Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование сенсорных эталонов и математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Математика детям
Автор: Хлынина Н. С. Евстифорова С. А. Пекшева А. В. Клинова Ю. А.   
02.01.2025 16:53

Формирование сенсорных эталонов и математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.Формирование сенсорных эталонов и математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Формирование сенсорных эталонов и математических представлений у дошкольников — одна из ключевых задач, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти процессы обеспечивают успешное развитие интеллектуальной, познавательной и коммуникативной сфер ребенка, а также закладывают базу для дальнейшего обучения в школе.

Сенсорные эталоны: что это и зачем они нужны?

Сенсорные эталоны — это обобщенные представления о свойствах и качествах объектов окружающего мира (цвет, форма, величина, текстура, вкус, звук и т. д.). Освоение сенсорных эталонов позволяет ребенку правильно воспринимать и классифицировать предметы, выделять их основные характеристики, что важно для успешного развития познавательных процессов.

 

Цели работы с сенсорными эталонами

  1. Развитие сенсорики: дети учатся анализировать и сравнивать свойства предметов.
  2. Формирование основ классификации: знакомство с цветами, геометрическими формами, размерами помогает ребенку научиться группировать предметы по определенным признакам.
  3. Подготовка к математическим действиям: понимание величин, пространственных отношений и последовательностей напрямую связано с формированием математических представлений.

Методы формирования сенсорных эталонов

  • Игровая деятельность. Игры, направленные на изучение цветов, форм, размеров (например, сортировка предметов по признакам, игры с пирамидками, мозаикой).
  • Сенсорные упражнения. Использование тактильных материалов, сенсорных дорожек, различных текстур.
  • Работа с наглядными пособиями. Карточки, предметы для сопоставления и сравнения.
  • Экспериментальная деятельность. Исследование свойств материалов (воды, песка, глины) через опыт.

Формирование математических представлений

Математическое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС включает развитие элементарных навыков счета, освоение представлений о пространстве, времени, величине и количестве. Основной акцент делается на интеграцию математических знаний в игровую и повседневную деятельность.

Основные направления математического развития

  1. Освоение количественных представлений. Детей учат понимать понятия «много», «мало», «один», а также выполнять простые действия на счет (сложение и вычитание в пределах 10).
  2. Знакомство с геометрическими формами. Дети учатся узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т. д.
  3. Формирование пространственных представлений. Понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между» и другие развивают у детей ориентацию в пространстве.
  4. Развитие временных представлений. Введение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь», «вчера», «сегодня», «завтра».
  5. Сравнение и измерение величин. Работа с понятиями «длиннее», «короче», «шире», «уже».

Методы и подходы

  • Игровая деятельность. Включение в игры заданий на счет, сопоставление и классификацию. Например, игры «Найди столько же», «Кто быстрее сосчитает».
  • Решение проблемных ситуаций. Задачи из повседневной жизни: «Сколько нам нужно ложек, чтобы хватило всем?».
  • Конструирование и моделирование. Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками помогают освоить счет и геометрические понятия.
  • Наглядно-дидактические материалы. Использование карточек с цифрами, геометрическими формами, лабиринтов.
  • Совместная деятельность с педагогом. Создание математических ситуаций в процессе прогулок, занятий, чтения.

Реализация задач ФГОС в образовательной практике

ФГОС ДО подчеркивает, что формирование сенсорных и математических представлений у дошкольников должно происходить в игровой форме, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей. Программа направлена на развитие:

  1. Познавательного интереса: дети должны быть вовлечены в процесс изучения свойств предметов и числовых отношений через любопытство и удовольствие от игры.
  2. Активного взаимодействия со средой: использование материалов, которые стимулируют ребенка к самостоятельному исследованию (песочницы, конструкторы, модули для сенсорного развития).
  3. Постепенности и системности: изучение новых сенсорных и математических понятий строится от простого к сложному, с повторением и закреплением материала.

Пример комплексного занятия

Тема: «Изучаем фигуры и размеры».

Цель: знакомство с геометрическими формами и понятиями «больше/меньше».

Ход занятия:

  1. Вводная часть: игра «Найди фигуру» (дети ищут предметы заданной формы в комнате).
  2. Основная часть: работа с наглядным материалом — сортировка по форме и величине.
  3. Закрепление: построение фигур из палочек, аппликация «Домик из геометрических форм».
  4. Рефлексия: обсуждение, что нового узнали и где в жизни видели такие фигуры.

Роль педагога

Педагог в работе с дошкольниками выступает одновременно организатором, партнером по игре и наблюдателем. Его задачи включают:

  • создание условий для сенсорного и математического развития
  • стимулирование интереса к исследованиям
  • индивидуальную поддержку каждого ребенка.

Также важно включать родителей в процесс: рекомендации по играм и упражнениям дома позволяют сделать процесс обучения непрерывным.

Заключение

Формирование сенсорных эталонов и математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО — это основа для всестороннего развития ребенка. Через игру, экспериментирование и активное взаимодействие с окружающей средой дети учатся познавать мир, развивают математическое мышление и готовятся к успешному обучению в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год