Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста
Занятия по Музыке
Автор: Кузьмина Лидия Алексеевна   
27.09.2018 23:40

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возрастаВлияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

Мы знаем, что музыка является одним из эффективных выразительных средств развития речи детей. Музыка в этом вопросе — незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций: музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, слову в музыке соответствует мотив. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

 

Опираясь на эти знания мы с музыкальным руководителем Натальей Витальевной стараемся использовать как можно больше разнообразных методов и приемов. Организованно образовательную деятельность мы начинаем с приветствия-распевки, где дети не только поют, но и выполняют движения.

«Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Люди с песней просыпайтесь
И друг другу улыбайтесь!»

Такая распевка не только развивает речь, память, но помогает детям легче вступить в контакт со сверстниками, наладить доверительные отношения друг к другу, повысить настроение.

Мы очень много с детьми младшей группы используем хороводные, пальчиковые и подвижные игры. В этих играх используется художественное слово. В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи. Например: «Ручеек», «Солнышко» и др.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Как говорил В.А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Я с детьми часто использую пальчиковые игры, такие как «Пау-паучина…», «Паровозик катится тук, тук…». Таким образом решается несколько задач: развивается речь ребенка, дыхание, протяжное пение, моторика рук, ритмические движения.

Развитию ритмических движений способствуют упражнения «Прохлопай». Дети хлопают в ладоши «громко и быстро», «тихо и медленно», «громко и медленно», «тихо и быстро».

Связь мелкой моторики и речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами, например, связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку: «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму».

Я составила картотеку физкультурных минуток по лексическим темам.

Дети с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах. Игра на нем способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.

В повседневной жизни я много использую чистоговорок. Например: «Са-са-са в лесу живет лиса», «Бы-бы-бы у нас растут грибы». Эти чистоговорки не только можно проговаривать, а так-же и пропевать.

Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности способствует развитию речи, помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год