| Формирование элементарных математических представлений через игру: эффективный подход в дошкольном образовании |
| Математика детям | |
| Автор: Крупеницина Ольга Николаевна Быкова Любовь Викторовна | |
| 22.11.2025 09:27 | |
|
Авторы: Крупеницина Ольга Николаевна Воспитатель Быкова Любовь Викторовна Воспитатель Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) — важнейший компонент дошкольного образования. В возрасте 3–7 лет у детей закладываются основы логического мышления, пространственной ориентации, количественных представлений. Однако традиционная подача материала часто не соответствует возрастным особенностям дошкольников. Оптимальным решением становится «игровая форма обучения», которая органично сочетает познавательную активность и естественную для ребёнка форму деятельности. Почему игра — лучший инструмент ФЭМП? Игра отвечает ключевым психолого‑педагогическим требованиям к обучению дошкольников:
Многие учёные (Виноградова Н. В., Махина Н. С., В. В. Давыдов, Н. Б. Истомина, А. А. Столяр и др.) отмечают, что среда развивающего предметного пространства должна быть осмысленной, насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной. Формирование математических представлений достигается через игровую, познавательную и исследовательскую деятельность.
Е. И. Тихеева внесла значительный вклад в разработку методики обучения детей счёту с учётом их возрастных особенностей, уделяя особое внимание знакомству с соотношениями между разными размерами: большой-маленький, высокий-низкий, короткий-длинный и т. д.. А. М. Леушина также разработала методы формирования математических представлений у дошкольников. А. В. Белошистая в своих работах рассматривает развитие математического мышления ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, а также современные программы математического образования дошкольников. Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. В. Знаменская, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и другие исследовали психолого-педагогические аспекты формирования математических представлений у детей. Основные направления в игровой формеучат, считать в прямом и обратном порядке; сопоставлять группы предметов; понимать образование чисел; осваивать состав числа. Примеры игр: «Живые числа», «Назови соседей», «Какое число пропущено», «Размен монет». Геометрические формы и пространственная ориентацияучатсяраспознавать и называть фигуры; находить предметы заданной формы в окружающем мире; ориентироваться в пространстве (слева/справа, вверху/внизу, между, за, перед). Примеры игр: «Найди похожий», «Ковровая мастерская», «Прогулка по квартире», лото с геометрическими фигурами. Формирование понятий: большой/маленький, высокий/низкий, длинный/короткий; сравнение предметов по размеру, весу, объёму. Примеры: игры с кубиками разного размера, палочками Кюизенера, взвешивание предметов на самодельных весах. Логическое мышление, выявлять закономерности; классифицировать объекты по признакам; решать простейшие задачи на анализ и синтез. Примеры: «Найди фигуру, не похожую на другие», «Мельница», цепочки узоров, задачи на продолжение ряда. Освоение понятий: части суток (утро, день, вечер, ночь); дни недели, времена года; последовательность событий. Примеры: календарная деятельность, игры «Что было вчера?», «Что будет завтра?». Используют реальные предметы, игрушки, природный материал (камешки, шишки, листья). Пример: «Сортируем желуди по размеру». Настольно‑печатные игры. Лото, домино, пазлы с математическим содержанием. Пример: «Геометрическое лото». Словесные игры. Развивают математическую речь и воображение. Пример: «Скажи наоборот» (высокий — низкий, длинный — короткий). Подвижные игры. Сочетают движение и счёт. Пример: «Математическая эстафета» (принести столько мячей, сколько показывает цифра на карточке). Сюжетно‑ролевые игры. Моделируют реальные ситуации с математическим компонентом. Пример: «Магазин» (счёт денег, взвешивание товаров). Для успешного ФЭМП через игру необходимо создать развивающую математическую среду:
Творческие задания (рисование цифр, лепка геометрических фигур). Методические рекомендации
Примеры игровых методик
Эффективность игровой методики оценивается по критериям:
Вывод. Игра — не просто развлечение, а мощнейший инструмент формирования математических представлений у дошкольников. Она позволяет:
Ключевое условие эффективности — системность и творческий подход педагога. Комбинируя различные виды игр, адаптируя их к возрасту и интересам детей, можно сделать процесс ФЭМП увлекательным и результативным. Литература
|



Формирование элементарных математических представлений через игру: эффективный подход в дошкольном образовании









