пути. Звуковая дорожка "вода".
 -Можно ехать по реке на поезде? Почему?
 -На чем можно переправиться через реку?
 -Квадратик сделал лодку и поплыл. /дети делают лодку/. Лодочка плывет медленно - медленно. Как вы думаете, почему? (высказывания детей). А квадратик торопится к другу, поставил парус на лодку и поплыл быстрее.
 -На какую геометрическую фигуру похож парус? (ответы детей)
 Во время изготовления лодки с парусом воспитатель читает отрывок из произведения А.С.Пушкина:
 Ветер по морю гуляет,
 И кораблик подгоняет,
 Он бежит себе в волнах
 На раздутых парусах.
 Вдруг показалась земля, на берегу квадратик увидел домик два домика. Один с зеленой крышей, а другой с красной. В каком домике жила старушка Маланья, если в домике в зеленой крышей жил ее сосед? Динамическая пауза "У бабушки Маланьи"/пальчиковая игра/. (Рузина М.С. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами для взрослых и детей» Санкт – Петербург. 1997год.)
 -Погостил квадратик у старушки с сыновьями и отправился дальше, увидел домик другого цвета / дети складывают домик/.
 Как вы думаете, кто мог жить в этом домике? А жили там геометрические фигуры и цифры. Причем, на крыше каждого домика была изображена цифра, которая обозначала количество углов фигуры, которая там жила. Д/и "Посели в свой домик" (дети раскладывают геометрические фигуры в домики на крыше которых цифрой обозначено число углов и цвет фигуры, дополнительно ориентируясь на цвет цифры и геометрических фигур:
 3-треугольник, 4- четырехугольник, 5 – пятиугольник, 0-круг).
 И еще в одном из этих домиков  жил тот, кого вы узнаете угадав загадку:
 Что за зверь со мной играет?
 Не мычит, не ржет, не лает.
 Нападает на клубки,
 Прячет в лапках коготки.
 Обрадовался котенок /показывает котенка изготовленного по технике "Оригами" приезду гостя, угостил его сначала зеленой конфе¬той, потом красной /делают/, напоил чаем/делают миску/. И отправились друзья гулять в лес. А в лесу много красивых цветов./складывают цветок/. Вдруг пошел дождь и котенок с квадратиком спрятались в палатку /объемная палатка/. Дождик по палатке стучит, а квадратику и котенку тепло и сухо. Давайте поможем чтобы дождик быстрее закончился собрать все капли в лужи./Дети работают на ковре, звучит спокойная музыка/. Дождик затихает, остались последние 10 капель, давайте считать: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1…
 -Перестали барабанить капельки дождя, выглянуло солнышко и расцвела на небе радуга:
 В небе радуга-дуга
 Замыкает берега,
 Расцветая все сильней,
 Чудо-краски светят в ней!
 Пусть ответит тот, кто знает,
 Или может сосчитать.
 Сколько красок в ней играет,
 Озирая моря гладь? (ответы детей)
 Радуга светит, цветы цветут, птички и бабочки летают вокруг, весело квадратику с котенком, стали они бегать, прыгать, веселиться, а когда пришло                                                                                                                                       время возвращаться домой, они решили, что обязательно вернуться еще на эту полянку в лесу.
 -Понравилось вам у котенка в гостях? Давайте на память о нашей поездке с квадратиком сделаем картину и повесим ее в группе. /Воспитатель ставит подрамник, прикрепляет к нему квадратик и котенка, дети кре¬пят птичек, выполненных в технике "Оригами".
 |