Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Математика детям
Автор: Антонова Светлана Геннадьевна   
22.02.2019 10:21

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Антонова Светлана Геннадьевна Воспитатель МБДОУ детский сад № 9 г. Павлово Нижегородская область

Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.
И. Песталоцци

Аннотация: в статье рассмотрена одна из актуальных проблем дошкольной педагогики – проблема формования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, показано ее значение при формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, математические развитие, цели и задачи ФЭМП.

 

На современном этапе развития образования, одним из ведущих принципов дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП), по определению А.В. Белошистой, – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики [1, с. 14].

Результатом процесса ФЭМП является математическое развитие. Математическое развитие детей дошкольного возраста – это изменения в их познавательной деятельности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [1, с. 16].

Хотелось бы отметить, что данная область знания развивается не первое столетие. Так, в ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве рассматривались в работах великих педагогов – Л. С. Выготским, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстым и др., в начале ХХ в. этими вопросами занимались Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр и др. Начиная со второй половины 1950-х г.г. вопросы формирования математических представлений детей дошкольного возраста рассматривались Р.Л. Березиной, В.В. Давыдовы, В.В. Даниловым, А.М. Леушиным, З.А. Михайловой, Р.Л. Непомнящей, Т.В. Тарунтаевой и другими [4]. Опираясь на труды Т. В. Тарантуевой, начальная математическая подготовка детей дошкольного возраста предусматривала обучение счету, развитие количественных представлений в пределах 1-го десятка, обучение решению и составлению элементарных арифметических задач. Кроме того, предполагает выполнение операций с множествами (наглядно представленными), проведение измерений при помощи условных мерок, а также развитие глазомера детей, формирование представлений о времени, о геометрических фигурах, формирование понимания пространственных отношений. Т.В. Тарунтаева отмечает, что в понятие «формирование математических представлений» входит такой объем материала, который значительно выходит за рамки развития у детей дошкольного возраста исключительно счетных навыков и умений, представляя собой, по сути, полноценную программу начального математического развития. Такая программа, по мнению педагога, должна обеспечить глубокое понимание детьми количественных и других отношений, а также заложить базу дальнейшего развития математического мышления у детей [7, с. 12].

По мнении, Л. С. Выготского, «наилучший возраст для обучения арифметике колеблется приблизительно между 6 и 8 годами» [3, с.336]. К.Д. Ушинский, в своих трудах, большое внимание удел вопросу развитии умственной деятельности. По его мнению: «Если рассудок есть особенная, прирожденная человеку способность, то она может одинаково работать, к чему бы ни была приложена, и развитие рассудка возможно одинаково на всяком предмете, который только упражняет его силу» [9, с.360]. Т. Д. Рихтерман, считал, что необходимо большое внимание уделять формированию у детей дошкольного возраста понятие время, как составляющей математических представлений. Он писал так: «Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени…… Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни» [6, с. 3]. Проблемой развития памяти занимался и И. Г. Песталоцци: «Память, удерживающая ряды чисел, приковывает ум к их внутренним отношениям» [5, с. 72]. Этой же проблемой и условия успешного функционирования памяти занималась Г. А. Урунтаева, она пришла к следующим выводам: «Эффективность произвольной образной памяти напрямую зависит от степени трудности запоминания и воспроизведения признаков предмета, нарастающей в следующем порядке: цвет, форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей» [8, с. 6]. По ее мнению, умственное развитие является основополагающим направлением в формировании психики детей дошкольного возраста [8].

На сегодняшний день в образовании используется накопленный опыт педагогической науки, учитываются современные условия развития математического мышления ребенка и новые разработки современной педагогической науки в области математики. Развитие умения познавать предметы и явления, выделять свойства, выявлять зависимости и закономерности, сравнивать предметы по свойству – всё это позволяет формировать логические структуры мышления, которые являются фундаментом общего умственного и математического развития.

Термин «математика», как предмет изучения, отсутствует во ФГОС ДО. Задача формирования математических представлений является «проникающей» и имеет содержательные соответствия в различных образовательных областях, таких, например, как познавательное развитие.

В соответствии с ФГОС ДО, формирование элементарных математических представлений отнесено к образовательной области «Познавательное развитие». Данная область предполагает развитие интересов детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности, а также формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [10с, ст. 2. 6]. Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, становится «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [10, ст. 1. 4, п.7].

Важнейшим итогом, по мнению А.В. Белошистой, предшкольной математической подготовки ребенка является не только накопление определенного запаса знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания[1]. Данная мысль соответствует требованиям ФГОС ДО, в котором ребенок должен обрести предпосылки учебной деятельности. Только после усвоения ребенком элементарных математических представлений его легче подготовить к усвоению более сложных математических задач на следующих ступенях развития.

Целью ФЭМП у детей дошкольного возраста являются: всестороннее развитие личности детей, осуществление их подготовки к школьному обучению, осуществление познавательного развития детей[1, с. 24].

При ФЭМП у детей дошкольного возраста ставятся следующие задачи:

  • формирование у детей системы элементарных математических представлений;
  • развитие элементарных основ математического мышления;
  • развитие у детей сенсорных процессов и способностей;
  • расширение, обогащение словаря и совершенствование связанной речи[2].

При выполнении работы по ФЭМП необходимо соблюдать следующие принципы: сознательности и активности, деятельностного подхода, научности и доступности, прочности, последовательности и систематичности, связи с жизнью, также соблюдаются принципы индивидуального и дифференцированного подходов и др. [2].

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста включает в себя ряд разделов: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Такое построение программы по формированию элементарных математических представлений остается постоянным во всех группах.

  1. «Количество и счет», предполагает развитие представлений детей о числе, счете, множестве, об арифметических действиях, а также предполагает решение детьми элементарных текстовых задач.
  2. «Величина» ориентирован на развитие представлений детей о величинах, о способах их сравнении и измерения (толщине, площади, длине, ширине, высоте, объеме, массе, времени).
  3. «Форма» отражает развитие представлений детей о форме предметов, геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах, а также существующих отношениях.
  4. «Ориентировка во времени» содержит программный материал, направленный на развитие представлений детей о времени суток и их частях, о днях недели, месяцах и временах года, а также предполагает развитие у детей «чувства времени».
  5. «Ориентировка в пространстве» предполагает, что дети учатся ориентироваться в отношении собственного тела, относительно себя самих, другого человека, расположенных вокруг предметов, а учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости, в т.ч. на листе бумаги и в движении[2].

На сегодняшний день, наблюдается наличие большого количества общеобразовательных программ дошкольного образования, но каждая из них придерживается одного программного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. программа второй младшей группы ориентирована на дочисловой период – на этом этапе дети учатся сравнивать предметы, знакомятся с их формой, учатся различать пространственные направления, а также ориентироваться во времени на элементарном уровне. В средней группе программа усложняется и наполняется новым содержанием, вводится счет при помощи числительных, изучают величину, форму предметов, учатся ориентироваться в пространстве и во времени. В старшей группе продолжается работа по обучению детей счету, закрепляются приобретенные умения и навыки, дети учатся сравнивать, измерять при помощи условной мерки (вводится деление предмета на равные части, развитие глазомера). Проводится работа по развитию представлений о геометрических фигурах, развитию умений ориентировки в пространстве и во времени. В подготовительной группе материал усложняется: предусматривается обязательное усвоение детьми материала, изучаемого в предыдущих группах, приобретенные знания, умения и навыки детей расширяются и углубляются. Это касается навыков счета, в т.ч. порядкового, вводится количественный состав числа из отдельных единиц и т.п., обратный счет, дети учатся составлять и решать простые арифметические задачи.

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось отметить, что ФЭМП представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики. Результатом процесса формирования элементарных математических представлений является математическое развитие детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Белошистая, А.В. Теория и методика организации математического развития дошкольников / А.В. Белошистая. – Мурманск: МГПУ, 2010. – 256 с.
  2. Веракса Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]/ Н.Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильев. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 368с.
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под. Ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
  4. Габова, М.А. Средства математического развития ребенка: история и современность / М.А. Габова // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 3. – С.18-27.
  5. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: Т. 2. / под. Ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. – М.: Педагогика, 1981. – 416 с.
  6. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Т.Д. Рихтерман — 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 47с.
  7. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 2010. 64 с.
  8. Урунтаева, Г. А., Афонькина Ю.А. Учимся запоминать/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – Мурманск: Научно-методический центр системы образования, 1993. – 93 с.
  9. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения.: Т. 1. / К. Д. Ушинский; под ред. А. И. Пискунова (отв. ред), [и др. ] – М.: «Педагогика», 1974. – 584с., Т.2 – С. 360.
  10. ФГОС дошкольного образования//
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год