Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» (из опыта работы)
Занятия по Музыке
Автор: Иванова Татьяна Николаевна   
17.07.2017 16:35

«Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» (из опыта работы)«Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» (из опыта работы)

Музыкальный руководитель: Иванова Татьяна Николаевна 1 квалификационная. категория г. Оренбург муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №88»

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить вашему вниманию пример использования мной здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях. (Слайд №1)

  • Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. (Слайд №2)
  • Здоровье сберегающие технологии — это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Я как музыкальный руководитель ставлю перед собой цель: организовывать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявить и развить музыкальные и творческие способности, формировать привычку к здоровому образу жизни.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

И в этой связи мне представляется уникальная возможность применять здоровье сберегающие технологии именно на музыкальных занятиях. Главный принцип проведения этих занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. (Слайд №3)

Данные занятия включают в себя:

  • речь с движениями;
  • дыхательную гимнастику;
  • упражнения на развитие дикции и артикуляции;
  • пальчиковую гимнастику;
  • фонопедические упражнения;
  • ритмопластику;
  • психогимнастику и релаксацию.

После анализа занятий я пришла к выводу, что надо:

  • систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),
  • в начало и конец занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
  • систематизировать применение элементов здоровье сбережения во время танцев и игр- драматизаций.
  • Для решения первой задачи — систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки), — я использую пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, они помогают сделать разминку перед пением. Артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени (1, 5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, разучивания и т.д.
  • Для решения второй задачи, поставленной в результате анализа занятия, в начало и конец занятия внедряю элементы психогимнастики, релаксацию позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
  • Для решения третьей задачи, поставленной в результате анализа занятия, во время танцев и игр- драматизаций использую элементы логоритмики, психогимнастики, ритмопластики.

А сейчас мы подробнее остановимся на каждом элементе здоровье сберегающих технологий. (Слайд №4)

Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.

  • Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
  • Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
  • Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
  • Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

(Слайд №5) Речь с движением.

Стимулирует развитие речи; развивает пространственное мышление; развивает внимание, воображение; воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

(Слайд №6)

А сейчас давайте с вами поиграем.

Игра-упражнение «У мишки дом большой»

Цель: развитие подражательных движений

У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут

вверх.

У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки

опускают к полу.

Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.

А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах — «зайчики».

(Слайд №7) Пальчиковая гимнастика.

Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Да, вы правы, мы на своих занятиях используем пальчиковую гимнастику. И сейчас с вами мы ее проведем.

(Слайд №8)

«Моя семья»

Этот пальчик — дедушка, — сжав пальчики в кулачки,

Этот пальчик — бабушка, разжимаем их по-очереди

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья! — сжимаем пальчики в замок

А еще у меня есть для вас музыкальная гимнастика с пением и движениями.

«Матрешки» Н. Караваевой Для игры нам нужны 10 человек.

(Слайд №9)

Психогимнастика.

Снятие эмоционального напряжения; обучение умению изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения; коррекция настроения и отдельных черт характера; обучение ауто-релаксации.

(Слайд №10) Коммуникативная игра — танец «Здравствуй, мой дружок!»

Цель: развитие координации движений, воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми

Дети стоят в кругу.

Здравствуй, здравствуй, каблучок! — стучат пяточкой о пол

Здравствуй, здравствуй, кулачок! — постукивают кулачками перед собой

А теперь пойдём в кружок. — идут в центр круга, взявшись за руки

Здравствуй, здравствуй, мой дружок! — приветствуют друг друга, кивая головой

(Слайд №11) Дыхательная гимнастика.

Корректирует нарушения речевого дыхания; помогает выработать диафрагмальное дыхание; помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.

(Слайд №12) Игра-упражнение «Машина»

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха

Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

(Слайд №13) Артикуляционная гимнастика.

Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

(Слайд №14) Упражнение «Жаба Квака»

Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.

Жаба Квака с солнцем встала, — потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала. — дети зевают

Травку сочную сжевала — имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала. — глотают

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! — произносят звуки отрывисто и громко

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

(Слайд №15) Фонопедические упражнения.

Развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание; стимулируют гортанно-глоточный аппарат; стимулируют деятельность головного мозга.

(Слайд №16)

  • звук “а — а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;
  • звук “о — о” оздоровляет среднюю часть груди;
  • звук “о — и — о — и” массирует сердце;
  • звук “а — у — э — и” помогает всему организму в целом.

(Слайд №17) Ритмопластика.

Развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус; развивает умение правильно и красиво двигаться; укрепляет различные группы мышц и осанку; развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.

(Слайд№18) Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).

  1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.
  2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, речь с движением.
  3. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра -1 упр.
  4. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра — 1 упр.
  5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
  6. Театральное творчество с элементами ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.
  7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
  8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

(Слайд №19) Результаты музыкально-оздоровительной работы:

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

(Слайд №20) Заключение

  • Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
  • Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

(Слайд №21) Используемые источники:

Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

Картушина М.Ю. "Логоритмические занятия в детском саду" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.

Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

(Слайд №22) Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год