Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Музыкальное воспитание детей с ОВЗ
Занятия по Музыке
Автор: Аминова Тамара Михайловна   
05.12.2018 17:32

Музыкальное воспитание детей с ОВЗМузыкальное воспитание детей с ОВЗ

Автор:

Аминова Тамара Михайловна. Муз. руководитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 «Золотая рыбка» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Музыкальное воспитание детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо обще-развивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

 

Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит: не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка; не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

1. Восприятие

Восприятие музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности. Важным условием оздоровительной работы является формирование у детей художественных и музыкальных впечатлений посредством ознакомления их с образцами мировой художественной культуры, в том числе с классической музыкой.

Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера ( «Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.).

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга «Жаворонок» И. Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберта и др.).

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания ( «Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И. Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)

2. Пение

Важным направлением в коррекционной работе в моей работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами: формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности; развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, умения слушать себя во время пения. Усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть уважительным с другими взрослыми и сверстниками.

Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.). Расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного). Развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слои «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизацию правильного произношения.

Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Хоровое пение объединяет дошкольников, сохраняет условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером. Подвижных детей пение делает более уравновешенными.

Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения, коллективизма, т.е. создает условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Каждый год наш детский сад принимает участие и на протяжении многих лет становится победителем городского фестиваля среди ДОО ЗГО " Битва хоров". Идея проекта принадлежит педагогам нашего детского сада.

3. Игра на детских музыкальных инструментах

Большое внимание уделяю обучению игре на детских музыкальных инструментах, понимая значимость этого вида музыкальной деятельности.

Здесь ставятся следующие коррекционные задачи:

Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.

Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д.

Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, колокольчиках и т. д.

Развитие музыкально – ритмического чувства. Довольно часто у детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма на только речи, но и движений, В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах.

4. Музыкально- ритмические движения

Одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ВОЗ, является развитие ритмических движений. Движения под музыку использую очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия в коллективных танцах, играх происходит формирование у них чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального инструмента».

5. Театрализация

Для усиления интереса и активизации эмоциональной сферы использую театрально-игровую деятельность. Она вызывает у детей желание взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует об-разно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке у детей закрепляется умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности.

Театрализованные виды деятельности большое значение имеет для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивают им становление самопринятие и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

6. Досуговая деятельность

Праздничные утренники, развлечения и участие в конкурсах занимают особое место в системе эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Все праздники, построены с учетом психофизических особенностей детей. Они способствуют эмоциональной разрядке, предупреждают ситуацию безразличия к окружающему, повышают эмоциональный тонус.

Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки к конкурсам. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.

Выступление на праздниках и конкурсах развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой личностью.

Таким образом — занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных занятий в

позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех

детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня

саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение

коммуникативных навыков.

Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. Они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя, а мы верим в них!

Сценарий праздника «Тепло сердец для милых мам» для детей-инвалидов, воспитанников с ОВЗ и их родителей

Цель: Повышение культурно-нравственного уровня дошкольников.

Задачи:

  1. Учить дететй быть заботливыми, нежными, ласковыми по отношению к близким.
  2. Развивать творческие способности.
  3. Воспитывать любовь и уважения к женщине-матери, коллективизм и сплоченность учащихся.

Ведущий 1: Дорогие мамы и бабушки! В преддверии замечательного дня – Дня матери мы очень рады встрече с вами. «Тепло сердец для милых мам» — тема нашего праздника. Ребята, вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас. Каким счастьем светились ее глаза. На вашей ручке был привязан номерок из пленки, на нем были написаны фамилия, дата вашего рождения, ваш вес. И мама, в первый раз взглянув на своего малыша, поняла, что ее ребенок – самый лучший и самый любимый!

Ребенок

1:Кто открыл мне этот мир,

Не жалея своих сил?

И всегда оберегала?

Лучшая на свете мама.

Ребенок

2:

Кто на свете всех милее

И теплом своим согреет,

Любит больше, чем себя

Это мамочка моя.

Ребенок

3:

Книжки вечером читает

И всегда все понимает,

Даже если я упряма,

Знаю, любит меня мама.

Ребенок

4:

Никогда не унывает,

Что мне надо, точно знает,

Если, вдруг случится драма

Кто поддержит? Моя мама!

Ребенок

5:

Маму надо всем любить,

Мамой нужно дорожить

И на помощь приходить,

Чтобы маме жизнь смягчить!

Звучит песня про маму.

Ведущий

2: А сейчас всем мамам и бабушкам предлагаем поучаствовать в первом конкурсе – загадок. Но будьте внимательны!

1) Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые вкусы

В маминой шкатулке … (бусы).

2) В ушах маминых сверкают,

Цветом радуги играют.

Серебрятся капли-крошки

Украшения… (сережки).

3) Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор-загадка-

Есть у нашей мамы… (шляпка).

4) Это кушанье для всех

Мама сварит на обед.

И половник тут как тут-

Разольет в тарелки … (суп).

5) Полосатый зверь у мамы

Блюдце выпросил сметаны.

И поев ее немножко,

Замурлычет наша… (кошка).

6) Ручка прицепилась к кругу.

Блин испечь ей- ерунда

Это же… (сковорода)

Ведущий 2: Наверное, каждый согласится с тем, что нет ничего прекрасней на свете видеть маму счастливой.

Ведущий 1: Что такое счастье? Таким простым вопросом

Пожалуй, задавался не один философ.

Ведущий 2: А на самом деле счастье –это просто!

Начинается оно с полуметра роста.

Ребенок 1:

Это распашонки. Пинетки и слюнявчик,

Новенький описанный мамин сарафанчик.

Ребенок 2:

Рваные колготки, сбитые коленки,

Это разрисованные в коридоре стенки…

Ребенок 3:

Счастье –это мягкие теплые ладошки,

За диваном фантики, на диване крошки…

Ребенок 4:

Это целый ворох сломанных игрушек,

Это постоянный грохот погремушек…

Ребенок 5:

Счастье –это пяточки босиком по полу…

Градусник под мышкой, слезы и уколы…

Ссадины и раны. Синяки на лбу…это постоянное «Что» да «Почему?»

Ребенок 6:

Счастье – это санки. Снеговик и горка…

Маленькая свечка на огромном торте…

Ребенок 7:

Это бесконечное «Почитай мне сказку»,

Это ежедневные Хрюша со Степашкой…

Ребенок 8:

Это теплый носик из-под одеяла…

Заяц на подушке, синяя пижама…

Ребенок 9:

Что такое счастье? Каждый вам ответит;

Оно есть у всякого, у кого есть дети!

Конкурс: Одень малыша!

(В конкурсе принимают участие две команды по 5 человек. Нужно на малышей надеть слюнявчики, чепчики, ползунки, дать пустышки и погремушки.)

Ведущий 1: Каждая мама очень хорошо знает своего ребенка, его привычки, вкусы, интересы, увлечения. И мы предлагаем вам, дорогие наши мамы и бабушки, поучаствовать в конкурсе и найти своего ребенка по ладошке.

Конкурс: Узнай ребенка по ладошке!

(Мама должна с закрытыми глазами найти своего ребенка по ладошке. Дети выстраиваются в ряд, а мамы проходят мимо них с закрытыми глазами и пытаются найти своего ребенка.)

Ведущий 2: А сейчас всех мам и вас, ребята, мы просим принять участие в творческом конкурсе. Но сначала послушайте легенду.

Гончар сидел на табуретке и уныло смотрел на осколки любимой чашки. Говорят, что посуда бьется к счастью. Но никакого счастья гончар не испытывал.

Он сидел и думал, как исправить эту большую несправедливость с битой посудой. И придумал. Достал с чердака шкатулку со своими детскими богатствами, как следует покопался во всяких железячках, фантиках и осколках цветных стекол, а потом раскрутил гончарный круг и начал лепить.

В каждый кувшин, кружку, вазочку гончар старательно упрятал частички детских сокровищ: монетку, цветной камешек, стеклянную бусинку, ракушку или обкатанное морем стеклышко.

И люди больше сильно не расстраивались, разбив глиняную посуду. Ведь среди осколков всегда находилось что-нибудь интересное. А гончар все лепил и лепил горшки и чашки, запекая в них не только монетки, но и грибные дожди, хорошие сны, нечаянные удачи. Говорят, в особо понравившейся горшок, он даже запек упавшую звездочку.

Так что если у вас разобьется любимая чашка, посмотрите внимательно на осколки, в них вы обязательно найдете что-то хорошее. Ведь посуда бьется к счастью.

Идут годы, забываются в нашей памяти многие события, люди, встречи, но остаются светлые воспоминания детства.

У нас с вами нет гончарного круга, но у нас есть пластилин.

Вылепите, пожалуйста, что-нибудь из этого материала и вложите в него свои самые незабываемые детские впечатления. А потом поделитесь этими воспоминаниями с нами.

(Дети рассказывают заранее выученные стихотворения)

Ребенок 1

Что такое мама?

Это яркий свет,

Это много знаний,

Ужин и обед!

Ребенок 2

Что такое мама?

Веселье, радость, смех!

Мама как сердечко,

Ведь сердце есть у всех!

Ребенок 3

Что такое мама?

Это как стена,

Защитит от драмы

Папу и меня!

Ребенок 4

Что такое мама?

Это гордость, честь!

Но это не реклама,

Это то, что есть!

Ребенок 5

Что такое мама?

Это все на свете!

Мам мы поздравляем,

С любовью, ваши дети!

Ведущий 1: Празднование Дня матери началось еще в Древнем мире, когда люди славили Богиню Земли и плодородия.

Ведущий 2: В этот день принято говорить мамам слова благодарности, любви и дарить подарки. Именно такие приятные минуты, дорогие мамы и бабушки, вам хотят подарить ваши дети. (дарят подарки)

Ведущий 1: В этом учебном году мы продолжаем работу над проектом «Подарим радость детям».

Ведущий 2: На празднике «Масленица» вы, ребята, согрели нас теплом своих ладошек, а сегодня мы предлагаем вам оставить частички своих сердец. (Презентация «Масленица»)

Ведущий 1: А наши сердца, согретые теплом ваших ладошек и наполненные любовью ваших сердец ждут следующей встречи с вами. До Нового года!

Ведущий 2: Дорогие мамы и бабушки! Мы еще раз поздравляем вас с наступающим праздником. Счастья, здоровья, благополучия вам и всем вашим близким!

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год