Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Вместе с музыкой» с использованием музыкотерапии и здоровьесберегающих технологий для детей 3 – 7 лет с задержкой психического развития и имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии
Занятия по Музыке
Автор: Глотова Алевтина Витальевна   
07.01.2021 16:37

Проект «Вместе с музыкой» с использованием музыкотерапии и здоровьесберегающих технологий для детей 3 – 7 лет с задержкой психического развития и имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитииПроект «Вместе с музыкой» с использованием музыкотерапии и здоровьесберегающих технологий для детей 3 – 7 лет с задержкой психического развития и имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел: «Музыкальное развитие»

Глотова Алевтина Витальевна музыкальный руководитель высшая квалификационная категория г. Советский

Аннотация:

Проект «Вместе с музыкой» был разработан в 2018 г. После его реализации, были внесены изменения и дополнения с учетом контингента воспитанников, так же был включен региональный компонент.

 

скачать конспект

Основная идея проекта «Вместе с музыкой» — создание системы работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с особенностями развития средствами музыкотерапии.

Данный проект направлен на развитие детей 3 – 7 лет, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

Использование представленной системы работы по данному вопросу позволяет значительно повысить развитие эмоциональной сферы детей их творческой активности. А также способствует вовлечению родителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, делая его открытым.

В творческих разработках предлагается банк конспектов и наглядных материалов для работы с детьми в этом направлении. Предложен диагностический инструментарий для определения уровня сформированности знаний, обучающихся по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность»

Музыкотерапия как технология в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет большой потенциал.

Пояснительная записка

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Музыка – целитель здоровья»

В.М. Бехтерев

Музыка — величайший источник эстетического и духовного наслаждения. О лечебных свойствах музыки было известно еще до нашей эры. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции и Риме.

Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Музыка может быть средством успокоения и лечения, помогает бороться с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости.

Ученые В.М. Бехтерев, М.Догель, Н.Тарханов при помощи приборов установили, что слушание музыки и пение воздействуют на организм человека, изменяя кровяное давление, частоту пульса, влияя на расслабление и напряжение мышц. Г.П. Шипулин отмечал благотворное влияние музыкального ритма на развитие у детей внимания, памяти, внутренней собранности. Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость.

Актуальность. На сегодняшний день в обществе остро обозначена проблема роста числа детей, имеющих особенности в развитии. Детский сад — часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Данная проблема коснулась и нашего дошкольного учреждения. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29. 12. 2012 г. одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным образовательным учреждением является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наше дошкольное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями, имеющие различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС и др.). Для таких детей характерны следующие проблемы:

  • отсутствие мотивации к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности;
  • недостаточный уровень освоения опыта творческой деятельности, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;
  • несформированость коммуникативной компетенции.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

Научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие и на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Соответствие содержания проекта требованиям ФГОС ДО.

В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей. Создаются благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью, востребованной в обществе, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер. Развивая музыкальные способности ребенка, мы развиваем его внутренний мир, его память, координацию движения и ритмическую активность, фонематический слух, организованность и внимание. Все эти качества нужны каждому человеку и в современном мире. Погружаясь в мир музыки, пережив разнообразные чувства и эмоциональные состояния, ребенок станет уверенным в себе, научится пониманию и состраданию. С развитием музыкальности приходит радость и необыкновенное желание новых встреч с музыкой.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. Поэтому возникла идея разработать проект «Вместе с музыкой» с использованием музыкотерапии и оздоровительных технологий, как один из видов педагогической арт-терапии для детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Основная цель музыкотерапии применительно к ребенку с проблемами в развитии состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности.

Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главным составляющим этого вида психотерапии. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.

Сущность музыкотерапии состоит в ее способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.

Основная часть

Проект «Вместе с музыкой» — практико – ориентированный, направлен на оздоровление и развитие личности дошкольника, его адаптацию в обществе, долгосрочный, рассчитан на один учебный год (сентябрь — май) — 36 занятий для детей 3-7 лет, имеющих сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

На музыкальных занятиях ребёнок с задержкой физического и психического развития имеет шанс на проявление своих способностей, а это помогает пробудить веру в себя, в свой успех. Занятия музыкой у таких детей вырабатывает внимание, умение контролировать и оценивать действия.

Цель проекта: Создание условий для активизации музыкального потенциала

детей и развитие эмоциональной сферы средствами музыкотерапии.

Задачи:

Обучающие:

  • Дать представление о музыкальном искусстве, познакомить с его ролью в жизни людей. Сформировать у детей интерес к музыкально-творческой деятельности, практические умения и навыки в разных видах музыкальной деятельности.

Развивающие:

  • Формировать положительное психоэмоциональное состояние у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями средствами музыкотерапии. Учить регулировать свое поведение.
  • Развивать музыкальные способности у детей с ограниченными возможностями (слух, голос, чувство ритма, эмоциональное восприятие мелодии, музыкально-исполнительские навыки в пении, в движении, в игре на музыкальных инструментах).

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей положительные качества личности (доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым), коммуникативность.

Для решения этих задач необходимо выполнение следующих условий:

  1. Создание развивающей предметно – пространственной среды
  2. Использование разнообразных форм и методов работы во избежание переутомления детей и для поддержания их творческой активности во всех видах музыкальной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития:
  • восприятие музыки,
  • хоровое и сольное пение,
  • ритмика,
  • пластическое интонирование (познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы в активную.),
  • драматизация, театрализованная деятельность
  • игра на детских музыкальных инструментах.

Формы и методы работы с детьми

  • Формы работы – непрерывная образовательная деятельность, игры, праздники, консультации родителей.
  • Формы организации непрерывной образовательной деятельности — групповые и индивидуальные занятия.
  • Типы непрерывной образовательной деятельности — типовые, тематические, интегрированные.

Методы:

Наглядный метод (позволяет в конкретных, красочных образах показать детям события окружающей деятельности, рассказать о чувствах и действиях людей, отразить красоту природы и т.д.) Наглядный метод включает следующие компоненты:

  • слуховую наглядность (слушанье музыки, исполнительская деятельность);
  • тактильную наглядность (непосредственное ощущение предмета, непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания);
  • зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой (показ певческих приёмов, упражнений на тренировку дыхания, дикции, иллюстрации к музыкальным произведениям).

Словесный метод (обращение к сознанию ребёнка способствует осмысленности, содержательности его деятельности). Помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности, включая в себя следующие приёмы:

  • объяснение (обычно дается на 1 этапе усвоения детьми музыкального материала) используется в виде образного рассказа перед слушаньем музыкальных произведений;
  • поэтическое слово — чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй;
  • беседа – обычно проводится после слушанья музыки, реже перед слушаньем. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают своё отношение, дают элементарную оценку.

Практический метод. Конкретная деятельность детей в пении, игре на детских инструментах, музыкально-ритмическая деятельность, театральная деятельность. Необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно.

Эвристический метод – метод позволяет ребёнку самореализововаться, проявить свою активность и развивать эмоциональное восприятие (используя приём импровизации).

Принципы реализации проекта:

  • принцип гуманности — учет личностных, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в процессе обучения;
  • принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка;
  • принцип учета интересов – учет музыкальных интересов и направленностей ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности;
  • принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе обучения, снятие эмоциональной напряженности и снижение уровня не комфортности;
  • принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, логопеда, психолога, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, осуществляющими реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • принцип отбора музыкального репертуара — необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей и с учетом медицинских показаний;
  • принцип систематичности и последовательности – проведение планомерной работы по восприятию музыки, постепенное усложнение музыкального содержания;
  • принцип продуктивности – результатом работы по музыкотерапии является творческий продукт, например, образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове, песне и т. д.;

Методическая новизна.

Музыкотерапия — это лекарство, которое можно слушать и еще при этом видеть, т.е. при восприятии музыкального произведения его содержание можно видеть на экране. (Все презентации и видеоматериалы авторские).

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Методическая сложность.

Музыкотерапия основывается прежде всего на восприятии музыки, которое у детей с разными проблемами имеет свои особенности. Не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут с эмоционально откликаться на музыку, и рассказать о прослушанном. Не все музыкальные произведения воспринимаются детьми одинаково (в зависимости от настроения ребенка, его самочувствия, особенностей в развитии). Поэтому музыкальный материал, его жанровая принадлежность выбирается на основе данных диагностики особенностей музыкального восприятия, с учетом личных предпочтений.

Проект «Вместе с музыкой» включает следующие этапы:

Подготовительный этап (сентябрь) — аналитико-диагностический включает в себя:

  • Выявление интересов детей и их уровня музыкального развития (диагностика, беседа с ребенком).
  • составление плана мероприятий, разработка отдельных форм и методов работы с детьми.
  • Формирование интереса к музыкальной деятельности.

Основной этап (октябрь-май) — непосредственно реализация проекта, включающая:

  • Восприятие музыки (слушание музыки активное и рецептивное — пассивное).
  • Вокалотерапия (дыхательная гимнастика, звукотерапия, упражнения на развитие голосового аппарата, пение сольное и хоровое).
  • Игра на детских музыкальных инструментах.
  • Ритмопластика (хороводы, танцы, игры) направлены на решение проблем развития ребенка.
  • Пальчиковые игры (использование технологии Воскобовича «Волшебные гонзики»)
  • Региональный компонент способствует освоению воспитанниками знаний и умений, необходимых для духовно-нравственного становления личности, успешной социализации по месту проживания, развития патриотических чувств и уважительного отношения к культурным традициям и достопримечательностям родного края, а также миру природы родного края. На занятиях использую фото и видеоматериалы, игры, музыкальный материал коренных народов Севера.

Аналитический этап (январь — промежуточная диагностика, май – итоговая диагностика). На этом этапе:

  • Ведется мониторинг результатов музыкальной деятельности, отслеживается динамика формирования музыкальных и двигательных навыков детей с ограниченными возможностями, проявлений творческой и социальной активности детей.
  • Определяется степень решения проблем ребенка.
  • Вносятся рекомендации и коррективы в индивидуальную карту социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями для проведения дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Направление деятельности

Проект имеет следующие направления:

  • коррекционное,
  • оздоровительное,
  • развивающее,
  • воспитательное,
  • творческое.

Проект «Вместе с музыкой» охватывает 4 раздела:

I раздел — восприятие музыки.

Активное восприятие музыки – основа музыкального восприятия в целом. Музыка на занятиях музыкотерапии выполняет эстетическую, познавательную и развивающую роль. Дети учатся слышать и размышлять о ней, при этом активизируется внутренний мир детей, их чувства и мысли.

Восприятие музыки происходит не от общего к личному, а от личного к общему, то есть не от представлений к чувствам, а от чувств к представлениям. В связи с этим дети понимают музыку как специфический язык психологического состояния человека, как лирический процесс в его жизни. Ведь когда человек познает окружающий мир, то при этом задействуется не только мышление, но пробуждаются также чувства и эмоции, через которые он открывает себя и свое отношение к миру.

Процесс формирования активного восприятия музыки у детей с проблемами в развитии предполагает следующие направления работы:

  • формирование музыкальной слушательской культуры, обогащение детей музыкальными впечатлениями, знакомство с доступных детей классической и народной музыкой, формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, формирование музыкального вкуса;
  • формирование сенсорной основы музыкального восприятия (различение на слух свойств музыкальных звуков: силы, высоты, тембра, длительности);
  • развитие активной слушательской деятельности (способности эмоционально откликаться на музыку; формирование произвольности процесса восприятия, умения давать совместно с педагогом и самостоятельно элементарный анализ услышанному; узнавание, различение, выделение понравившегося музыкального произведения; сопоставление музыкального образа с образом из окружающей жизни, высказывание своего отношения к услышанному).

Рецептивное (пассивное) восприятие музыки направленно на релаксацию, расслабление, отдых, что способствует гармонизации и оздоровления ребенка, преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.

Когда ребенок слушает музыку, его организм поглощает музыкальную энергию, и она нормализует работу жизненно важных систем и органов. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на ребенка и его здоровье.

Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.

II раздел – вокалотерапия — улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет голосовой аппарат, является своеобразным видом дыхательной гимнастики. В процессе восприятия музыки расширяется представление о жизни общества и предметном окружении, расширяется кругозор детей путём формирования знаний и представлений.

Это главный элемент, присутствующий во всех занятиях. Каждое занятие начинаться с упражнений на развитие дыхания, голосового аппарата (артикуляционная гимнастика) и распевания. Это не только развитие и приведение голосового аппарата в рабочее состояние, но и настройка слуха и внимания.

Артикуляционная гимнастика — направлена на подготовку артикуляционного аппарата к пению. Гимнастика проводится также в игровой форме.

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
  • выработку контроля за положением рта.

Дыхательная гимнастика (упражнения на развитие дыхания) – может входить, как в раздел занятия так быть и самостоятельным видом деятельности (дыхательная гимнастика А. Стрельниковой).

Гимнастика проводится как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды).

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Звукотерапия используется для профилактики и реабилитации частых простудных и хронических заболеваний органов дыхания.

Распевание и пение. При распевании используются короткие, легко запоминающиеся песенки шуточного содержания, с использованием наглядности (детям предлагается самим описать то, что изображено на картинке), затем распевка исполняется педагогом, вместе с детьми определяется характер, темп, динамика песенки и детям предлагается подпеть то, что они запомнили. Распевание начинается с песен на одном звуке, постепенно диапазон расширяется.

Вокалотерапия – это объемный комплексный процесс, в ходе которого осуществляться развитие детского голосового аппарата, а так же расширяются воспитательные, коррекционные задачи.

III раздел — ритмопластика (музыкально-ритмические движения). Занятия ритмопластикой способствуют развитию мышления детей, когда каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней (игре), вовремя включаться в деятельность. Создаются условия развития внимания, памяти для детей с задержкой психического развития. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, это психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ( «музыкального») инструмента.

Акцентируется внимание на развитии чувства ритма у детей, двигательных навыков, артистичности, быстроты реакции, координации движений, осознанному овладению танцевальными, ритмическими движениями.

На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

  • доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
  • понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);
  • разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

В этом разделе используются музыкальные и театральные игры, подвижные игры с пением, танцевальными движениями, театрализацией. Веселая игра Воскобовича «Волшебные Гонзики» развивает у ребенка мелкую моторику, актерский талант, тренируют память и внимание. Также, «Гонзики» могут помочь в запоминании ребенком названий всех пальцев.

Коррекционно-развивающая цель данного раздела состоит в том, чтобы активизировать эмоции детей, научить коллективному взаимодействию, научить выполнять условия и правила игры, в игровой форме закрепить необходимые навыки (например, выразительности движений или четкой артикуляции при пении).

IV раздел – игра на детских музыкальных инструментах

Дети получают практическую возможность познакомиться с ударно-шумовыми инструментами. На первых занятиях детям дается возможность попробовать поиграть на различных инструментах самостоятельно, сравнить тембры и способы извлечения звука. Как правило, все дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, но участие в оркестре предполагает ряд определенных навыков: необходимо иметь внимание и выдержку, контролировать свои действия, чтобы одновременно со всеми начать игру и закончить; развивать чувство ритма и выдерживать определенную динамику. Постепенно требования увеличиваются, и дети осваивают правила игры. Используются элементы методики элементарного музицирования Карла Орфа (Австрия).

Все разделы проекта объединяет игровой метод проведения занятий, который придает им привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии равномерно распределяется психофизическая нагрузка, и занятия проводятся по следующей схеме:

  • Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки детей на рабочий лад.
  • Ритмическая разминка (музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения).
  • Восприятие-слушание музыки (активное).
  • Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений (артикуляционная гимнастика).
  • Дыхательная гимнастика (упражнения на развитие дыхания, звукотерапия).
  • Пение (распевка, исполнение песен).
  • Музыкально-дидактическая игра (не на каждом занятии).
  • Игра на музыкальном инструменте (не на каждом занятии).
  • Подвижная музыкальная игра, танец с элементами ритмопластики, хоровод.
  • Рецептивное (пассивное) восприятие музыки.
  • Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Структура проведения занятий различна, может варьироваться в зависимости от цели, темы и формы занятия. Обязательно присутствует воспитатель группы для оказания помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложно ориентирующихся в пространстве, в передвижении по залу, выполняя задания вместе с ребёнком — «рука в руке». Сюда же входит знакомство с новым музыкальным материалом, освоение приёмов взаимодействия с ребёнком.

Индивидуальные занятия также строятся в зависимости от поставленной задачи и основной проблемы ребенка, его эмоционального состояния, которое определяется в результате диагностики (проводит психолог и дает рекомендации.) Темы занятий представлены в приложении (приложение 2).

Музыкальный материал занятий подбирается из лучших образцов детских музыкальных произведений – П.И. Чайковского, Р.Шумана, А.Т. Гречанинова, С.М. Майкапара, В.А. Моцарта, М.И. Глинки, Н.А. Римского – Корсакова, пьесами Э.Грига, К.Дебюсси, популярных произведений С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова, В.А. Гаврилова. Активно вовлекается в репертуар фольклорный материал и современная детская музыка.

Данные занятия имеют особую специфику. Они проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 до 25 минут в зависимости от предлагаемого материала и настроения детей.

Один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить, частично дублируется в разных возрастных группах для преемственности. Во время одного занятия исполняется 1-2 песни, и используются 1-2 произведения для слушания. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания звучат не более трех-пяти минут.

Тематическое планирование представлено в приложении к проекту.

Направления музыкальной деятельности остаются неизменными, меняется содержание в соответствии с контингентом детей.

Календарно-тематическое планирование представлено по возрастным группам в приложении (приложение 1).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год