Занятие по математике в подготовительной группе «Космическое путешествие»
Автор: Тужилкина Дарья Константиновна
17.09.2017 21:27

Занятие по математике в подготовительной группе «Космическое путешествие»Занятие по математике в подготовительной группе «Космическое путешествие»

подготовила воспитатель Тужилкина Дарья Константиновна.

Цель: уточнить и закрепить знания детей старшего дошкольного возраста по математике, при подготовке к школе через дидактические упражнения.

Задачи:

• Совершенствовать навыки прямого и обратного счета;
  • закрепить названия геометрических фигур: «прямоугольник», «ромб», «трапеция», «пятиугольник», «овал», «шестиугольник»;
  • упражнять детей в ориентировке на листе бумаги в клетку, закрепить пространственные представления (вверху – внизу, слева – справа);
  • закрепить навык измерения жидкости с помощью условной мерки;
  • упражнять в решении примеров на сложение и вычитание (в пределах 10);
  • формировать умение решать логические задачи: развивать слуховое внимание, мышление, память;
  • уточнить представление детей о планетах солнечной системы;
  • воспитывать желание делать добрые поступки.

Материалы для воспитателя:

• картинки с изображением космоса и космонавтов (для оформления)
  • карточки (по количеству детей) с нарисованными геометрическими фигурами и числами 1,2, 3. Для деления на команды (деление проводилось по цвету фигур) (Рис. 1)

Рис. 1

• демонстрационный лист в крупную клетку (с точкой)
  • картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн)

Рис. 3

• сосуды (3 шт) с разными по цвету жидкостями, измерительная кружка
  • карточки с примерами и задачами; Рис. 4

Рис. 4

• набор цифр от 0 до 9 на каждого ребенка
  • картинка – перевертыш ( «Молодая леди — пожилая дама») (Рис. 5)

Рис. 5

• картинки героев: птица – Говорун (Рис. 6)

Рис. 6

• пришелец — робот Железяка (Рис. 7)

Рис. 7

Для детей: набор цифр от 0 до 10; листы в крупную клетку с точкой (для графического диктанта); картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн); карандаши чернографитные.

Ход занятия: дети сидят в спальне на стульчиках.

Воспитатель: ребята, как вы знаете, 12 апреля был праздник, «День космонавтики». В этот день, в 1961 году Ю. А. Гагарин стал первым человеком, совершившим полет в космос. А хотели бы вы отправиться в космическое путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: Отлично! Но есть одна трудность! Нас очень много и в один космический корабль мы не поместимся. Экипаж корабля не может превышать 6 (шести) человек. Как же нам быть?

Дети: высказывают предложения как разделиться на команды.

Воспитатель: выслушав варианты детей, подводит к варианту с волшебным мешочком. Внутри мешочка лежат карточки с нарисованными геометрическими фигурами и цифрами в них – 1,2, 3 по количеству космических кораблей.

Дети: вытягивают карточку и начинают объединяться в команды (экипажи). Берут стулья и проходят за столы – космические корабли, на которых закреплены флажки того цвета, какого цвета у команды геометрические фигуры.

Воспитатель: когда дати расселись. Внимание! Приготовиться к запуску космического корабля. Выложите на столе пульт управления кораблем с помощью набора цифр от 0 до 10. Начинаем обратный отсчет!

Дети: считают 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Пуск.

Воспитатель: 5 секунд полет нормальный! Ребята, будьте внимательны! Мы ведем с вами наблюдение за космическими объектами и телами. Положите перед собой монитор (лист в клеточку). Найдите на столе картинки планет солнечной системы. И теперь мы можем видеть, как на мониторе появляются: в верхнем левом углу мы наблюдаем за Солнцем, в правом нижнем углу появилась голубая планета – Нептун, в левом нижнем углу красная планета – Марс, а в правом верхнем углу планета – Сатурн.

Дети выкладывают планеты на своих мониторах – листах и приклеивают.

Воспитатель: — Кто хочет вывести картинку с планетами на большой экран? Выходит ребенок. Ребята, проверьте у всех ли такой вид на мониторе. Отлично! Все справились. но что это? На моем экране появилась непонятная точка. Что бы это могло быть? — Для обнаружения объекта возьмите свои космические карандаши, приступаем к работе.

Графический диктант. Проведите линию от точки: 3 клетки вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх.

- Космонавты, какой объект вы обнаружили? (ответы детей)

Воспитатель выставляет готовую модель пришельца на экран и картинку робота Железяки.

- Это пришелец из космоса, с планеты Роботов. Он подает сигнал бедствия, просит помощи. Роботы его планеты заржавели, их срочно нужно смазать специальным маслом. Масло находится в одном из сосудов, но в каком из них он не знает. Он знает только то, что масла больше, чем другой жидкости. Пришелец не может определить, где больше, а где меньше.

- Космонавты, как узнать, где масло? (ответы детей)

- Как мы можем узнать в каком сосуде жидкости больше?

Дети: измерить

Воспитатель: — Чем можно измерить? (измерительной кружкой)

На столе находится три сосуда с красной, голубой и желтой водой. Дети измеряют, переливая поочередно жидкости в один измерительный сосуд, воспитатель делает отметки на кружке.

- Какой жидкости оказалось больше?

- Какая жидкость является маслом для смазки роботов?

- Вот, молодцы! Пришелец вам очень благодарен!

Роботы снова могут двигаться и хотят вступить с нами в контакт, приглашают вас на разминку.

Физминутка: Стоит робот на дороге. (стоика ноги врозь, руки вдоль туловища)

У него не гнутся ноги (поднять сначала правую, затем левую ногу)
Может она махать руками (поднять руки вверх, сделать взмах)
может он моргать глазами
Может головой кивать
Раз, два, три, четыре, пять!

Воспитатель: молодцы! — Нам надо спешить. Прошу экипаж занять свои места, мы продолжаем наше космическое путешествие. — Мы приближаемся к планете Венера. Все жители этой планеты были прекрасными, молодыми девушками. Но планету заколдовал злой колдун Глос, и все девушки превратились в старых бабушек. (Показать картинку – перевертыш) — Чтобы их расколдовать, надо подобрать шифр, а для этого нужно решить примеры. 5+3= 7+2= 4+3= 6+4= 8+2= 6-4= 9-3= 8-5= 7-2= 8-4=

- Мы подобрали вместе шифр и расколдовали планету. Все жители опять стали красивыми, молодыми девушками. (незаметно перевернуть картинку-перевертыш)

- Миссия выполнена, а нам пора лететь дальше. (сделать встревоженное лицо) — Но что такое? Кажется, мы сбились с курса. Придется нам обратиться за помощью к говорунам. Держим курс на планету Говорунов. (поставить картинку птицы Говорун, а из-за картинки достать конверт с письмом) — Птица Говорун укажет нам путь, если мы ответим на ее хитрые вопросы: 1) Вы, космонавты корабля, летящего от планеты Земля до планеты Говорунов, время в полете 2 часа. Сколько лет космонавтам? (6 – 7 лет) 2) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон) 3) У космического животного 2 лапы спереди, 2 лапы сзади, 2 справа, 2 слева. Сколько лап у этого животного? (четыре) 4)На какое дерево садится Говорун во время проливного дождя? (на мокрое) 5) Сколько минут варится вареное яйцо? (нисколько) 6) Птица Говорун на перелет от своего гнезда до Космодрома потратил 3 минуты. Сколько времени он потратит на перелет, если полетит с подружкой? (три минуты)

- Молодцы, вы ответили на все вопросы, и мы можем возвращаться на Землю. Ведем обратный счет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 – вот мы и приземлились, теперь можем выйти из нашего космического корабля.

Рефлексия: ребята, во время путешествия вы проявили, смекалку, отзывчивость, острый ум! Вам понравилось? Что запомнилось больше всего? Что было трудным? А что самым легким? Выслушать ответы детей.