Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Круговые танцы как метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста
Занятия по Музыке
Автор: Ерофеева Алена Владимировна   
27.11.2018 22:55

Круговые танцы как метод коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаКруговые танцы как метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Автор:

Ерофеева Алена Владимировна музыкальный руководитель, (МБДОУ «Светлячок» с. Устье Сунтарского улуса РС (Я)

В последние годы резко возрос процент детей с патохарактерологическим развитием личности. Их характеризует повышенная утомляемость, истощаемость нервной системы, плохая переключаемость, рассеянность, неусидчивость, драчливость или же пассивность, плаксивость. Этот контингент детей довольно широко представлен в каждом детском саду.

Увеличилось число детей, которых правомерно можно отнести к группе риска. К ним относятся: дети с поздним развитием устной речи, с задержкой физического развития. К сожалению, у таких детей нарушена эмоциональная сфера и, как следствие, возникают трудности, проблемы в общении.

 

Проведенный опрос родителей наших воспитанников показал, что все они хотят видеть своих детей здоровыми, всесторонне развитыми, обладающими коммуникативными качествами. Для того, чтобы решить проблему полноценного психо-эмоционального, физического, речевого развития наших воспитанников, в коррекционной работе МБДОУ «Светлячок» с. Устье педагогами используются круговые танцы.

Большинство педагогов-музыкантов высказывают идеи по поводу того, что простой, легкий, игровой танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков (А. Буренина, Н.Куприна, О.Бубнова, М.Картушина и др.).

К.Орф «заразился» идеей сочетания музыки и движения как средства «раскрепощения», свободы тела и духа. Он мечтал научить детей читать «мировую книгу» музыкальных интонаций так же, как они читают сказки народов мира [2].

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, самым важным является участие, а не представление и демонстративность. Совместный танец для того, чтобы чувствовать и переживать вместе. Это снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце.

По мнению автора, круговые танцы выполняют коммуникативную роль и развивают не только музыкально-ритмические способности, но способствуют формированию коммуникативных и личностных универсальных учебных действий и предпосылок. Таких, как:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению.
  • развитие симпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки [1].

В коррекционной работе мы используем круговую форму исполнения танцев, так как круг – наиболее комфортная пространственная форма для организации психологических контактов. Каждому человеку, особенно ребенку, эгоцентризм которого является неопровержимым фактом, хочется быть в «центре событий». Важно, чтобы лица были обращены к нему. Вид спины – символ отторжения, ухода несет в себе отрицательную информацию.

Компоненты танца просты: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение, хлопки, притопы и т.д. Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения, и, поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко осваивают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Заучивают разнообразные ритмы, отстукивая их рукой по своему телу, по полу, по столу и т. д. Смена направления движения способствует осознанию пространства, помогает увереннее ориентироваться в групповой комнате, в музыкальном, спортивном зале. Некоторые дети слабо осознают свое тело и боятся идти назад, но, держась за руки, они чувствуют себя увереннее и лучше сохраняют равновесие. Тот, кто обычно стремится избежать контакта, легко и естественно берет соседей за руки в танцевальном кругу.

С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий, возможность видеть поведение других детей со стороны.

Помимо коммуникативных танцев-игр предложенных Бурениной А.И., в нашем детском саду активно используются танцы народов мира, потому, что именно они обладают концентрированной жизненной энергией и в то же время просты и доступны, не требуют особой техники. Это якутский хороводный танец «Оhуохай», основное движение которого основано на шаге осуохай, осуохайкотуу; русские хороводные танцы «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина» основные движения которого исполняются на хороводном шаге с носка, «Хорватский народный танец», основные движения которого хлопки и приставной шаг, «Венгерский круговой танец» со скользящими хлопками, «Чешский танец» с прыжками и т.д. Танцуем как под аккомпанемент, так и под аудиозапись.

Удобные по темпо-ритму, с четкими фразами, простые в исполнении танцы позволяют использовать их не только на коррекционных занятиях, но и в других режимных моментах. Ребята с удовольствием исполняют понравившиеся танцы-игры, хороводы на прогулке, во время самостоятельной деятельности. С большим желанием дети откликаются на просьбу придумать свой танец из понравившихся движений. Некоторые танцы разучиваем прямо на празднике, так как движения просты в исполнении и повторяются несколько раз и тогда родители – уже не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Что способствует развитию детско-взрослых отношений, укреплению связи детского учреждения и семьи.

Таким образом, можно отметить, что использование коммуникативных танцев в качестве метода коррекции психоэмоциональных, физических, речевых нарушений в условиях ДОО имеет положительные результаты.

В несложных и веселых танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить. Благодаря использованию круговых танцев улучшился положительный эмоциональный фон психологических контактов детей друг с другом, ребята стали более активными, открытыми для общения, перестали стесняться, уверенно держат за руки взрослых и детей.

Литература

  1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы – игры для детей. Учеб. пособие. — СПб.: Музыкальная палитра, 2004г. — 36с.
  2. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М.: АСТ, 2001. 94 с.
  3. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.: Сфера, 2003 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год