Мастер — класс для воспитателей. «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий». |
Математика детям | |||
Автор: Петренко Галина Вячеславовна | |||
11.05.2024 11:27 | |||
Мастер — класс для воспитателей. «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий». Цель: повысить педагогическую культуру педагогов ДОУ в области использования игровых технологий по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Сформировать компетентность педагогов в применении на практике технологий интеллектуально-творческого развития детей 3 – 7 лет «Игровизор» В.В. Воскобовича. Упражнять педагогов в умении пользоваться пособием. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Формирование элементарных математических представление в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать программные задачи общеобразовательной программы ДОУ. Задача педагога насытить эту деятельность проблемными ситуациями, творческими задачами, разнообразить игровыми упражнениями, обеспечить наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования и т.п. Решению этих задач способствует использование дидактических игр логико-математического содержания в работе с дошкольниками. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактические игры логико-математического содержания являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации. Они представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление, являясь и игровым методом обучения детей старшего дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний. Уважаемые, коллеги, сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике. Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Я с этим не согласна. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее …правильно организовать. Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. - Я вам предлагаю принять участие в этих играх. Приглашаю к столам педагогов. Занимайте свои места за столами. Предлагаю начать наше общение с небольшой разминки. 1. «Игра – разминка».
Вы прекрасно справились с разминкой. Молодцы! 2. «Собери гусеницу». Цель: закрепить счёт до десяти, умение соотносить число и количество. Рассказываю сказку. Жили были на свете одна маленькие гусеницы. Родилась они летом, а так как лето у нас короткое – всего три месяца, чтобы успеть до осени подрасти, они всегда и везде торопились. Быстрее, быстрее. Надо успеть! И вот однажды они так торопилась, что споткнулись и … рассыпалась (раскладываю кружочки на столе). Вот сидят гусеницы и плачут. – Мы так торопилась успеть все съесть, что споткнулись, упали и рассыпались! Помогите нам, пожалуйста! Давай поможем гусеницам, соберем их. Вот какие красивые гусеницы у нас получились! Давайте посмотрим, правильно ли мы собрали гусениц, ничего не попутали? (проверяем правильность выполнения задания). 2. «Найди столько же». Цель. Упражнять детей в количественном и порядковом счете. У каждого из вас, набор числовых карточек. Я буду называть число, авы должны найти карточку, на которой столько же кружков, и положить ее на соответствующий порядковый номер. Класть карточку можно лишь после того, как я назову число. Выигрывает тот, кто правильно расположит все карточки по порядку. Вариант игры. Вместо называния чисел, можно ударять в бубен. 3. «Математическое домино». Цель: закрепить умение выполнять арифметические действия сложения и вычитания, соотносить результаты вычисления и счёта, сопоставлять и находить следующую фишку, закрепить знание состава числа. 1 вариант В центре стола я кладу фишку шестиугольник с любым числом, вам нужно подобрать шесть фишек- карточек на состав заданного числа, а к предметной стороне этих карточек, подобрать вычисление. Где результат будет соответствовать количеству предметов на ней. 2 вариант. Блиц-игра. Я буду показывать вам карточку с арифметическим действие, а вы должны мне сказать, составу какого числа соответствует это вычисление. 3. «Считай – не ошибись». Цель: упражнять детей в прямом и обратном счете. Станьте, пожалуйста полукругом, я буду бросать мяч любому из вас и называть число: 4,5, 6. Тот, кто поймает мяч, должен продолжить счёт до десяти. Так же, я буду называть числа в обратном порядке: 8,7, 6, а вы продолжаете 5,4, 3, 2, 1. 4. «Интеллектуальный тренажер «Игровизор» В.В. Воскобовича «Игровизор» — это интеллектуальный тренажёр. Он представляет собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания фломастером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается бумажной салфеткой, что позволяет многократно использовать листы-задания. В играх с интеллектуальным тренажёром развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму. Они способствуют развитию интеллектуальной культуры, умению учиться: принимать учебную задачу, находить пути её решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата. Ребёнок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку. «Игровизор» делает учение интересным занятием для дошкольника, снимает проблемы мотивационного плана, порождает интерес к приобретению знаний, умений и навыков. Использование игровизора в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной интересной деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Виды выполнения заданий на «Игровизоре»: выделение, соединение, обводка по контуру, штриховка, дорисовка, рисование и т. д. Давайте поиграем!
Пошёл ёжик за грибами и нашёл один грибок. Белочка дала ёжику ещё один грибок. Сколько всего грибов стало у ёжика? Ответь на вопросы: Сколько грибов нашёл ежик? Сколько грибов дала белочка ёжику? Что надо узнать в задаче? С помощью какого действия надо решать задачу: сложения или вычитания? Почему? Вставь в краткую запись задачи нужные числа и запиши её решение. Сколько грибов стало у ёжика? Подчеркни ответ задачи. - Ну, теперь, уважаемые коллеги, я думаю вы ответите мне на вопрос. - С помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной? (с помощью сказки и игры) - И какие математические понятия мы закрепили данными играми? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный — короткий», «больше – меньше», пространственная ориентация) Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Рефлексия: - Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучениявзрослых является опыт, похлопайте в ладоши. - Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическаяинформация, чем теоретическая, потопайте ногами. - Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, то помашите рукой. - Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь! Я благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече.
|