Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры
Математика детям
Автор: Давыдова Ксения Сергеевна   
25.04.2021 15:49

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры

Давыдова Ксения Сергеевна Студент 4 курса Направление: педагогическое образование Профиль: дошкольное образование Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого г. Великий Новгород

Аннотация: в статье отражены основные направления формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры, даны определения основным терминам и рассмотрены практические моменты.

Ключевые слова: математические представления, дидактическая игра, средний дошкольный возраст.

 

В современном мире математика занимает важно место. Это объясняется тем, что происходит бурное развитие математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В эпоху новейших технологий и компьютеризации появляется огромное количество новых профессий, для которых математические знания очень важны. В дошкольном возрасте математике отводится важная роль. Поскольку она способствует развитию психических процессов, логическому мышлению и интеллекту; формирует нестандартно мыслящую личность и творческий потенциал. Как показывает практика довольно большое количество детей младшего школьного возраста имеют трудности в усвоение школьной программы по математике. Возможная причина данных трудностей – это отсутствие интереса к предмету. Поэтому главной задачей педагогов и родителей, в период дошкольного обучения детей, является привитие интереса к математике.

Такие известные ученые, как Выготский Л.С., Запорожец А.Н., Эльконин Д. и другие, считают, что основной ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому знакомство с математикой должно проходить в занимательной игровой форме. Так, Сухомлинский В.А., подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития ребенка [8]. Совместить обучающие и игровые задачи нам позволяют дидактические игры и упражнения. Именно с помощью них можно познакомить детей с элементарными математическими представлениями.

Изучением вопроса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста занимались известные ученые педагоги, методисты Абашина В.В., Блехер Ф.Н., Баишева М.И., Баряева Л.Б., Венгер Л.А., Воронина Л.В., Демина Е.С., Столяр А.А., Шевелев К.В. Педагоги считают необходимым получение математических знаний в развитие и воспитание детей дошкольного возраста, а также настоятельно рекомендуют обучать детей математике как можно раньше.

Одним из главных направлений в дошкольном образование, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ДО), является формирование элементарных математических представлений, состоящее в области познавательного развития [1].

Элементарные математические представления дошкольников – это элементарные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы [4]

Вместе с тем, основной целью формирования элементарных математических представлений принято считать не только подготовку к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Развитие элементарных математических представлений тесно связано с математическим развитием.

В педагогической литературе можно встретить такое понятие математического развития детей дошкольного возраста: «математическое развитие детей дошкольного возраста – это процесс качественного изменения в познавательной деятельности личности, который происходит в результате формирования элементарных математических представлений и понятий [9].

Важную роль в развитие личности детей дошкольного возраста играют математические способности. Ребенок, изучая окружающий мир, смотрит на него через призму своих познавательных способностей. Он постоянно обращает внимание на внешние характеристики такие, как форма, цвет, величина, пространственное расположение и т.д. Другими словами, он воспринимает мир «математическими глазами» [3].

С точки зрения Крутецкого В.А., математические способности – это специальные способности человека, определяющие успешность освоения и практического использования им разработанных математических знаний [5].

Дети в среднем возрасте 4-5 лет начинают активно осваивать счет и цифры, пользоваться числами, выполняют простейшие математические вычисления по наглядной основе и устно, ориентируются в простейших пространственных и временных отношениях, преобразуют предметы различных геометрических форм и величин. Дети, не осознавая того, что они включены в образовательную деятельность по математике, активно осваивают при этом все свойства, связи и отношения, в зависимости от поставленных задач.

В дошкольных образовательных организациях формирование элементарных математических представлений во всех возрастных группах проходит по следующим направлениям: количество и счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве и времени.

Ребенок 4-5 лет в процессе овладения математическими представлениями осваивает следующие умения: сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов; считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительное по порядку; уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет; отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5; на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов; сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами; определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; ориентироваться в частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь); объяснение значений слов: вчера, сегодня, завтра [6].

Обучение математике детей среднего дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе [2].

По мнению А.И. Сорокиной, дидактическая игра – это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей [7].

Говоря о дидактической игре, можно сказать, что все полученные знания и умения закрепляются именно в ней. Они дают детям возможность упражняться, чтобы усвоить и в дальнейшем применять свои знания. Благодаря дидактическим играм дети накапливают опыт знаний и представлений о свойствах предметов (форма, величина, цвет, пространственное расположение, строение, целостность и части предмета). С помощью таких игр у детей формируются и совершенствуются психические процессы. Например, в играх с народной дидактической игрушкой у детей происходит сенсорное развитие (развиваются восприятие формы, величины, цвета). Поэтому необходимо уделять большое внимание дидактическим играм.

Для детей среднего дошкольного возраста на формирование элементарных математических представлений есть огромное количество дидактических игр. Каждая игра направлена на развитие того или иного умения. Например, для того чтобы научить детей думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы можно использовать такие игры: «Ассоциации», «Найди лишнее», «Когда это бывает», «Помоги герою выбраться из лабиринта», «Логический квадрат», «Логическая цепочка» и др.

Дидактические игры этого возраста направлены на закрепление и обобщение имеющихся знаний и на умение пользоваться приобретенными знаниями в практической деятельности. Так, в формирование элементарных математических представлений педагог ориентируется на развитие таких умений: ориентироваться на листе бумаги; различать и сравнивать по разным качествам величины; группировать геометрические фигуры по форме/цвету/величине; закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь).

Играя в такие дидактические игры, как «Много-мало», «Правильный счет», «Отгадай число», «Узнай цифры» и т.п., дети закрепляют навыки прямого и обратного счета; усваивают порядок следования чисел натурального ряда; усваивают понятия «много, мало/один, несколько/больше, меньше, поровну»; подготавливаются к элементарным математическим действиям сложения и вычитания.

В игре «Сложи фигуру» дети по образцу выкладывают из счетных папочек или геометрических фигур какое -либо изображение или предмет. Игра «Найди лишнюю фигуру» не только помогает закрепить геометрические фигуры, но и развивает словесно — логическое мышление. В игре «Угадай наощупь» у детей параллельно со знаниями о геометрических фигурах развиваются и закрепляются сенсорные ощущения.

В таких играх, как «Когда это бывает?», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови пропущенное слово», «День-ночь», дети учатся ориентироваться в последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь); пользоваться понятиями «вчера, сегодня, завтра»; расширяют представления о временах года и т.д.

Игры «Сбор фруктов», «Раз, два, три – ищи», «Что изменилось?», «У кого хвост длиннее» и т.п., в них решаются следующие задачи: сравнивать предметы разных размеров по длине и ширине; развивать глазомер; использовать в речи понятия «длинный, длиннее, узкий, широкий»; уметь различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Итак, можно сделать вывод, что дидактические игры в формирование элементарных математических представлений играю важную роль. Поскольку они связывают в себе познавательные и игровые задачи, которые помогают детям дошкольного возраста в интересной и занимательной форме освоить основы математики.

Список литературы:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. Волобуева В.В. Роль дидактических игр в развитии ФЭМП дошкольников [Электронный ресурс] // URL: https: //www. defectologiya. pro/zhurnal/rol_didakticheskix_igr_v_razvitii_femp_doshkolnikov/ (дата обращения: 07. 04. 21)
  3. Галкина Л.Н. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №6. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/razvitie-matematicheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 07. 04. 21).
  4. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений: Анализ программ дошкольного образования / Е.С. Демина. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2009. – С.44-116.
  5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. — М., 1968. — 432с.
  6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
  7. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. А. И. Сорокина. — М.: Просвещение, 1992.
  8. Сухомлинский В. А. "О воспитании" – М.: Политическая литература, 1982 — с.270.
  9. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 2009. 303 с. 24 с.
  10. Эреджепова, С. Т. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений / С. Т. Эреджепова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 167-170. — URL: https: //moluch. ru/archive/275/62395/ (дата обращения: 09. 04. 2021).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (227) выйдет
22 января 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (226) за 2022 год
Скачать Номер 2 (225) за 2022 год
Скачать Номер 1 (224) за 2022 год
Скачать Номер 52 (223) за 2021 год
Скачать Номер 51 (222) за 2021 год
Скачать Номер 50 (221) за 2021 год
Скачать Номер 49 (220) за 2021 год
Скачать Номер 48 (219) за 2021 год
Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год