Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс «Применение учебно-игрового пособия из серии «Нескучная математика» в формировании представлений о цифре и счёте»
Математика детям
Автор: Федорова Ирина Николаевна   
17.10.2021 08:44

Мастер-класс «Применение учебно-игрового пособия из серии «Нескучная математика» в формировании представлений о цифре и счёте»Мастер-класс «Применение учебно-игрового пособия из серии «Нескучная математика» в формировании представлений о цифре и счёте»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Саргатский детский сад №4» Саргатского муниципального района Омской области

Подготовила: Федорова Ирина Николаевна Воспитатель высшей категории подготовительной группы №2 Р. П. Саргатское 2020г.

Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Федорова Ирина Николаевна воспитатель высшей категории МБДОУ «Саргатский детский сад №4»

Хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Применение учебно-игрового пособия «Яблоки на тарелках» из серий игр «Нескучная математика» в формировании представлений у детей о числе и счёте»

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, Познавательная область развития, отводит большое значение формированию количественных представлений, понятию о числе и счетных навыках.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников, реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем введения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике.

 

Передо мной встал вопрос о том, как ввести, что то новое и побудить интерес у детей к математике.

Обратилась к педагогу Михайловой З.А., которая занимается исследованиями по проблемам развития количественных представлений у детей.

Познакомилась с авторами Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин которые занимались развитием способностей и проблемами обучения в детском саду.

В исследованиях А.А. Смоленцевой, А.А. Столяра, Л.И. Тихоновой и др. я увидела целесообразность использования различных игр в обучении детей математике.

Изучив труды учёных, я пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста можно добиться, применяя занимательный материал. Поэтому, я и приняла решение работать по теме: «Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством учебно-игрового пособия «Яблоки на тарелках» из серии «Нескучная математика».

Поставила цель работы: выявить эффективность применения учебно-игрового пособия «Яблоки на тарелках» из серии «Нескучная математика» в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста.

Определила задачи: (которые вы видите на экране)

  1. Усвоение счёта в пределах первых двух десятков, определение меньшего и большего из них, применяя игровое пособие «Яблоки на тарелках» из серии «Нескучная математика»;
  2. Обучения вычислительной деятельности детей дошкольного возраста

с жизненно — практическим смыслом в процессе игры «Яблоки на тарелке»:

3. Создание условий в процессе игры с данным пособием;

Спланировав ожидаемый результат, пришла к выводу, что процесс развития представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно при следующих условиях:

  • если будут использоваться учебно-игровое пособие «Яблоки на тарелке» из серии «Нескучная математика»
  • если будет создана развивающая предметно — пространственная среда по развитию представлений о числе и счёте у детей.

В поисках решения данной проблемы просмотрела вебинар Беллы Борисовны Финкельштейн, автора учебно-игрового пособия «Яблоки на тарелках» из серии «Нескучная математика». Она считает, что с помощью этого пособия можно дать детям всю программу развития элементарных математических представлений. Создав игру «Яблоки на тарелке», она все задания основывает на реальных ежедневных проблемах, событиях, которые представлены с интересом и юмором.

И у меня представилась возможность поделиться с вами, как я применяю данное игровое пособие «Яблоки на тарелке» для формирования представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста. Постараюсь в процессе активного педагогического общения с вами, чтобы вы овладели конкретными навыками, составляющим основу моего опыта, и способам достижения намеченных результатов.

Работа с аудиторией

Чтобы мне правильно выстроить работу с вами, я предлагаю ответить на вопросы. Отвечать на вопросы будете при помощи стикеров. Перед вами на разносах – стикеры.

Зелёный – обозначает ответ — «ДА»,

Жёлтый – обозначает ответ «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА»,

Красный – обозначает ответ «НЕТ».

Прослушав вопрос, ответьте с помощью поднятия стикера. Готовы. Первый вопрос:

  • Знакомы ли вы, с учебно-игровым пособием «Яблоки на тарелках» из серии «Нескучная математика»? (Ж)
  • Есть ли в вашей группе данное пособие? (З) (К)
  • Желаете ли вы получить навыки по использованию игрового пособия «Яблоки на тарелках» из серии «Нескучная математика», направленных на развитие представлений о числе и счёте? (З)

Спасибо, уважаемые педагоги, я по вашим ответам поняла, что вы знакомы с пособием, но желаете получить навыки по его использованию.

Обратите внимание, перед вами уникальное дидактическое пособие, которое уже пользуется огромной популярностью в детских садах, а можно использовать и в домашних условиях. «Яблоки на тарелках» – что может быть проще? Но за этой простотой скрывается невероятный мир математических открытий! И сейчас вы убедитесь сами:

В пособии используется счётный материал, яблоки 2х цветов, тарелки, цифры, знаки и инструкция по применению игры. (обратить внимание на слайд- яблоки 2-х цветов – яблоки красные – 15 штук, яблоки жёлтые – 15 штук, тарелки – 5 штук, цифры от 0 до 9, знаки + — = и подробная инструкция с заданиями.)

В ней содержатся сказочные задания от героев сказки А.Милна «Винни-Пух и все-все-все..». Именно такой игровой подход поможет педагогам и родителям привить ребёнку любовь к одной из главных наук человечества — математике, а детям – в лёгкой форме научиться считать и решать задачи.

Обратите внимание на коробочку с игровым пособием, чтобы ребёнка увлечь в данную игру, необходимо детей замотивировать. Можно работать по инструкции или составлять мотивацию самостоятельно.

Ну, например:

- Сегодня в детский сад приходили врачи, для осмотра детей и порекомендовали делать зарядку по утрам, ложиться вовремя спать, правильно питаться и выписали рецепт тем кто болеет. (демонстрирует рецепт).

Воспитатель (вновь обращается к рецепту): В рецепте написано, что кто болеет нужно кушать как можно больше, …а вот чего именно, нельзя прочитать, а чтобы нам узнать, надо загадку отгадать.

Слушаем загадку:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки

(Яблоко.)

Воспитатель: Молодцы, отгадали!

Воспитатель: Врач советует кушать яблоки. А теперь обратимся к игровому пособию, которое так и называется «Яблоки на тарелках».

- Откройте коробку, возьмите и разложите 7 яблок на стол. Посчитаем яблоки слева на право и обозначим количество цифрой.

- Таня, прочитай от 1 до 7.

- Света, посчитай в обратном порядке от 7 до 1.

- Аля, назови соседей цифры 5.

- Таня, скажи, какая цифра стоит между 4 и 6.

- Молодцы!

- Убираем все в коробку.

Уважаемые коллеги, этим упражнением мы закрепили счет в прямом и обратном порядке, и соседей числа.

(Игровое упражнение «Составим число»)

-С этим пособием можно играть до бесконечности, сейчас попробуем, закрепить состав числа 5.

- Возьмите 5 тарелок. Сначала положите на каждую тарелку, красные яблоки по возрастанию от 1 до 5, а затем на каждую тарелочку добавьте желтых яблок, чтобы на тарелке в сумме получилось 5 яблок.

Теперь можно взять цифры и знаки и составить пример. Как это сделать: берем одну из тарелок и считаем, сколько красных яблок и обозначаем их цифрой, затем считаем желтых и тоже обозначаем цифрой. Теперь используя знаки мы составим пример.

- Света, сколько красных яблок, а сколько желтых, всего сколько яблок. Как у тебя получилось число 5. (2+3=5)

- Люда, какие ещё можно составить примеры, с ответом 5?

- Молодцы!

Таким образом, составляя примеры, дети запоминают варианты образования состава любых чисел.

Применяя экран, таблицу, картинку можно детям предложить следующее игровое упражнение, которое поможет закрепить знания цифр и счёта. (внимание на экран)

(Игровое упражнение «Обозначьте количество яблок на каждой тарелке цифрами»)

В детском саду давали на полдник яблоки и их разложили на тарелки с увеличением на один. Вот так (слайд на экране).

– Посмотрите на слайд и сделайте так же.

– А теперь посчитайте яблоки и обозначьте их количество цифрой.

Можно сделать проверку, спросив у детей:

– Света, к тарелке с пятью яблоками какую поставила цифру? А почему?

– Таня, а у цифры три столько яблок? А почему?

– Молодцы!

Для детей подготовительной группы, также закрепляю знания двухзначных чисел, использую данное пособие, применяя такие варианты упражнений:

«Посмотри и сосчитай», «Посчитай и запиши цифрами».

(Показываешь карточку с цифрой 12)

-Посмотрите на карточку и положите на тарелку данное количество яблок.

-Сколько яблок у вас на тарелке? (12)

-Какие цифры вам понадобятся, обозначить количество яблок? (1 и 2)

- Как называется это число? (двенадцать)

Такие игровые упражнения помогают детям закрепить знание цифр, счет состав числа, умение соотносить количество предметов с цифрой.

В инструкции данного пособия, есть интересная и увлекательная игра для детей «Прятки», которая упражняет в счёте предметов, развиваем у ребенка внимание, память.

Мы сейчас с вами проиграем, и вы сами в этом убедитесь. Итак, игра «Прятки». Берём тарелки, расставляем к каждой тарелке любую цифру, в соответствии с цифрой выкладываем яблоки любого цвета. Все должны внимательно посмотреть на тарелки, запомнить, сколько яблок лежат на них, а потом закрыть глаза. И пока никто не смотрит, я переложу несколько яблок с одних тарелок на другие. По команде вы откроете глаза и нужно определить, что изменилось. Всем понятно, посмотрели ещё раз на тарелки, закрываем глаза… (ходит меняет)

Открываем глаза!

– Скажи, Света, что изменилось на твоих тарелках?

– А как сделать так, чтобы количество яблок на тарелке соответствовало цифре? (поменять цифру, переложить яблоки)

Вы согласны, что проиграв в эту познавательную игру, дети закрепляют соотношение количество предметов с цифрой?

Вопросы:

- Скажите, уважаемые коллеги, что нового вы узнали, играя с пособием «Яблоки на тарелке» из серии «Нескучная математика»? (читают с коробки)

Вывод: В заключении можно сказать, что воспитатель вправе выбирать свою технологию сам и методы работы, но мы обязаны работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать мудрыми словами М.В. Ломоносова, прочитайте их на коробке игрового пособия: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».

-Я думаю, что вы согласны с мудрыми словами М.В. Ломоносова?

Я считаю, что игра «Яблоки на тарелке» Б. Б. Финкельштейн — необыкновенное пособие, которые соответствует современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игра подобного рода психологически комфортна. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игра мобильна, многофункциональна, увлекательна для малыша. Играя в неё, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.

-Если мы будем применять данное игровое пособие, то разовьём у детей интерес к математике.

Для распространения и трансляции своего педагогического опыта неоднократно выступала на педагогических совета, муниципальных и внутри садовских мероприятиях.

В системе детского сада также провожу работу с родителями по данной технологии, игровые упражнения выкладываю на мой дополнительный блог #Лучшевместе.

Для работы данной идеи я создала условия:

- центр «Волшебный нолик» в нём имеются:

  • учебно-игровое пособие «Яблоки на тарелках»
  • картотека игровых заданий, задач, загадок математического содержания
  • игровое пособие для счёта палочки Кюизенера
  • плакаты с изображением чисел
  • игровые планшеты
  • карточки с примерами, числовые карточки, игровые атрибуты (продтовары, деньги, чеки, касса, ценники).

И хотя математика – одна из самых сложных наук, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом, с удовольствием, применяя игровые пособия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год