Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игра как средство формирования математических представлений дошкольников
Математика детям
Автор: Ким Дарья Николаевна   
15.12.2021 07:52

Игра как средство формирования математических представлений дошкольниковИгра как средство формирования математических представлений дошкольников

«С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой. Ребенок сталкивается с математикой еще в раннем детстве, математика нужна и домохозяйке (как иначе она разумно выстроит свой бюджет, включит микроволновку, стиральный автомат, выберет подходящий банк и т. д.), и плотнику, и бизнесмену, и ученому, занимающемуся проблемами космоса или социума.» [2]

По мнению А.В. Белошистовой, математика — это явление общечеловеческой культуры. Когда человек приобщается к математике, он приобщается к нетленным культурным ценностям и тем самым, роль математики в развитии личности растущего человека очень важна. Математика в современном мире является наиболее важной областью знания современного человека. [2]

 

А. А. Столяр отмечает: «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [6]

«На длительном пути становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста пред основу ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки и т. д. В ходе их освоения дети не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения, происходящие в окружающей их действительности: природные, цветовые, пространственные и временные; количественные, изменения по форме, размеру, расположению, пропорциям. Это обеспечивало естественное развитие у детей некоторых представлений, смекалки и сообразительности.» [5]

В своих трудах Е.И. Щербакова пишет, что повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно- вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Именно поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Также о том свидетельствует опыт обучения, что изучение начальной математики в наибольшей мере способствует развитию логического мышления дошкольников. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду. [7]

Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления — образы предметов, их свойств, отношений. Так, оперируя разнообразными множествами (предметами, игрушками, картинками, геометрическими фигурами), дети учатся устанавливать равенство и неравенство множеств, называть количество словами: «больше», «меньше», «поровну». Сравнение конкретных множеств подготавливает детей к усвоению в последующем понятия числа. Именно операции с множествами являются той основой, к которой обращаются дети не только в детском саду, но и на протяжении последующих лет обучения в школе. Представление о множестве формирует у детей основы понимания абстрактного числа, закономерностей натурального ряда чисел. Хотя понятия натурального числа, а также геометрической фигуры, величины, части и целого абстрактны, все-таки они отображают связи и отношения предметов окружающей действительности. [7]

«Дискуссия о необходимости систематической предматематической подготовки ребенка длилась почти столетие (от работ А.В. Грубе, И.В. Песталоцци, В.А. Лая, А. Дистервега, С.И. Шохор-Троцкого и т.д. до работ Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой, Н.Ф. Блехер, А.М. Леушиной и др.). Практика показала, что стихийное формирование предматематических представлений у детей дошкольного возраста происходит, но эти представления формируются на житейском уровне и, как правило, приложимы к весьма ограниченному набору ситуаций. Научное же знание рационально, осознанно приложимо к различным многообразным ситуациям, так как имеет обобщенный характер. Получить такие знания ребенок может только при общении со специально организованным материалом под непосредственным руководством педагога.» [2]

«Такая математическая подготовка очень важна не только с предметной, но и с психологической точки зрения. В этот период ребенок постепенно адаптируется к новому видению мира и приучается к специфике количественной оценки окружающей действительности. С точки зрения психологии восприятия характеристика «количество» является опосредованной, ее осознание и вычисление происходит тогда, когда ребенок начинает понимать отдельные детали «цельного» объекта или отдельные элементы множества как «цельной» группы.» [2]

«Когда дети поступают в детский сад, то в жизни ребенка начинают происходить большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для малыша. В детском саду все не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Но самым главным является разлука с мамой. Все это может вызвать у малыша напряженность, неуверенность и даже тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон неблагополучно сказывается на первых впечатлениях ребенка о детском саде, затрудняет привыкание к нему. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу.» [4]

Каким же образом мы можем облегчить детям привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель, «заиграть» ребят, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей. Сделать это можно с помощью совместных подвижных игр, фронтальных игр. [4]

Игры, способствующие развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, развитию творческих способностей, в целом направлены на умственное развитие дошкольников.

Дидактическая игра – это одна из разновидностей игр с правилами, они направлены на решение определенных задач в обучении детей [1]

Эти игры широко применяются в качестве средства обучения, воспитания и развития. Отличие дидактической игры от обыкновенной заключается в том, что в ней участвуют обязательно все дети. Содержание таких игр, правила, методика проведения разрабатываются таким образом, что для некоторых детей дошкольного возраста, которые совершенно не испытывают интерес к математике, эти игры могут стать отправной точкой в возникновении интереса к науке математике.

Использование дидактической игры в образовательной деятельности не является самоцелью, это – средство обучения и воспитания. Дидактическая игра – не забава, не стоит и рассматривать ее как деятельность, которая доставляет удовольствие ради удовольствия. В понятии «дидактическая игра» подчеркнута ее педагогическая направленность, в этом понятии отражается многообразие ее применения. В соответствии с этим можно утверждать, что применение дидактических игр в обучении математике является важным средством, которое делает образовательную деятельность дошкольников более оптимизируемой, а сами дидактические игры являются средством развития математических представлений. Наиболее существенным является рассмотрение следующих вопросов:

  1. Значение дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на занятиях ФЭМП.
  2. Целесообразное использование дидактических игр и упражнений на разных этапах изучения математического материала различного характера.
  3. Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр на занятиях, учитывая дидактические цели занятия и уровень математической подготовленности детей.
  4. Требования к содержанию игровой деятельности на занятиях в свете идей развивающего и личностно-ориентированного обучения [3]

Вопрос целесообразности использования дидактических игр и игровых ситуаций на различных этапах занятия актуален. В частности, при проведении занятия на усвоение новых знаний, возможности дидактической игры в большей мере уступают традиционным формам обучения. В соответствии с этим рекомендуется использовать игровые формы занятий при проверке результатов обучения, формировании умений, выработке навыков и т.д. У детей в процессе игры должно вырабатываться положительное отношение к образованию.

Список литературы:

  1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. М.: Просвещение, 2012. — 176 с.
  2. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с
  3. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения [Текст] / Ф. Н. Блехер. – М.: Просвещение, 2010 – 224с.
  4. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. —207 с
  5. Михайлова 3. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. -СПб.: «ДЕТСТВО» > 20U8-- J84 с.
  6. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1988 – 330 с.
  7. Учеб. пособие / Е. И. Щербакова — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год