Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия по Музыке
Автор: Михайлова Инна Павловна   
22.01.2020 00:53

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Политаева Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент
  • Михайлова Инна Павловна, студент бакалавра

«Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (г. Уфа)

Вопрос о включении детских музыкальных инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался в нашей стране еще в 30-е годы ХХ века. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно писали известные педагоги-музыканты К. Орф, Т. Э. Тютюнникова, Н. А. Ветлугина и пр.

 

На базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 21 г. Туймазы Республики Башкортостан уже 4 года существует кружок, где обучают детей игре на детских музыкальных инструментах. Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительных групп. Данный кружок был основан в 2016 году, музыкальным руководителем которого являюсь я, Михайлова Инна Павловна. Количество детей в группе каждый год варьируется: в 2016-2018 годах количество детей доходило до 24 человек, в нынешнем году чуть меньше -18 человек. Мы, работая с детьми с младшей группы до старшей включительно уже заранее диагностируем и отбираем детей для дальнейшей работы с ними в кружке. На своей практике в работе с детьми в оркестре, я убедилась в том, что лучше взять поменьше детей и работать над качеством.

Нами был выбран доступный музыкальный репертуар. Он состоит из произведений (или же их отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике, жанрам и индивидуальному почерку [1]. К примеру, «Марш Славянки» муз. Василия Агапкина, «Русский хоровод» муз. Владимира Малышева, «Мы едем, едем, едем» слова Сергея Михалкова, музыка Михаила Старокадомского, «Шарманка» музыка Дмитрия Кабалевского и другие.

Наш кружок «Веселый оркестр» является яркой формой музыкального исполнительства. Его участники демонстрируют высокий уровень исполнительского мастерства, разнообразие форм концертной деятельности (выступление на праздниках, на общих родительских собраниях, на районных методических объединениях, которые проходят на базе нашего учреждения, и, конечно же, на городском конкурсе «Музыкальное конфетти», которое ежегодно проходит в нашем городе, где в 2016 году мы заняли 2 место, в 2017 — 2018 годах дважды являлись победителями.

Занятия кружка «Веселый оркестр» организованы в двух направлениях: репетиционная (работа над репертуаром, приемами, техникой игры) и отчетная (выступления).

В содержании программы включаются задачи: развитие у детей восприятия пьес и обучение игре на детских музыкальных инструментах. За год пребывания в данном кружке, дети овладевают необходимым объемом знаний и умений. К концу года дети легко называют инструменты, определяют их классификацию, определяют характер звучания инструментов (например, цитры по своему звучанию нежные, мягкие; металлофоны-звенящие; баяны-звучные; тарелки-громкие; барабан-гремящий); знают правила пользования инструментами и их хранение; владеют приемами игры на них; знают расположение высоких и низких звуков на различных инструментах; названия нот-до, ре, ми, фа, соль, ля, си, и их место на пластинах металлофона и клавишах других инструментов [3]. Также дети овладевают простейшими приемами игры на разных инструментах, например, мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне; правильно расходуют дыхание, играя на дудочках; приглушают звучание тарелок, треугольников; правильно держат руки при игре на бубне, барабане, кастаньетах, маракасах; играют в ансамблях, соблюдая общую динамику, темп; своевременное вступление и окончание игры; легко владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах простейших песенок и попевок; приучаются подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки; а также импровизируют ритмические и мелодические попевки [1].

Согласно наблюдению за воспитанниками подготовительных групп в начале года, только у 50% мы наблюдали хорошо развитое чувство ритма. Для того, чтобы чувство ритма формировалось у большего числа воспитанников, мы выбрали игру в детском оркестре как один из главных видов музыкальной деятельности дошкольников на занятиях. В работе над чувством ритма должна присутствовать не только игра на музыкальных инструментах, но и слово. Стоит отметить, что поддержка текста игрой на музыкальных инструментах способствует лучшему запоминанию [6].

Для знакомства детей с ритмическими рисунками, мы используем различные упражнения, дидактические игры, считалочки, стихотворения, логоритмики, которые содержат доступные ритмические формы для детей. Развитию чувства ритма также помогают сказки, которые сопровождаются игрой на детских музыкальных инструментах; «звучащие жесты» (данный термин принадлежит Гунильд Кетман, соратнице К. Орфа): шлепки по коленям, хлопки, щелчки пальцами, притопы, удары всей ступнями ног, пятками), «бамбушки» -постукивание по груди [5].

Работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, но и совершенствовать музыкальный слух [4]. Приобретенный дошкольниками опыт на наших занятиях, позволяет им успешно выступать с музыкальными номерами на праздниках, развлечениях, а также заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью вне учреждения.

Таким образом, детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей. Игра на музыкальных инструментах являетсяважным средством для активизации памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности дошкольников.

Список литературы

  1. Ветлугина, Н.А. Игра на детских инструментах – вид деятельности [ Текст] / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др. //Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание». — М.: Просвещение, 1982. — С.71 -72.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь [Текст] / Н. А. Ветлугина. – 4-е изд. – М.: Музыка, 1988. – 110 с.
  3. Кононова Н. Г. Игра на детских музыкальных инструментах на праздниках и развлечениях [Текст] / Н. Г. Кононова // Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Учебное издание. – М.: Просвещение, 2000. – С. 194-195.
  4. Михайлова М. А. Творчество в игре на музыкальных инструментах [ Текст] / М. А. Михайлова // Игры и упражнения для музыкального развития ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С. 174-175.
  5. Мухамедзянова Р. К., Янкина Д. Р. Приемы работы по развитию метроритмического чувства [Текст] / Р. К. Мухамедзянова, Д. Р. Янкина // Развитие музыкального мышления у детей 5-6 лет: Учебное издание. – Уфа: Китап, 2003. – С. 64-65.
  6. Политаева Т.И. Проблема формирования творческой одаренности личности в музыкальной среде//Культура. Наука. Интеграция. Ростов н/Д: Изд-во Южный федеральный университет, 2015. — № 1 (29). — С. 59-63.
  7. Политаева Т.И. Педагогический потенциал музыкального искусства в поликультурной образовательной среде региона /И. Р. Левина, //Современные проблемы науки и образования. -2017. -№ 2. -С. 180 -186.
  8. Политаева Т.И. Изучение музыкального фольклора как основа поликультурного образования в многонациональном регионе // Педагогика и психология музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее: Материалы IX научно-практической конференции с международным участием. — М.: МПГУ, 2010. — С. 135-138.
  9. Радынова О.П., Катинене А. И., Палавандишили М. Л. Оркестр в детском саду [Текст] / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандашили // Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. – С. 76-77.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год