Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкально-ритмического воспитания
Занятия по Музыке
Автор: Сидорова Е.П.. Серегина А.Д.. Петросян И.В.   
20.05.2017 21:53

Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкально-ритмического воспитанияСоздание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкально-ритмического воспитания

Опыт работы МБДОУ №12 «Ладушка» г. Тихорецка Краснодарского края.

Музыкальные руководители МБДОУ №12 «Ладушка» г. Тихорецка Сидорова Е.П.. Серегина А.Д.. Петросян И.В.

Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе?

Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

 

Поэтому немаловажной задачей в работе с детьми педагоги нашего учреждения считают формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в детском коллективе. Ведь именно здесь, в детском саду, дети проводят большую часть времени, а сверстники являются их основным кругом общения.

Для решения этих задач мы, как музыкальные руководители, применяем некоторые методы и приёмы.

Так, например, каждое музыкальное занятие начинаем с приветствий «Минуток вхождения в день».

Это стало доброй традицией, благодаря которой создаётся определённый позитивный настрой на весь день. Дети радуются друг другу, солнечному утру, воображаемым животным и птицам, цветам и деревьям.

Минутка вхождения в день «Солнце проснулось» Е. Сидоровой

Солнце проснулось, (ладошки скрещены над головой, пальцы – это лучики)

Всем улыбнулось (разводят руки в стороны).

Согрело ладошки (потирают ладошки,

Цветы на окошке (кисти рук – бутон, раскрывается,

Носы, конопушки (точечное касание носа, щёк),

У зайчика ушки (шевелят ладошками – ушками над головой)

С небес посмотрело (руку козырьком ко лбу)

И нежно запело: «А-а-а-а-а-а-а-а!» (кластерное пение, т. е. без определённой высоты, как можно выше, руки поднимают вверх, тянутся к солнышку).

В нашей копилке разнообразный опыт лучших педагогов-музыкантов таких, как Т. Боровик, О. Боромыковой, С. Коротаевой, И. Бодраченко, М. КартушинойТ. Э. Тютюнниковой и собственные педагогические находки для создания позитивного микроклимата в детском коллективе: мирилки, игры на сплочение, на развитие чувства ответственности друг за друга, песенки, которыми дети объясняются в любви к родителям и друг другу.

Песенка «Ключик в сердце» сл. и муз. Е. Пряхиной

(Левая ручка на сердечке, вправой – воображаемый ключик, ладошки – дверцы открываются, покачивание сцепленными руками, обнимаются).

Ключик в сердце повернись
Дверка в сердце отворись,
Спой волшебные слова:
«Я, мой друг, люблю тебя!»

Или, если слова обращены к маме, последняя фраза: «Мамочка, люблю тебя!»
Мирилка «Повторяй за мной скорей». А. Серегиной;
Долго в ссоре быть нельзя, (отрицательный знак пальчиком);
Перестань сердиться (шутливо грозят друг другу);

Чтобы стало веселей, (качают сцепленными мизинчиками);
Будем мы мириться (друг другу подают руки);
Прыг, скок, подружись, (прыгают, взявшись за руки);
И со мной ты покружись (кружатся);

Прыг, скок, веселей, (прыгают, взявшись за руки);
Повторяй за мной скорей! (хлопают в ладоши);

На заключительный фрагмент музыки показывают друг другу смешные движения, пытаются их повторить в совместном танце.

Мирилка «Давай дружить!»

Слова неизвестного автора, композ. движ. И.Петросян

Хватит, нам уже сердиться, (грозят друг другу пальчиком)
Веселятся все вокруг! (Смотрят направо, налево);
Поскорей давай мирится: (соединяют мизинцы);
Ты мне друг! И я твой друг! (Протягивают друг другу ладошки);

Мы обиды все забудем (покачивают сцепленными руками);
И дружить как прежде будем! (Рукопожатие, обнимаются).
Мирилка «Рассержусь – улыбнусь» (продукт совместного творчества с детьми)
Скажешь громко: «Рассержусь!» (Тремя притопами отворачиваются);

Скажешь тихо: «Улыбнусь!» (Улыбаясь, поворачиваются);
Долго в ссоре быть нельзя (подают друг другу мизинчики);
Мы с тобой опять друзья! (Обнимаются).
Мирилка «Стань добрей!»

Слова неизвестного автора, композиция движений — (продукт совместного творчества с детьми).

Чтобы солнце улыбалось, (ладошки скрещены над головой);

Нас с тобой согреть старалось, (соединяют ладошки, выполняя вместе маятниковые движения);

Нужно просто стать добрей (хлопают по ладошкам друг друга — ладушки);

И мирится нам скорей! (Соединяют руки в рукопожатии).

Текст может пропеваться и проговариваться, с музыкальным сопровождением и без, что позволяет его использовать не только на музыкальных занятиях, но и в любых видах деятельности, как динамическую паузу, или организационный момент, чтобы собрать внимание детей и настроить их на «радость» и «творчество», на доброе отношение друг к другу и ко всему живому.

Важной задачей по воспитанию социально- коммуникативных отношений считаем включение во все виды деятельности дошкольников коммуникативные танцы и игры. В коммуникативных танцах и играх эффективно решаются следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.

Коммуникативные танцы и игры использую в самых разнообразных формах работы с детьми – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях с участием родителей, и на прогулках.

Очень часто при распределении ролей в играх, или музыкальных инструментов, между детьми возникают разногласия. Их можно избежать, если использовать в работе коммуникативные игры.

«По дорожке мы шли». М. Картушиной

(Вариант распределения шумовых инструментов)

В обруче, или просто лежат по кругу – инструменты, дети, взявшись за руки, идут, поют или проговаривают слова:

«По дорожке мы шли, инструменты нашли (останавливаются)

Инструменты взяли, весело сыграли!» (берут инструмент, играют).

«Жу-жу-жу» Е. Сидоровой

(Вариант раздачи инструментов)

Просим детей закрыть глаза в ожидании сюрприза, водящий или педагог произносит или поёт:

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, кому я бубен положу?»

Или: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, кому я ложки (врубель, трещотку, шумелку) положу?»

Как правило, конфликтов и недовольств не бывает.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции другого человека. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение.

Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Основная её цель – повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Работа проводится в тесной взаимосвязи с другими педагогами и имеет различные формы: беседы с детьми в утреннее время и во время свободной деятельности, где моделируются и анализируются заданные ситуации); в досуговой деятельности, в игровой деятельности (развивающие игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения, на музыкальных занятиях с использованием элементов психогимнастики, этюдов и упражнений подражательно- исполнительского и творческого характера на мышечную релаксакцию, на развитие способности к эмпатии (сопереживанию, на формирование позитивного отношения к окружающим и своему Я, на осознание своих характерных особенностей, на регулирование имеющихся у них неуверенности, тревожных состояний, страхов, которые препятствуют полноценному развитию детей.

Вашему вниманию игровой материал из нашей «копилочки», который с успехом может использоваться педагогами как с музыкальным сопровождением, так и без него. Обратите внимание на то, как органично вплетается в него этюд на выражение эмоций. Дети мимикой, голосом и жестами изображают капризных, недовольных детей, а затем весело убегают от дружочка – ремешочка.

Игра «Дружочек – ремешочек» В. Гомоновой

Сидя на ковре, дети мимикой, жестами и голосом изображают капризуль:

«Раздень меня, разуй меня, уложи меня, поверни меня».
Ребёнок – папа: «И разденет, и уложит мой дружочек – ремешочек!».
Игра завершается весёлыми догонялками.
Нашими помощниками по развитию у детей эмоциональной сферы являются следующие пособия:

«Давай познакомимся» И. А. Пазухиной (тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольнико3-4, 4-6 лет); С-П; 2008;

«Давай поиграем» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет); С-П; 2008;

«Золотыми вкраплениями» в занятия, по мере поступления сложных ситуаций, включаем этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Учись прощать», «Умей слушать другого».

И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. Использую такие формы работы с родителями, как совместные проведения досугов, праздники семейного общения, которые стараемся с родителями делать любимыми, ожидаемыми, трепетными, сокровенными.

Ведь в настоящее время, когда человек испытывает постоянное воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном отношении окружающей среды, любой повод для неформального внимания к ребёнку, его внутреннему состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может стать лишним.

Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми.

Доброжелательная улыбка педагогов и родителей, их поддержка и старание в создании общего эмоционально – позитивного микроклимата в группе – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка, делает его пребывание в коллективе детей счастливым и желанным.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год