Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие математических представлений при работе с логическими играми и упражнениями
Математика детям
Автор: Загибалова Надежда Ивановна   
17.11.2021 06:44

Развитие математических представлений при работе с логическими играми и упражнениямиРазвитие математических представлений при работе с логическими играми и упражнениями

Загибалова Надежда Ивановна СКО. Есильский район. с. Советское. КГУ «Советская начальная школа»

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

А. Маркушевич

Аннотация:

Логические игры и упражнения, как средство развития математических представлений у детей.

Ключевые слова: логические игры и упражнения, наглядно-образное мышление.

Процесс развития математических представлений методически состоит в формировании и развитии обобщённых приёмов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация и др.), что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой области познания.

 

Скачать конспект

Практика работы дошкольных учреждений показывает, что педагоги зачастую используют репродуктивные методы обучения. Но существует целый арсенал средств активизации математической деятельности дошкольников. Одним из них выступает занимательность. Мы же из огромного списка занимательного математического материала решили использовать логические упражнения.

Обучение дошкольников 5-6 летнего возраста математике немыслимо без использования логического материала: игр, задач, упражнений. Он привлекает внимание детей, активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет математические знания и умения, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения, а также упражняет в применении знаний в других видах деятельности, новой обстановке.

В работе с детьми 5-6 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи обязательно наглядно представлены в виде чертежей, рисунков, иллюстрированных предметов. Дошкольники, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т. д. Практические действия облегчают для детей решение задачи, делают его более убедительным и доказательным. Если же наглядность будет отсутствовать, то ребёнок не справляется с задачей, так как, он ещё не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Слушая условия, он забывает его или путает. В этом случае мы можем помочь дошкольнику сделать определённые выводы, если предоставить ему логическую задачу наглядно. Видя наглядность таких упражнений, ребёнок уже догадывается, какой здесь должен быть ответ [1, с. 42].

Назначение логических упражнений состоит в активизации умственной деятельности дошкольников, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. В ходе занятий в работе с дошкольниками они могут использоваться в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или в конце, направленного на выполнение конкретной программной задачи обучения (формирование количественных, пространственных представлений) [2, с. 42].

В ходе логических игр, представленных выше, у детей развивается математическое представление, наглядно-образное мышление, пространственные представления, смекалка и сообразительность; воспитывается нравственно-волевые качества, такие как настойчивость, целенаправленность действий, желание думать, искать пути решения и приходить к положительному результату.

Однако воспитателям детских садов следует помнить, что логические упражнения эффективны только тогда, когда воспитатель понимает их как фактор, влияющий на психические процессы, осознаёт цели их использования в каждом конкретном случае, потому что назначение логических упражнений в учебном процессе очень многообразно:

  • первоначальный толчок к познавательному интересу;
  • своеобразная разрядка напряжённой обстановки на занятии, перемене, средство переключения эмоций, внимания, мыслей, познавательного интереса;
  • опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особенно трудного для дошкольников материала;
  • средство повышения эмоционального тонуса познавательной деятельности детей с недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания и волевых усилий

[3, с. 37].

В предшкольной группе на занятиях использую следующие логические игры

Логическая игра «Танграм»

На первом этапе освоения игры "Танграм" проводится ряд упражнений, направленных на выработку практических умений в составлении новых фигур путём присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Задания видоизменяют. Новые фигуры составляют по образцу, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры — составлению фигур-силуэтов по расчленённым образцам (Фигурой силуэтом называют предметное плоское изображение, составленное из частей игры). Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур.

Упражнения «Пройди лабиринт»

«Пройди лабиринт» — данные упражнения даются индивидуально каждому ребёнку. Сначала предлагаются лёгкие лабиринты, затем они усложняются, и, в конце концов, дети выполняют их на время. Но при этом учитывается аккуратность и правильность выполнения работы.

Упражнения «Разбей на группы (по цвету и т.д.)»

Своеобразием математических представлений ребёнка является то, что решая логические упражнения с их помощью, ребёнок не имеет возможности реально изменять Своеобразием математических представлений ребёнка является то, что решая логические упражнения с их помощью, ребёнок не имеет возможности реально изменять образы и представления, а только по воображению.

Это позволяет разрабатывать различные планы для достижения нашей цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший из них. Поскольку при решении логических упражнений с помощью наглядно-образного мышления, ребёнку приходится оперировать лишь образами предметов (т. е. оперирование предметами лишь в мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их.

Фрагмент занятия по математике на тему:

«Повторение чисел второго десятка»

Упражнение «Тренируем память»

Внимательно посмотрите на эти два квадрата. Каждый их них разбит на 16 ячеек, в которых в произвольном порядке поставлены цифры от 1 до 16. Постарайтесь указательными пальцами обеих рук одновременно находить цифры от 1 до 16 на двух карточках

«Тема повторение геометрических фигур»

Упражнение «Найди геометрические фигуры»

Логические упражнения «Найди геометрические фигуры» — дети должны рассмотрев фигуры, разделить их на множество «спрятанных» маленьких фигур в них.

Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка уже в старшем дошкольном возрасте, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математических представлений ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность развития не только математике.

Логический математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания младших школьников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.

Дошкольники с большим интересом воспринимают логические задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы, различные логические упражнения; при этом учатся настойчиво искать пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением логической задачи, ребёнок испытывает эмоциональный подъём, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность и помогает сделать математическое развитие интересным и лёгким.

Многие из родителей, готовя своего ребёнка в первый класс, полагают, что главное при поступлении в школу — это знание ребёнком цифр и, чтобы он умел читать и писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 20).

Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (примерно через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем не только с математикой».

В математике, как известно, большое значение придаётся усвоению дошкольниками отношений равенства и неравенства, отношений порядка и их свойств. Логические упражнения, связанные с простейшими умозаключениями из суждений с этими отношениями, позволяют детям глубже освоить сами отношения и их свойства.

Чаще всего предлагаемые нами логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса в школе.

Вследствие того, что логические упражнения представляют собой упражнения в мыслительной деятельности, а мышление старших дошкольников в основном конкретное, образное, то на занятиях в связи с этими упражнениями необходимо применять наглядность [4, с. 18 — 19].

Обучение математике дошкольников немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного логического математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность детей, заинтересовывать их математическим материалом, увлекать предметом и развлекать одновременно, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дошкольники 5-6 лет очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они очень настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда логическая задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что в свою очередь стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель — сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, — которая увлекает его [5, с 26].

Взаимодействие с познаваемым объектом (или же его моделью) – является важным условием мыслительного процесса, особенно для дошкольника 5-6 летнего возраста. Такое взаимодействие может происходить как в плане практических преобразований, так и в плане зрительного восприятия. Поэтому в процессе последнего возникает образ воспринимаемого объекта и осуществляются различного рода преобразования этого образа.

В. П. Зинченко отмечает: «…существует не только репродуктивное, но и продуктивное восприятие, а в зрительной системе имеются механизмы, обеспечивающие порождение нового образа» [6, с. 96].

Один из видов наглядно-образного мышления – визуальное. «Визуальное мышление — это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определённую смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объектам восприятия» [7, с. 103].

Одна из основных задач нашего исследования развитие математических представлений у дошкольников заключалась в изучении условий их возникновения, а также в выявлении их роли в общем процессе умственного развития детей. Наглядно-образное мышление в данном возрасте не только является предпосылкой понятийного мышления, но и выполняет специфические функции, которые не могут быть осуществлены другими формами мышления.

Различные формы мышления ребёнка (наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное) никогда не функционируют изолированно друг от друга [8, с. 248].

Таким образом, в понятийном мышлении всегда имеются образные компоненты, в процессе образного мышления существенную роль играют понятия или родственные им образования. Поэтому, когда мы говорим об образном или понятийном мышлении детей, это в известной мере абстракция. В действительности мышление ребёнка приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или других его компонентов, т.е. образных или понятийных. При решении определённых классов задач на первый план выступает оперирование образами, и весь процесс мышления приобретает специфические особенности, которые отличают его от понятийного мышления.

Наглядно-образное мышление имеет существенное значение не только для ребёнка, но и для успешного осуществления многих видов профессиональной деятельности взрослых людей — конструкторов, операторов и т.д. [9, с. 251]

В определённых пределах наглядно-образное мышление характеризуется особыми закономерностями функционирования и позволяет познавать такие стороны и свойства объектов, которые фактически недоступны понятийному мышлению; точнее будет сказать так — доступны, но лишь в тесной связи с наглядно-образным мышлением. Одна из особенностей наглядно-образного мышления состоит в том, что в его процессе объекты представлены в нашем сознании иначе, чем при понятийном мышлении. Это обусловливает особенности оперирования отражённым в сознании человека содержанием.

При понятийном мышлении движение по объекту осуществляется в логике оперирования понятиями, где главную роль играют различного рода суждения, умозаключения и т. д. Здесь уже имеет место жесткая регламентация процесса структурой отдельных понятий и их взаимосвязями. Реальность отражена в понятиях, в ней выделен целый ряд существенных связей, отношений, но какая- то часть признаков опущена, что является необходимым результатом абстрагирования. Эти опущенные признаки нельзя восполнить логическими операциями. Необходим возврат к самой реальности и осуществление новых форм её преобразования, в ходе которых складываются новые образы, новые понятия.

В процессе наглядно-образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предмета, которые выступают не в логических, а в фактических связях. И в этом аспекте наглядно — образное мышление приближается к мышлению «в комплексах», исследованному Л. С. Выготским. Возможность представления объекта со всеми частными и, в данной системе анализа, второстепенными признаками может послужить основой переосмысления всей проблемной ситуации. Эти второстепенные свойства могут стать началом той линии анализа, которая позволит увидеть объект в новой плоскости, в иной системе связей, где данные второстепенные свойства и связи выступят как существенные.

Развивая математические представления дошкольников, мы развиваем наглядно — образное мышление, возрастают возможности отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов. Именно эта особенность лежит в основе образного познания детьми 5-6 летнего возраста основных кинематических зависимостей — зависимости пройденного пути от скорости и времени движения, зависимости времени движения от скорости величины пути и т. д.

Л. Л. Гурова отмечает, что наглядно-образное мышление имеет свою логику, которую нельзя рассматривать как примитивное восполнение неразвитой логики. Образная логика имеет эвристический характер, часто приводящий к интуитивным решениям [10, с 21].

Особо важным, по нашему мнению, следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определённом этапе анализа логической задачи, упражнения, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

Решая, например, логические задачи, дошкольник формирует и совершенствует свои общие умственные способности, интерес к изучению математики, смекалку, сообразительность. Но, если учитывать тот факт, что при решении логических упражнений, ребёнок непременно пользуется наглядностью, то он сам не заметит, как «интересно и быстро» у него увеличится уровень развития математических представлений.

Таким образом, логические упражнения являются хорошим средством в развитии у детей математических представлений, также средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности своих рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.

Литература

  1. Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. — СПб.: «Детство-Пресс», 2004. — 192 с.
  2. Михайлова З. А. Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей. — СПб.: «Детство-Пресс», 2003. — 191 с.
  3. Мухина B.C. Шестилетний ребёнок в школе. М.: «Просвещение», 2002. — 144 с.
  4. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». — Л., 1990.
  5. Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика. — Самара, 2011. – 318 с.
  6. Л. Леви-Брюль. Психология. Личность. Виды мышления //www. hr-portal. ru/article/vidy-myshleniya-naglyadno-deystvennoe-naglyadno-obraznoe-slovesno-logicheskoe-teoreticheskoe
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 464 с.
  8. Гурова Л. Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач. – М., 2014 – 198 с.
  9. Дж. Равен «Прогрессивные матрицы Равена» //azps. ru/tests/pozn/ravenmlad. html
  10. Венгер А. Л. Методика «Лабиринт». //nsportal. ru/shkola/administrirovanie-shkoly/librar
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год