Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ.
Математика детям
Автор: Елтышева Анастасия Алексеевна   
20.05.2022 10:14

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ.ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ.

Елтышева А.А. МАДОУ «ЦРР – детский сад №11» Кунгурский муниципальный округ

Современному обществу необходим функционально грамотный человек, умеющий достигать результат от деятельности, способный к определенным, социально — значимым достижениям. Одно из значимых направлений современной системы образования — обучение детей умению самостоятельно добывать, анализировать, эффективно использовать информацию для самовыражения и участия в жизни общества. В связи с этим необходимо уделить внимание развитию функциональной грамотности, как способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. Одним из интегративных компонентов функциональной грамотности современного человека является математическая грамотность.

 

Скачать презентацию

Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24. 12. 13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе. В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» является математическое рассуждение. Навык, который приобретает большое значение в современном мире — способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы. Математическое образование — важнейшая составляющая непрерывного учения человека на протяжении всей его жизни, необходимая для освоения практически всех областей знаний, особенно естественно — научных, технических и экономических. Требования ФГОС ДО придают особую значимость математическому развитию с целью обеспечения преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования. Развить у ребенка интерес к элементарной математике в дошкольном возрасте – одна из важных задач для педагогов и родителей. Математические знания и умения расширяют кругозор ребенка, необходимы для успешной социализации ребенка в обществе. Поэтому формирование данных качеств необходимо начинать с раннего возраста. Понятие «математическое развитие» дошкольников трактуется в основном как формирование и накопление математических знаний и умений. Некоторые авторы: Н.В. Микляева, А.В. Белошистая связывают математическое развитие с формированием и развитием определенного стиля мышления ребенка дошкольника.

А.М. Леушина, В.П. Новикова, Л.Г. Петерсон, Б.Н. Никитин, определяют игру, как средство, метод и форму организации образовательного процесса по математическому развитию у дошкольников. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому совместная деятельность педагога с детьми по математическому развитию организуется, используя систему дидактических игр. В игровой деятельности у дошкольников развиваются психические процессы. Поэтому, чтобы внести новизну, привлекательность, доступность в образовательную деятельность с детьми по математике (ФЭМП) применяем метода кейс — технологии.

Кейс – технология способствует преобразованию обучающей деятельности, придавая ей характер занимательности. В процессе обучения у детей развиваются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, убеждать, обосновывать правильность выполненных действий. Кейс- метод – современная oбрaзовaтельная технолoгия, в оснoве которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации. Преимущества кейс – метода заключаются в том, что она объединяет одновременно разные формы работы: игровые образовательные ситуации, проектный метод и др.

Кейс – технология по математическому развитию направлена на развитие и формирование:

  • умственных, сенсорных и речевых способностей;
  • аналитических умений: классифицировать, анализировать, представлять свой
  • взгляд на решение проблемы;
  • навыков коммуникативного взаимодействия;
  • практических умений;
  • социальных умений (оценивать поведение детей, умение слушать, прислушиваться к чужому мнению).

Основное предназначение кейс — технологии — научиться воспринимать информацию, развивать способность анализировать и решать различные проблемы.

Цель кейса: Формирование развитие познавательных и творческих способностей детей, систематизируя знания по ФЭМП в дошкольном возрасте.

Задачи:

  • Совершенствовать умение детей систематизировать предметы по 2-3 выделенным признакам: цвету, форму, параметрам величины.
  • Совершенствовать умение выстраивать сериационные ряды из 10 и более предметов с незначительной разницей в величине; вести целостно-расчлененный анализ объектов.
  • Обучать счету до 10, различению количественного и порядкового счета; обучение составу чисел до 5 (включительно) из отдельных единиц и из двух меньших чисел; определять «Соседей» числа.
  • Знакомить с понятием части и целое.

Важными условиями качественного усвоения математических представлений являются внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей. Кейс – технология позволяет побудить и поддерживать у дошкольников интерес к овладению знаниями, т.к. произвольности процессов обусловлена проявлением интереса ребенка к деятельности. При организации работы по развитию математической грамотности у дошкольников, учитывая возраст детей, создаем «Математические кейсы» двух видов: наглядно-печатный и мультимедиа-кейс.

Для детей старшего дошкольного возраста разработали и оформили «Математические кейсы» в соответствии с содержанием Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», ТЦ «Сфера», 2017. и требованиями ФГОС ДО. Наглядно – печатный кейс представляет собой коробку среднего размера или контейнер в виде чемодана. На внутренней и внешней стороне крышки кейса расположены правила пользования и перечень дидактических игр, материалов и пособий. На узкой стороне крышки сделаны дуги, одна с цветами, другая с бусами разной формы и величины. Внутрь кейса-чемодана вложены игры в отдельных папках, что позволяет многоразовое, многофункциональное их использование.

В кейсах представлены разные дидактические игры, материалы, способствующие развитию элементарных математических представлений у дошкольников по темам: обучение сравнению предметов по величине, измерение предметов условной меркой, деление на 2 и 4 равные части, обучение счету и умению решать задачи в одно действие на сложение и вычитание (в пределах 10), формирование представлений о множестве и натуральном ряде чисел (до 10), знакомство с понятием число, с количественным и порядковым счетом предметов, с составом чисел из единиц, составом чисел двух меньших чисел, ориентировка в пространстве и во времени (части суток, неделя, месяц, год) час, минута, ориентировкой на плоскости (листе бумаги), знакомство с геометрическими фигурами и формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, призма, конус и определение формы предметов), разными видами линий (прямая, кривая, замкнутая).

Использование кейс – технологии в математическом развитии обеспечивает учет возрастных особенностей детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых предполагает использовать дидактические игры и материалы, соблюдение принцип содержательно – насыщенности, вариативности и полифункциональности. Содержание «Математического кейса» представлено дидактическими играми, материалами и пособиями: «Часы», «Математические цветы», «Яблоня», «Сосчитай», «Узкий, широкий, длинный», «Разложи по величине», «Коврик», «Составь фигуру по картинке, по загадке», «Тени фигур», «Найди предмет такой определенной формы», «Мастерим фигуры из палочек», «Картинки — загадки», «Дни недели. Времена года. Месяцы. Сутки.», Лэпбук «Математика в картинках», шашки и шахматное поле.

Наглядно-печатный «Математический кейс» направлен на оказание помощи педагогам, родителям в вопросах математического развития детей, дидактический материал которого используется при организации детской деятельности: игровой, познавательно — исследовательской, коммуникативной, конструктивной, реализации программ дополнительного образования по ФЭМП, в совместной и самостоятельной деятельности педагога и детей. «Математический кейс» помогает родителям в свободное время организовать с детьми различные познавательные игры и упражнения по ФЭМП.

Мультимедиа-кейс создается в виде электронной папки и включают в себя электронные игры, созданные в таких программах, как SmartNotebook, PowerPoint; обучающие видеоролики и консультации.

При разработке дидактических пособий и игр в электронном виде используем несколько уровней сложности:

  1. «Ecть прaктичeскaя cитуaция — есть решeниe» (дети определяют, подходит ли решение данной ситуации).
  2. «Eсть практическая ситуация — нужно найти её решение».
  3. «Eсть прaктическaя ситуация — неoбхoдимo определить проблему и найти пути ее решения» Варианты решений могут быть разные, и каждый вариант имеет право на существование, доказательство и обсуждение. Такие как «Состав числа», «Помоги Незнайке решить задачи», «»Выбери фигуру», «Определи который час» и др.

Для выявления уровня математического развития проводим диагностическое наблюдение по разделам: «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве» «Ориентировка во времени», «Количество и счет», используя дидактическое пособие «Круги «Лулия», Лэпбук «Задания для диагностики». Анализ диагностических данных детей старшей группы МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №11» позволил выявить положительную динамику у 31 % детей по освоению основной образовательной программы по познавательному развитию (ФЭМП).

Кейс – технология способствует решению целого комплекса задач обучения и воспитания детей: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального. Данный метод доступен для педагогов, имеет развивающую направленность, возможность использования в качестве мотивации деятельности и постоянного пополнения дидактического материала. Таким образом, развитие математической грамотности у ребенка является предпосылкой для успешного обучения в школе и позволит ему по мере взросления применять имеющиеся математические знания для решения проблем своей повседневной жизни.

Список литературы и интернет – источников:

  1. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: дис. д-ра пед. наук. М: 2003. 405 c.
  2. Вознесенская Ю. А. Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования // Вестник общественного мнения (Центр Ю. Левады).
  3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теории и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. М.: Академия, 2014. 352 с. 18 с
  4. Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», ТЦ «Сфера», 2017.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год