Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша для детей дошкольного возраста.
Математика детям
Автор: Якимова Ольга Геннадьевна, Антоненко Татьяна Владимировна   
24.06.2023 19:42

Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша для детей дошкольного возраста.Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша для детей дошкольного возраста.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.

Дидактическая игра «Знакомство с блоками»

Цель:

  • познакомить с логическими блоками;
  • закрепить названия геометрических фигур, основные цвета, понятия «большой — маленький», «толстый – тонкий».

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

 Скачать конспект

Описание игры:

  • Педагог показывает ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и просит его показать такую же.
  • Педагог показывает ребенку большую фигуру и просит показать все большие фигуры.
  • Педагог показывает ребенку фигуру, уточняет ее форму, и просит показать такую же фигуру.
  • Педагог показывает ребенку толстую (тонкую) фигуру и просит показать такую же.

Дидактическая игра «Рыбалка»

Цель: формировать умение у детей группировать блоки по цвету (синий, красный), развивать мышление, память, внимание.

Материал: Блоки Дьенеша, 2 ведра, игрушка Кот.

Описание игры:

- Дети, посмотрите, котик наловил рыбы, и просит нас помочь ему, разложить рыбу по ведёркам.

- Поможем котику?

- Ой, посмотрите, сколько много рыбы поймал котик. В синее ведро надо сложить рыбу синего цвета, а в красное ведро – рыбу красного цвета. (дети раскладывают рыбу по вёдрам).

- Рыбу какого цвета положили в синее ведро? А в красное ведро?

- Молодцы, помогли котику.

(далее можно играть, используя жёлтый и красный цвета, синий и жёлтый и наконец, все три цвета; далее — по форме)

Дидактическая игра «Садовники»

Цель: формировать умение у детей группировать блоки по цвету, развивать мышление, память, внимание.

Материал: Блоки Дьенеша, 3 обруча (красный, жёлтый, зеленый — клумбы), кукла.

Ход.

- Дети, сколько у куклы Маши клумб?

- Скажите, какого цвета клумбы? (ответы детей)

- Кукла Маша хочет посадить цветы на эти клумбы и просит вас помочь ей. Поможем?

- Маша, расскажи, какие цветы надо посадить?

- Цветы красного цвета – на красную клумбу. Синего цвета цветы на зелёную клумбу и цветы жёлтого цвета – на жёлтую клумбу.

Дети раскладывают цветы по клумбам.

- Цветы какого цвета растут на красном клубе? А на жёлтой клумбе? На синей?

Кукла Маша благодарит детей за помощь. (далее можно раскладывать цветы по форме в заданные обручи)

Дидактическая игра «Подарки для кукол»

Цель: формировать умение у детей группировать блоки по форме, развивать мышление, память, внимание.

Материал: Блоки Дьенеша, 2 куклы.

Описание игры:

- Дети, сегодня у куклы Кати и у куклы Тани день рождения. Им подарили подарки, но они не могут разобраться кому какие. Давайте им поможем, разделим подарки. Кукле Кате подарили подарки круглой формы, а кукле Тане – подарки треугольной формы.

Дети раскрадывают фигуры по форме.

- Подарки какой формы у куклы Кати? А у куклы Тани?

Куклы благодарят их за помощь.

(далее можно играть, используя круглую и квадратную формы и т.д.

Далее можно группировать блоки по двум признакам)

Дидактическая игра «Витамины»

Цель: учить детей группировать блоки по форме (квадратные, круглые). Развивать мышление, память, внимание.

Материал: Блоки Дьенеша, игрушки – медведь, зайчик, лиса.

Описание игры:

- Доктор Айболит послал витамины для больных зверей и просит вас помочь ему раздать их. Медведю – витамины круглой формы, зайчику – витамины треугольной формы и лисичке – витамины треугольной формы.

- Витамины какой формы у медведя? У зайчика? А у лисички?

- Молодцы!

(далее можно играть, группируя блоки по форме; по двум признакам)

Дидактическая игра Чудесный мешочек» -1

Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Описание игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

Дидактическая игра Чудесный мешочек» -2

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение угадывать предметы на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Описание игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Дидактическая игра «Домик для гнома»

Цель: формировать умение у детей собирать из четырёх частей (блоков) целое (домик), развивать мышление, внимание, память.

Материал: 4 Блока Дьенеша (красный, большой, прямоугольный и треугольный, синий, большой, прямоугольный и треугольный блоки, картинка с изображением домика, игрушка Гном.

Описание игры:

- Ветерок-проказник сломал домик у Гномика. И теперь ему негде жить. Что же делать? Кто ему поможет? (ответ детей)

- С чего начнём строить домик? (ответ детей)

- Начнём строить со стен. Возьмите прямоугольный блок красного цвета и поставьте его слева, а прямоугольный блок синего цвета – справа.

- Чего не хватает у домика? (ответ детей)

- Правильно, нет крыши. Какой формы крыша? Возьмите треугольный блок синего цвета и положите его над красным блоком прямоугольной формы. Теперь возьмите красный блок прямоугольной формы и положите его над синим блоком прямоугольной формы.

(гном благодарит детей за помощь)

- Сколько блоков понадобилось для постройки стен? Какой формы? Какого цвета?

- Сколько блоков понадобилось для постройки крыши? Какой формы? Какого цвета?

Дидактическая игра «Поручения»

Цель: развивать умения сравнивать предметы по цвету и толщине.

Материалы: набор блоков Дьенеша.

Описание игры: педагог даёт поручения: одному ребенку собрать все красные, толстые фигуры; второму — синие, тонкие; третьему — жёлтые, толстые и т. д.

Дидактическая игра «Найди такой же»

Цель: развитие умения сравнивать фигуры по величине. Материалы: обручи, набор блоков Дьенеша.

Описание игры: Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины.

Дидактическая игра «Большой – маленький»

Цель: развитие умения соотносить величину предмета с движением.

Материалы: набор блока Дьенеша.

Описание игры: Если дети видят большой блок – хлопают в ладоши, маленький блок – топают ногами.

Дидактическая игра «Мышки – норушки»

Цель игры: развитие умения различать цвета.

Материалы: игрушка мышка, набор блоков Дьенеша, корзинка.

Описание игры: к детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определенного цвета и приносят их в «норку» к мышке.

Дидактическая игра «Конструктор»

Цель: формировать умение детей выкладывать картинку с использованием наглядной схемы; развивать логическое мышление, память

Материал: схемы, набор блоков Дьенеша

Описание игры: перед началом игры педагог совместно с детьми рассматривают изображение: вспоминают названия фигур и их цвет, размер. Затем приступают к выкладыванию картины по схеме.

В процессе игр, дети приобретают:

  • представление о форме (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), цвете (красный, жёлтый, синий), и размере (большие, маленькие) фигур
  • расширяют речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, жёлтый, синий, большой, маленький; выражений: «все красные (синие, жёлтые)», «все большие (маленькие)», «все квадратные (круглые, треугольные, прямоугольные)»

«все круглые синие», «все треугольные красные», «такой же круглый и красный» и д.р.

  • умения группировки по одному признаку: форме; понимание смысла «такой же по форме»;
  • умения группировки одновременно по двум признакам: цвету и форме; понимание смысла выражения «такой же по цвету и форме»
  • внимательность, сообразительность, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, предпосылки к развитию логического мышления
  • умения ориентировки в пространстве (на плоскости листа)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год