Формирование элементарных математических представлений средствами музыки |
Математика детям | |||
Автор: Бабкина Елена Борисовна Шальнева Валентина Васильевна Чумаченко Алла Владимировна | |||
06.05.2024 18:46 | |||
Формирование элементарных математических представлений средствами музыки Авторы
Ключевые слова: дошкольники, обучение, воспитание, математические представления, музыка, математика, интеграция музыки и математики, взаимодействие методов обучения. Одним из наиболее актуальных среди современных образовательных подходов является интегрированный или интегративный подход, подразумевающий процесс освоения обучающимися компонентов отдельных учебных направлений в их взаимосвязи (например, химия и физика, физика и математика, история и литература) и на основании вычленения общих для них универсальных понятий и приемов. Такой подход необходим для выстраивания сложных иерархических систем знаний, отражающих всю комплексность окружающего нас мира. Как отмечает И.В. Азарова, интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, что позволяет более успешно достигать все три дидактические цели: познавательную, развивающую и воспитательную1, с. 83.
Интегративный или междисциплинарный подход далеко не нов, и сочетания разнообразных учебных дисциплин и иных сфер деятельности, например таких, как художественное искусство или музыкальное, тоже известны. Если говорить о музыке, то чаще всего музыкальные занятия сочетают с занятиями литературой (художественная литература и ее переложение в музыку, родная речь, народный фольклор), историей (как история отражается в музыке, история разных музыкальных жанров и т.п.), географией (музыка разных стран и народов), физкультурой и танцами, живописью1, с. 84. В последние годы набирает популярность сочетание занятий музыкой и математикой, и это неслучайно. Великий ученый Альберт Эйнштейн неоднократно высказывал мысль о том, что настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса. Он любил музыку и подчеркивал ее влияние на развитие и становление своей личности. В музыке и математике все логично, связано с гармонией и основано на определенных закономерностях. На тесную связь математических и музыкальных способностей указывает российский музыковед, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения Д.К. Кирнарская, изложившая в своей книге «Психология музыкальной деятельности» не только теорию данного вопроса, но и обширный эмпирический материал 5, с. 335. Как указывают С.В. Пищальникова и Е.Ю. Личман, цель учебного предмета «Математика» можно определить как формирование и развитие мышления, способность к абстрагированию; становление важнейших качеств личности — логическое, дедуктивное, алгоритмическое мышление, в том числе такие качества мышления, как сила, гибкость, конструктивность, критичность и др. 5, с. 331. Несомненно, можно вычленить в этой цели те общие точки, которые объединяют этот предмет с такой сферой как музыка. Целью массового музыкального образования детей является формирование музыкальной культуры как части духовной культуры человека через развитие музыкальной памяти, творческого воображения, ассоциативного и аналитического мышления. Логические методы и приемы одинаково работают и для музыки, и для математики. Важно обучать детей не только чувственно и эмоционально воспринимать музыку, но и уметь анализировать ее внешние проявления – такие как композиция, ритм, размер, тональность, высота звука и т.п. Неслучайно начальный музыкальный лексикон имеет много общего с предматематическим тезаурусом дошкольников, к которому С.Н. Пенинаотносит слова, обозначающие пространственные, временные, количественные отношения (вверху – внизу; сначала – потом; много – мало); признаки и свойства предметов (красный, треугольный, высокий – низкий); умственные и практические действия (сравнить, измерить) 4, с. 159. Она же отмечает, что ведущим способом деятельности в усвоении предматематических понятий в детском саду является практическая работа в разных режимных моментах. Самым очевидным способом включения основ математики в музыкальные занятия является использование музыкально-дидактических игр, которые, к примеру, позволяют познакомиться с долготой и высотой звука через дихотомию «длинный/короткий», «высокий/низкий». Сформировать представление о математическом понятии «мера» и музыкальном понятии «метр» поможет игра «Шаги в музыке», позволяющая закрепить представление о долгих и коротких звуках, которые необходимо знать для формирования представлений о метре и размере музыки. Знакомство с геометрическими фигурами и закрепление знаний о них можно провести через игру «Сравни инструмент», в рамках которых детям предлагается сравнивать известные музыкальные инструменты – гитару, скрипку, бубен, пианино, гармонь – с геометрическими фигурами по образцу. Подвижные музыкальные игры также могут помочь в закреплении представлений о форме предмета и его расположении в пространстве, что связано с формированием базовых геометрических представлений. Закрепить счет от 1 до 10 можно используя всевозможные детские песни про цифры, например, «10 мышат», «Где живут цифры?», «Все ли можно сосчитать?». Прямой и обратный счет нередко используется во всевозможных считалках, используемых для физкультурно-музыкальной разминки. Старших дошкольников можно знакомить с общностью музыкальной и математической гармонии, подчеркивая, что первая невозможна без второй. К этому дуэту можно добавить третью предметную область – изобразительное искусство – и рассмотреть такое понятие как «золотое сечение» с нового ракурса. Завершить интегративные занятия по музыке и математике можно решением музыкально-математических ребусов и задач. Таким образом, нельзя не согласиться с Н.Л. Гребенниковой и Н.Д. Давлетовой, которые считают, что элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, развиваются и закрепляются посредством музыкального материала2, с. 27. Многие родители воспитанников заинтересованы в дополнительных занятиях на базе ДОУ. Одним из таких видов занятий может стать музыкально-математический клуб. И.К. Кондаурова определяет данную деятельность как творческое объединение детей, проявляющих интерес, как к музыке, так и к математике, с целью проведения совместного интеллектуально-эстетического досуга, наполненного музыкальным и математическим содержанием3, с. 87. Подводя итог, отметим, что интеграция музыки и математики имеет не только перспективы использования, но и уже вполне сложившуюся практику. Обе предметные области помогают развивать восприятие и память, аналитические и ассоциативные навыки мышления, формировать такие приемы мышления как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование характерны как для математической, так и музыкальной деятельности. В цифровую эпоху математика является неотъемлемой частью современной жизни, включенной во все виды деятельности и досуга человека. Современное музыкальное творчество также цифровизировано. Это отражает междисциплинарные связи музыки и математики, и обязательно должно находить свое выражение в образовательном и воспитательном процессах. Список использованной литературы:
|