Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике с использованием элементов технологии «Обучение в движении» Татьяны и Марка Вайнапель
Математика детям
Автор: Кравцова Татьяна Николаевна   
09.04.2022 10:39

Обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике с использованием элементов технологии «Обучение в движении» Татьяны и Марка ВайнапельОбучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике с использованием элементов технологии «Обучение в движении» Татьяны и Марка Вайнапель

Кравцова Татьяна Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 5» г. Ярославля

В.А. Сухомлинский
«Движение — это жизнь»

Получение знаний по такому увлекательному предмету, как ментальная арифметика, происходит в статике: работа с абакусом и игры с флэшкартами предполагают нахождение детей в сидячей позе и усиленную умственную деятельность, что тяжело дается детям дошкольного возраста.

Длительность занятия, начиная от 30 минут для детей в возрасте 5-6 лет, и 35 минут для детей в возрасте 6-7 лет в статических позах сильно влияет на внимание ребенка, он начинает отвлекаться, усвоение материала и интерес снижаются. В связи с чем возникла необходимость в применении динамических пауз, которые были бы направлены на закрепление материала в движении.

 

Скачать конспект

Для разработки игр с двигательной активностью использовалась технология «Обучение в движении» Татьяны и Марка Вайнапель.

В основе технологии лежат подвижные развивающие игры. Во время таких игр дети могут активно двигаться и интеллектуально развиваться: учиться читать, считать, знакомиться с геометрическими фигурами, цветами, тренироваться запоминать, различать, сравнивать, логически мыслить.

Положительным моментом в использовании игровых напольных тренажеров является обучение детей в игровой форме. Занятия могут быть индивидуальные и групповые, преобразуя традиционное сидение за столом в динамический поиск нужных решений и уделяя больше времени развитию сенсомоторного интеллекта. Такие занятия затрагивают все образовательные области и способствуют комплексному развитию дошкольников на основе здоровьесберегающей технологии обучения в движении.

Изучив данную технологию, мы решили использовать ее, как одно из средств в обучении детей ментальной математике с помощью дидактической игры «ЗаниМательные круги».

Цель игры: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с использованием технологии «Обучение в движении».

Следуя этой технологии, мы с помощью изоленты нанесли разметку на пол по образу абакуса, имитирующую раму, перекладину и 2 спицы (счет до ста) — первая ступень изучения ментальной математики в ДОУ. Такую игру можно провести индивидуально или подгруппами в соревновательной форме, изобразив два таких абакуса на полу.

Косточки (вырезанные из плотного картона круги) представлены двух видов:

  • белые с красным (для старшего возраста)
  • цветные (для детей младшего возраста) по образу абакуса цветного, для лучшего запоминания детьми расположения косточек и ментальной работы с ними (Рис. 1).

Рис. Цветной абакус.

Наличие цветных косточек предполагает первые простые подвижные игры:

  • на скорость по цветам разложить круги так, как они представлены на абакусе (рис. 2, 3,)

Рис. 2 Неправильное расположение Рис. 3 Правильное расположение

  • назвать цвет, которого не хватает, и показать, где он должен разместиться (Рис. 4,5, 6)

Рис. 4 Вариант расположения Рис. 5 Вариант расположения Рис. 6 Вариант расположения

Далее предусмотрено усложнение — это работа с флешкартами. Помимо раскладывания кругов (косточек) по цветам, прибавляются игры на запоминание чисел и их обозначение на абакусе:

  • 1 вариант: сделай по образцу и назови число (детям показывают флешкарту с косточками Рис. 7, 8)

Рис. 7 Повтори флешкарту и назови число Рис. 8 Задание выполняют дети

  • 2 вариант, когда на обратной стороне флешкарты имеется цифровое обозначение, дети выкладывают его с помощью кругов на полу, а затем флешкарта переворачивается для проверки правильности выполнения задания (Рис. 9, 10).

Рис 9. Изобрази число и проверь Рис. 10 Задание выполняют дети

И более сложный этап — решение примеров (можно играть в команде, либо индивидуально).

  • 1 вариант: дети на полу выполняют задания на сложение под диктовку педагога и говорят ответ.
  • 2 вариант: на основе флешкарт с цифровым изображением дети с помощью цветных кругов складывают и вычитают числа и говорят ответ (рис. 11).

Рис. 11 Решить пример

Возможен вариант использования «Цифрового кубика», который представлен в виде куба с прозрачными кармашками. По мере изучения нового материала, в пустые грани помещаются либо просто цифры, либо цифра с действием на сложение и вычитание.

Рассмотрим несколько игр с кубиком:

  • на гранях расположены цифры от 0 до 5. Дети подбрасывают кубик, выпадает одна из цифр. Ее нужно выложить с помощью цветных кругов (Рис. 12, 13).

Рис. 12 Вариант расположения Рис. 12 Вариант расположения

  • на гранях расположены действия на +1 и -1. Важное предисловие к игре с действиями: первый минус не считается; игру продолжаем, пока на абакусе не получится ноль. Если получаемое число будет расти, то количество действий может быть ограничено педагогом (Рис. 14).

Рис. 14 Вариант расположения

  • усложнение на действия +2, -2, +3-3, правила аналогичны игре на +1 и -1.

Играть можно индивидуально и командой. Между командами проводится соревнование на скорость, и победившая команда получает приз. Можно комбинировать разные виды игр между собой.

Таким образом, используя элементы технологии «Обучение в движении», мы способствуем развитию умственных способностей и познавательных процессов детей (восприятие, мышление, пространственная ориентировка) и одновременно удовлетворению важной для ребенка дошкольного возраста потребности в двигательной активности. Это способствует, в том числе профилактике переутомления и добавляет положительных эмоций в образовательный процесс.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год