Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений и в сенсорном развитии дошкольников с задержкой психического развития».
Математика детям
Автор: Гондарь Елена Алексеевна   
03.06.2025 21:46

«Использование палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений и в сенсорном развитии дошкольников с задержкой психического развития».«Использование палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений и в сенсорном развитии дошкольников с задержкой психического развития».

Гондарь Елена Алексеевна, учитель-дефектолог, логопед МБДОУ Детский сад «Синяя птица» г. Салехарда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Ключевые слова: Палочки Кьюзинера, дети с ЗПР, математические представления, сенсорные эталоны.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

В наше время у детей с ЗПР наблюдаются сложности в формировании и развитии как сенсорных эталонов, так и математических представлений. Чувственный опыт оказывается бедным и недостаточным. В свою очередь, успешность формирования математических представлений находится в прямой зависимости от того, на какой ступени чувственного познания находится ребенок, насколько точны его представления об отношениях реальных предметов. Чувственное познание дает первичную информацию об объектах окружающего мира в виде отдельных наглядных представлений о них и осуществляется в результате прямого контакта ребенка, его органов чувств с познаваемым объектом.

 

Отсутствие активности сенсорных процессов затрудняет накопление опыта восприятия качеств и разного количества предметов у детей с ЗПР.

Практика показывает, что встречаются дети, которым даже самые простые счетные операции даются с трудом, несмотря на все усилия и разнообразие опробованных методик коррекции. Эти дети вроде бы неплохо пересчитывают предметы, знают цифры, но совершенно не могут решать примеры и задачи.

Трудности в освоении математических представлений детьми с различным интеллектуальным статусом могут возникать по разным причинам. Одной из таких причин является несформированносьть «абстрактного представления о количестве». У всех детей с несформированным абстрактным представлением о количестве выявляется одна общая особенность — им доступен порядковый пересчет при полном непонимании количественного наполнения чисел. Другими словами, не обобщается опыт оперирования предметными множествами и не формируется абстрактное представление о количественном наполнении таких множеств. В результате не формируется обобщенный образ «единицы» — универсальной основы для любых вычислений. В то же время в основу традиционного обучения счету положены методы, опирающиеся именно на интуитивное понимание ребенком количественного наполнения, состава числа. Поэтому традиционное обучение не помогает детям с несформированным абстрактным представлением о количестве осваивать счет.

Для того чтобы помочь таким детям научиться, необходима методика обучения счету, опирающаяся на порядковый пересчет как основу для большинства счетных операций. Одним из возможных вариантов такой методики являются дидактические игры и упражнения с развивающими палочками Кюизенера.

Палочки Кюизенера — это цветные счётные палочки различной длины, предназначенные для формирования у детей элементарных математических представлений и развития сенсорных эталонов. Они широко применяются в дошкольном образовании, в том числе для работы с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Благодаря своей наглядности, универсальности и возможности использования в игровой форме, палочки Кюизенера способствуют развитию логики, мелкой моторики, восприятия цвета, формы и величины, а также пространственного мышления. Палочки Кюизенерапомогают детям с задержкой психического развития быстрее усваивать сенсорные эталоны благодаря различиям в длине, цвете и объёме палочек, что делает их удобным наглядным материалом для восприятия и сравнения. Работа с палочками способствует развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики и пространственного ориентирования, что особенно важно для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Палочки Кюизенера используются для формирования у детей представлений о числе, счёте, величине, и других базовых математических понятиях. Они позволяют детям наглядно видеть количественный состав чисел, соотношения между величинами и цветовые закономерности, что облегчает понимание абстрактных математических идей. Для детей с ЗПР палочки Кюизенера представляют собой эффективный инструмент, так как сочетают в себе игровую деятельность и обучение. Это способствует созданию положительных эмоций и мотивации к обучению, что важно для успешного усвоения материала. Работа с палочками строится на принципах личностно-ориентированного и деятельностного подхода, включающего игровые и проблемные задания. Важным этапом является диагностика уровня математического и сенсорного развития детей, что позволяет адаптировать содержание и форму занятий под индивидуальные особенности ребёнка.

Исходя из опыта работы, рекомендую начинать с простого знакомства с палочками, позволяя детям играть, создавать узоры и конструкции, постепенно вводя задания на сравнение, группировку по цвету, длине. В дальнейшем можно переходить к более сложным математическим операциям и логическим играм.

Игры с использованием палочек Кюизенера по развитию сенсорных эталонов и формированию элементарных математических представлений с детьми с ЗПР 5-7 лет.

1. Построй лесенку

Цель: закрепить умение считать в прямом и обратном порядке, развить глазомер.

Дети выкладывают палочки по возрастанию длины, создавая «лесенку» из 5 палочек. Затем называют палочки по порядку.

2. Найди такую же палочку

Цель: развитие внимания и памяти.

Педагог показывает несколько палочек в ряд, даёт ребёнку запомнить, затем убирает одну. Ребёнок должен определить, какая палочка пропала.

3. Подбери цифру к палочке

Цель: закрепить соотнесение цвета палочки с числом.

Дети подбирают карточки с цифрами, соответствующими длине и цвету палочек.

4. Строим забор

Цель: развитие пространственного мышления и сравнение величин.

Дети укладывают палочки вертикально рядом, создавая «забор», сравнивают высоту заборов.

5. Коврик для кошечки

Цель: развитие мелкой моторики и творческого мышления.

Дети выкладывают узоры из палочек, имитируя коврик для игрушечной кошечки.

6. Поезд

Цель: развитие логики и последовательности.

Дети выкладывают палочки по длине и цвету, представляя, что это вагоны поезда, и рассказывают историю поездки.

7. Игра с закрытыми глазами

Цель: развитие тактильного восприятия и памяти.

Ребёнок с закрытыми глазами выбирает палочки разной длины по подсказке педагога, определяет цвет и длину.

8. Составь число

Цель: формирование представления о числе и его составе.

Дети выкладывают палочки, складывая из меньших палочек палочку большей длины, например, 2 белые палочки (единицы) равны розовой палочке (двойке).

9. Измерение предметов

Цель: развитие представления о длине и измерении.

Дети с помощью палочек измеряют длину различных предметов в группе, сравнивают результаты.

10. Найди дом для палочки

Цель: развитие логического мышления и соотнесения величин.

Дети располагают палочки у «домиков» с цифрами, подбирая палочку по длине, соответствующую номеру дома.

Исследования и практический опыт показывают, что использование палочек Кюизенера способствует значительному улучшению сенсорного восприятия и математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития. Дети начинают лучше ориентироваться в цвете, величине, развивают логическое мышление, внимание и моторику.

Таким образом, палочки Кюизенера являются универсальным и эффективным средством для формирования элементарных математических представлений и сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития. Они позволяют в доступной и игровой форме познакомить детей с основами математики, развить необходимые сенсорные и когнитивные навыки, что является важным этапом подготовки к школьному обучению.

Список литературы

Использование палочек Кюизенера для сенсорного развития детей младшего возраста // maam. ru

Палочки Кюизенера в развитии сенсорного восприятия у детей // nsportal. ru

Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера // maam. ru

Палочки Кюизенера как средство развития логики у детей с ОВЗ // ok-kazachya. edusev. ru

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера как средство сенсорного развития детей раннего возраста // xn----7sbabamch1evalo5aeg. xn--p1ai

Методика Дж. Кюизенера как средство развития математических представлений детей дошкольного возраста с ОВЗ // defectologiya. pro

Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера // defectologiya. pro

Вахильчук О.В. Использование палочек Кюизенера в предматематической подготовке дошкольников // conf. grsu. by

Работа с палочками Кюизенера с детьми дошкольного возраста // infourok. ru

Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников // old.ext. spb. ru

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год