Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности
Занятия по Музыке
Автор: Ожиганова Ирина Сергеевна   
20.08.2021 13:43

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельностиРазвитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности

И. С. Ожиганова

Ребенок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным образом — эмоционально. Эмоциональная отзывчивость как внешнее проявление внутреннего мира ребенка позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость — знак и символ субкультуры детства, являющегося «золотым веком для эмоционального в нас» [4].

Эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, в которое помимо эмоций входят многие эмоциональные явления: эмоциональный тон ощущений, эмоциональные состояния, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности [4. С. 35]. Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в театральной, певческой деятельности дошкольников.

По словам Льва Семеновича Выготского эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка [3. С. 6].

Иван Алексеевич Сикорский в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства» писал: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни» [8. С. 31].

 

Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие ис-следователи как Б. М. Теплов [9], Д. М. Кабалевский [5], О. П. Радынова [6], Н. А. Ветлугина [2]. В. М. Бехтерев указывал на то, что эмоциональная отзывчивость поддается развитию [2].

Р. М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости — в сферу чувств, из области предметных образов — в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. «Музыка — это и есть собственно эмоция» [10. С. 177].

Это было доказано в работах педагогов Н. Б. Берхина [1], О. П. Радыновой [6] и музыковеда А. Н. Сохор [8].

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Пение способствует развитию речи. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Работу над песней условно можно разделить на 3 этапа, каждый из которых имеет свои методы и приемы.

Первый этап направлен на развитие эмоционального и слухового компонентов музыкальности ребенка. Задача: Побудить интерес к песне, желание ее выучить. На этом этапе используются наглядный и словесный методы. Важно, чтобы дети почувствовали настроения, переданные в музыке, высказались о характере песни в целом, смене настроении в ее частях.

Свои музыкальные впечатления о прослушанной песни дети могут передавать с помощью театра настроений.

На втором этапе начинается разучивание песни (на протяжении 3-5 занятий). Задача: Овладение певческими навыками, и воспроизведение выразительных нюансов песни. Помимо наглядного и словесного методов здесь большое значение имеет практический метод. На этом этапе большую роль приобретают упражнения: пение попе-вок, потешек и считалок, пение мелодии по ручным знакам.

Третий этап — закрепление. Задача: Свободное исполнение пе-сенного репертуара. Методы и приемы: наглядность, творческое са-мовыражение, игровая ситуация. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности.

Для успешного формирования эмоциональной отзывчивости важно знать уровень развития музыкальности каждого ребенка. Музыкальность — комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности. Музыкальность, по Б. М. Теплову — это «тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности» [9. С. 379].

Музыкальность каждого ребенка определяется семью показателями, входящими в ее структуру: эмоциональная отзывчивость на музыку, звуковысотный слух, ритмическое чувство, тембровое восприятие, динамическое восприятие, музыкальное мышление репродуктивное, музыкальное мышление продуктивное, музыкальная память.

Исследование уровня музыкальности осуществлялось в непри-нужденной беседе-с ребенком, с использованием игровых приемов и многочисленных наглядных предметных пособий, а также детских музыкальных инструментов.

Сравнительный анализ эмоциональной отзывчивости у детей за 2011—2012 учебный год (начало и конец года) позволяет говорить о динамике развития данного качества: показатель эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста улучшился на 23 %, что свидетельствует об эффективности выбранных методов и средств. Дети стали более эмоционально реагировать на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности музыки песни, овладели певческими умениями и навыками, проявляют творческую активность в певческой деятельности, выразительно исполняют певческий репертуар.

Под влиянием эмоций, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, освобождаться от напряжения, стеснения.

По результатам исследования разработаны комплекс методов и приемов, развивающих упражнений для развития эмоциональной от-зывчивости в певческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей остается важной и актуальной. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать с раннего возраста. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии.

Список литературы

  1. Берхин Н, Б, Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. / Вопросы психологии. 1988 — № 4.-155-160 с.
  2. Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. — СПб., 1909. — 223с.
  3. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989. — 270 с.
  4. Выготский А. С. Психология искусства. — М., 1965. — 256с.
  5. Зенъковский В. В. Психология детства. — М.: ИЦ «Академия», 1995. — 345 с.
  6. Ильин Е. П. «Эмоции и чувства». — СПб. Питер, 2001. — 752 с.
  7. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. — Н.: Просвещение, 1984. — 204 с.
  8. Радынова О. 77. Слушаем музыку. — М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
  9. Сикорский Воспитание в возрасте первого детства. — Санкт-Петербург, 1884. — 204 с.
  10. Сохор Л, Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия / Проблемы музыкального мышления. — М., 1974.
  11. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. — М., Наука, 2003- 379 с.
  12. Чумичева Р. М. «Дошкольникам о живописи» — М.: Просвещение 1992. — 188 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год