Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Музыкотерапия в работе с детьми компенсирующей направленности
Занятия по Музыке
Автор: Киштеева Ирина Николаевна   
25.03.2020 18:12

Музыкотерапия в работе с детьми компенсирующей направленностиМузыкотерапия в работе с детьми компенсирующей направленности

И.Н. Киштеева – музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР – д/с «Радуга» Республика Хакасия, г. Абакан

Музыкальное развитие – важный фактор в дошкольном детстве: дошкольный возраст — период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, а родителей помочь ему стать успешным. Общими усилиями нам следует заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже впервые годы его жизни, и необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков.

Правильно организованная музыкальная деятельность способствует:

  • профилактике дыхательных заболеваний, что объясняется возможностью использовать ряд специальных упражнений дыхательной, звуковой гимнастики, которые способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний
  • предупреждению психологических перегрузок.

Скачать конспект

Одно из направлений в моей работе является – музыкотерапия как средство воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так и эффективный оздоровительный компонент (психофизического состояния ребёнка). Музыкальные занятия являются огромным потенциалом для преодоления ряда проблем:

  • Слабо развитая крупная и мелкая моторика
  • Неустойчивое внимание, низкая концентрация
  • Не проявляется эмоциональной отзывчивости при слушании музыки
  • Имеются речевые нарушения
  • Отсутствует вокализация

Музыка в состоянии помочь сбалансированности нервной системы ребенка в результате использования релаксотерапии – упражнения на совершенствование эмоциональной сферы детей, музыкальных аутотренингов. Данное направление работы осуществляю в организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, где в свою очередь ставлю перед собой определённые цели и задачи.

Базируясь на таких видах деятельности ребёнка как восприятие, исполнительство и творчество, занятия направлены на целостное развитие детской личности и помогают решать художественно-эстетические, коррекционно-развивающие и оздоровительные задачи, дают возможность укрепить и усилить полученный положительный эффект, создают предпосылки для реализации творческого потенциала личности дошкольника и формирование у него интегративных качеств.

Цель:

  • Формирование интереса к миру музыки, стимулирование развития музыкальных способностей, формирование коммуникативных навыков посредством основных видов музыкальной деятельности, содействие в социализации и адаптации.
  • Содействие родителям в организации воспитания и обучения детей, формирование предпосылок к учебной деятельности, общее укрепление и профилактика психологического здоровья детей.

С учётом цели были поставлены следующие задачи:

Задачи:

  1. Осуществлять свободное общение посредством музыки со взрослыми и детьми, формируя навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии музыкой.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, способствуя коррекции эмоционально-поведенческих расстройств.
  3. Обогащать музыкально-слуховой опыт, способствуя эмоционально-личностному развитию (внимание, память) и улучшению социальной адаптации.
  4. Стимулировать процесс восприятия и концентрации внимания, укрепляя общее психофизическое состояние.
  5. Развивать пространственную ориентацию, зрительно-моторную координацию, слуховое восприятие.
  6. Формировать просодические компоненты речи: речевое и певческое дыхание, правильная артикуляция, дикция.

В организованной образовательной деятельности музыкотерапия рассматривается как ключевой момент, воспитанники, знакомясь с музыкальным материалом не должны испытывать трудностей, преодолевать сложные задачи. Я подбираю такой музыкальный репертуар, который вызовет у детей положительные эмоции, и не будет сложен в восприятии.

Вид деятельности как слушание и исполнительство требует тщательного подбора содержания. Приобщая детей к классической музыке с самого раннего возраста, обращаю свое внимание к авторской программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», которая позволяет ознакомиться с лучшими образцами мировой музыки в разных видах деятельности.

Восприятие музыки детьми зачастую происходит на интуитивном уровне, ребенок не может осознанно определить, почему ему нравится та или иная мелодия, но выразить свое эмоциональное отношение он может в движениях, мимике, жестах. Порой воспитанникам совсем не обязательно знать автора музыкального произведения, достаточно многократно прослушивать и вызывать интерес, а когда настанет момент осознания, в старшем дошкольном возрасте, познакомить с композитором и побеседовать о значимости, роли музыки.

Основы музыкотерапии

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения.

Благоприятное влияние оказывают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Среди произведений классиков стоит отметить: Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны», Бетховен «Симфония №6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности.

Ритмичная, бодрящая музыка, отлично подходят различные марши. Произведения: Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Марш из балета «Щелкунчик», Бетховен «Увертюра Эгмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».

Для снятия головной боли.

Произведения: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна.

Предпочтительна музыка с медленным темпом и четким ритмом. Среди произведений классиков стоит отметить: Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», Чайковский «Танец феи Драже», «Утро».

Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности.

Произведения: «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

Данные музыкальные произведения были предложены для домашнего прослушивания родителям и воспитанникам на СD дисках, из личной музыкальной коллекции.

Что мы ждём от занятий музыкой то есть ожидаемые результаты вследствие систематической и активной работы педагогов, детей, а так же родителей:

  • Всестороннее, гармоничное развитие личности малышей
  • Развивается музыкальный слух, ритм и память, активная речь.
  • Развивается эмоциональная отзывчивость, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а так же слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
  • Улучшается общее физическое развитие, нервная система (профилактика детских неврозов)
  • Развиваются умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.

Литература:

  1. Радынова О. П программа «Музыкальные шедевры. Настроения, чувства в музыке. ФГОС ДО», Москва, «Сфера» – 2019г.
  2. Трифонова О. Н. «Солнечная радуга» музыкальная коррекция нарушения речи у детей, Ростов-на-Дону, «Феникс» — 2008г.
  3. Аксанова Т. Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР», Санкт-Петербург, «Детсво-Пресс» — 2009г.
  4. Керимова М. В. Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2017. — №15. 2. — С. 87-89. — URL https: //moluch. ru/archive/149/41624/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 13 (134) выйдет
12 апреля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год